Активизирующее общение воспитателя с детьми в игре

Уровень развития игры у каждого ребенка разный: у одних – высокий, у других – средний или низкий. Чтобы правильно с учетом индивидуальных особенностей, руководить развитием игры каждого ребенка, воспитателю нужно научиться наблюдать за играющими и анализировать их игры. Анализ помогает грамотно определить задачи руководства. Вопросы для анализа игр детей даны в приложении.

Вступая в общение с играющими детьми, воспитатель решает поставленные задачи. При этом он ни в коем случае не говорит детям, что и как делать в игре, а с помощью разнообразных проблемных ситуаций активизирует малышей. На примерах рассмотрим, как воспитатель включается в активизирующее общение с детьми, решая разные задачи руководства.

Самым маленьким детям он помогает поставить игровую задачу, если видит, что они в этом затрудняются, например, воспитатель, заметив, что девочка не играет, пытается привлечь ее внимание к игрушкам: "Почему куклы такие грустные? Что им хочется?" Если ребенок не поставит игровую задачу, воспитатель помогает: "Они, наверное, проголодались, поэтому такие грустные". Если и в этом случае девочка самостоятельно не поставит игровую задачу, тогда воспитатель говорит: "Покорми кукол, им так хочется вкусной каши". Итак, воспитатель сначала побуждает ребенка к самостоятельной постановке любой игровой задачи, затем косвенно советует, как можно поиграть и только после этого ненавязчиво предлагает выполнить конкретное игровое действие. Ребенок вправе не принять поставленную взрослым игровую задачу. Таким образом, воспитатель постепенно развивает у детей самостоятельность в постановке игровых задач.

Одной из задач руководства является помощь детям в переносе игровых действий в разные игровые ситуации. В практике малыши переносят игровые действия с одной игрушки на другую, но при этом не учитывают условия, например, одинаково "кормят" кукол и животных, посадив за стол. Воспитателю нужно учить заменять игровые действия в зависимости от условий. На примере рассмотрим, как это возможно сделать. Заметив, что девочка покормила куклу, воспитатель говорит: "Как хорошо ты накормила куклу. А вот еще кошка прибежала, она тоже хочет есть. Где ты ее покормишь?" Если девочка примет игровую задачу, то ей надо изменить условия для ее решения, т.е. кормить кошку она будет не за столом, как куклу, а на полу из тарелки. Воспитатель может еще усложнить игру: "Вот еще петушок пришел, он хочет зернышек поклевать. У тебя есть зернышки для петушка?"

Как уже отмечалось, важнейшей задачей для руководства играми маленьких детей является формирование игровых действий с предметами-заместителями. Как их включить в игру? Например, мальчик катает машину, воспитатель берет мяч зеленого цвета, говорит: "Я купила большой арбуз, он такой тяжелый. Помоги мне довезти арбуз до дома". В следующий раз воспитатель побуждает этого мальчика самостоятельно подбирать нужный заместитель. Например, говорит: "Ты мимо базара едешь? Купи мне, пожалуйста, вилок капусты". Мальчику нужно придумать, что можно взять вместо вилка капусты, им опять моет стать мяч зеленого цвета. Таким образом, воспитатель побуждает детей вариативно использовать в играх знакомые предметы в качестве заместителей.

Когда игровые действия с предметами-заместителями сформированы, воспитатель тактично напоминает о возможности их использования в играх. Например, мальчик поставил игровую задачу: сломалась машина, воспитатель обращает его внимание на коробку, в которой хранятся предметы-заместители: "Может быть, здесь ты найдешь инструменты для ремонта машины?"

Воспитатель побуждает использовать в играх воображаемые предметы. Например, предлагает взять со своей пустой ладоши угощение для куклы или воображаемую отвертку для ремонта машины.

Наблюдая за играющими, воспитатель обязательно поддерживает и поощряет любые проявления самостоятельности в постановке игровых задач и в выборе предметных способов их решения.

При правильном руководстве игрой к концу третьего года жизни дети начинают принимать роль взрослого. Так заканчивается развитие сюжетно-отобразительной игры и начинается формирование сюжетно-ролевой.

Наши рекомендации