Основные модели взаимодействия человека, природы и общества

Выделяют такие модели взаимодействия человека и природы, как мифологическая, научно-технологическая и диалогическая.

Для каждой из этих моделей характерен свой способ понимания отношения человека с природой: в мифологической утверждается приоритет природы над человеком; в научно-технологической, напротив, утверждается власть человека как создателя искусственного мира над естественной природой; в диалогической акцентируется коммуникация как способ гармонизации отношений человека с природой, когда общество в своем развитии учитывает возможности и тенденции развития природы.

Мифологическое отношение к природе отражает понимание природного мира как жизненного пространства, от которого на этапе собирательства и охоты всецело зависело биологическое выживание архаичного человека. Природа его удивляла и пугала. Признавая ее господство над собой, свою принадлежность к ней и тотальную зависимость от нее, архаический человек не выделял себя из природы, не противопоставлял себя ей и не мог себе представить возможность ее активного преобразования. Персонифицируя природные явления и процессы, архаичный человек распространял отношения человеческого общения на всю природу, объяснял природные процессы по аналогии с понятными ему родственными отношениями. Мир представал как живой, единый, целостный и гармоничный организм, в котором человек ощущал себя его внутренней, всецело зависимой частью. Отождествляя природное и человеческое, миф способствовал слиянию человека с миром, ощущению гармонии общества и природы.

Христианская интерпретация социоприродного взаимодействия занимает промежуточное положение между мифологическим и научно-технологическимотношением человека к природе. Природа перестает восприниматься как учитель жизни. Она обесценивается в глазах человека. Природа имеет более низкий статус, чем человек. Человек в христианстве выделен из природы, привилегирован, ибо Бог сотворил его по своему образу и подобию. Смысл человеческого бытия – в возвышении над природой. Природа несамодостаточна, Бог поставил над ней человека, чтобы он ее хранил и возделывал. Но христианский человек еще воспринимал природу как живой организм, содержащий в себе замысел Бога. «Книга природы написана божественными письменами», и эти символы христианскому человеку надлежало расшифровать.

Возрождение и Новое время. С этой эпохой связано становление научно-технологической модели взаимодействия человека и природы. Это– время смены мировоззренческих идеалов. Именно в эпоху Возрождения и Нового времени было заложено начало кардинальных материально-экономических, социально-политических и духовно-мировоззренческих новаций, характеризующих современную эпоху. Изменилось понимание человека и его отношение к Богу и природе. Вместо смирения гуманисты Возрождения (XVI в.) утверждали ценность индивидуальности, активизма, творчества человека, его предприимчивости и свободы. Движимый жаждой самоутверждения, человек Возрождения стремился как можно полнее реализовать свои духовные и материальные потребности в земной жизни. Однако свою созидательную деятельность он еще не отождествлял с преобразованием природы. Гуманисты Возрождения признавали изначальную мудрость, доброту и святость природы, понимали, что, уничтожая природу, человек истребляет и самого себя.

Натурфилософия XVI в. преодолела средневековые представления об иерархическом устройстве мира, несамодостаточности природы и утвердила идеи самостоятельности и законообразности природы, однородности земного и небесного миров, однородного и бесконечного пространства.

Благодаря этому в Новое время возникло экспериментально-математическое естествознание. Роль доминанты мировоззрения начинает играть (пусть и не сразу) научно-рациональная, а не религиозная парадигма, хотя процесс эмансипации науки от религии был достаточно долгим и противоречивым. Пантеизм и деизм ХVП в. освободили поле деятельности для науки – объективного изучения мира. Научное познание направлено на выявление сущностных характеристик реальных предметов и причинных связей в реальном мире. Философы Нового времени считали, что такое знание позволит человеку стать властелином природы, использовать и преобразовывать природу в соответствии с практическими потребности развития промышленности и техники. Происходит ценностная переориентация познания на получение практически полезного знания. Мыслители ХVII в. были убеждены в неисчерпаемых практических возможностях научного знания и рассматривали его в качестве необходимого и достаточного условия господства человека над природой.

Природа в Новое время представляласькак механизм, обездушенная машина. Природу начали рассматривать сквозь призму технического эксперимента. Формировалось чисто количественное, «калькуляторское» видение сущего. Это «распадение» Космоса как целостного живого организма, источника гармонии и порядка означало радикальное изменение мировоззренческих ориентаций: человек, выделив себя из космического порядка, противопоставил себя природе как объекту эксперимента. Разум начинает диктовать порядок и законы природе, этика уже не предполагает соответствие гармонии бытия.

С XVII в. начала свой разбег техногенная цивилизация. Для нее характерен разрыв внутренних, органических связей человека с природой, присущих аграрному способу производства. Природа становится простым материалом для преобразования, объектом технического воздействия человека, преследующего свои практические цели. Формируется агрессивно потребительское отношение человека к природе как к безмерной кладовой. Это стало мировоззренческим основанием и первопричиной глобального экологического кризиса в последней трети ХХ в., когда все возрастающие масштабы негативного воздействия человека на природу привели к нарушению глобальных механизмов саморегуляции биосферы. Развитие преобразующих технологий, их вторжение в естественные процессы и видоизменение их, замещение естественных элементов искусственными привели к тому, что к настоящему времени масса искусственно созданных предметов значительно превосходит естественную биомассу. Под угрозой оказались природное равновесие биосферы и жизнь человеческой цивилизации.

В этих условиях приоритетными становятся сохранение и регенерация природных ресурсов, разработка нового образа природы и новой модели отношений человека с природой, предполагающей повышение уровня его экологической культуры и др.

Биосферой Вернадский назвал среду, в которой обитают все населяющие Землю организмы. Появление человеческой жизни и трудовой деятельности по изменению природной среды изменяет биосферу. Оно интерпретируется Вернадским как закономерный этап эволюции биосферы, который должен привести к переходу биосферы в качественно новое состояние – ноосферу. Ноосфера (греч. noos – разум, sphaira – шар) как новый этап развития биосферы определяется историческим развитием человечества, его разумом и трудом. Таким образом, деятельность человека представляется основным фактором эволюции биосферы как космического тела, утверждается ответственность человека за протекание процессов на планете. Наступление эпохи ноосферы будет означать, что развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией биосферы. Обеспечение коэволюции (совместного, согласованного развития) человека и природы выдвигается в качестве экологического императива современного социоприродного взаимодействия. Согласно принципу коэволюции, человечество, изменяя и приспосабливая биосферу к своим потребностям, должно само изменяться. Оно должно научиться учитывать объективные требования природы, действовать в интересах всей жизни на Земле, распространять принципы нравственности на свои взаимоотношения с природой.

Этот новый взгляд на природу и свойственнен диалогической модели взаимодействия человека и природы. В ее рамках философия пытается осмыслить природу по меркам, соизмеримым с самим человеком. Она опирается на понимание жизни как изначального природно-космического единства субъективного и объективного. Человек понимается как микрокосм, в котором проявляются законы Вселенной. Утверждая неразрывную связь индивидуальной жизни и жизни Планеты, диалогическая модель базируется на глубоком уважении жизни, ориентирует человека на установление взаимопонимания и гармонического соединения с природой.

Наши рекомендации