IV. Активизирующее общение воспитателя с детьми в игре

Включаясь в игру, воспитатель тактично, осторожно направляет играющих, заботясь о том, чтобы не разрушить их замысел. При этом он решает разные задачи руководства, которые были выделены с учетом особенностей развития игры.

Рассмотрим, как воспитатель может активизировать играющих детей, решая задачи руководства.

Чтобы дети могли претворить в играх разнообразные замыслы, воспитатели большое внимание уделяют формированию у них способов реализации задуманного. У большинства детей хорошо сформированы предметные способы отображения окружающего в игре, поэтому воспитатели лишь поощряют их за интересную выдумку в выборе предметного способа решения игровых задач. Формируя ролевые способы, воспитатели изменяют формы активизирующего общения, они больше разговаривают с играющими, побуждая их к ролевым высказываниям и беседе, с этой целью они задают детям вопросы по содержанию.

В сюжетно-ролевой игре большое внимание уделяется формированию положительных взаимоотношений между играющими. Воспитатель помогает детям договориться в игре, вступить в общение со сверстниками. Например, заметив, что кто-то из ребят едет на машине, воспитатель советует ему пригласить кого-нибудь прокатиться вместе. Дети любят играть с воспитателем, приглашают его в игру. В таких случаях педагог иногда советует пригласить поиграть и сверстников, но делает это ненавязчиво, а тактично. Рассмотрим, как ведет себя педагог в подобной ситуации. Андрей построил теплоход, надел фуражку, обращается к воспитателю: "Пойдемте, я вас покатаю на теплоходе".

Воспитатель: "Мы вдвоем поедем, на теплоходе обычно катается много людей".

Андрей, ни к кому не обращаясь, кричит: "Приглашаю на теплоход".

Воспитатель: "Никто не понял, кого ты приглашаешь и зачем".

Андрей: "Пассажиры, приходите. Теплоход скоро отправляется, я вас прокачу на нем. Я капитан".

В результате длительной, кропотливой воспитательной работы, дети приучаются сами налаживать отношения в игре и постепенно включаются в активизирующее общение друг с другом, игра становится подлинно самостоятельной, творческой деятельностью, в ней играющие много и содержательно общаются, умело налаживают взаимоотношения.

КАК ПЛАНИРОВАТЬ РУКОВОДСТВО ИГРОЙ ?

Полнота развития игры, а, следовательно, ее воспитательная ценность повышается при условии планирования воздействий педагога. Однако в практике часто встречаются ошибки, в планировании руководства играми. Еще в 50-е годы Р.И. Жуковская, Д.В, Менджерицкая, П.Г. Саморукова указывали на недоступность планирования: во-первых, тематики игр, во-вторых, игровых действий, которые выполняют дети.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы свидетельствует о том, что именно эти ошибки допускают воспитатели при планировании руководства играми. В качестве примера приведем типичную запись: "Организовать сюжетно-ролевую игру в больницу. Вспомнить, что делает врач: прослушивает больных, ставит градусник, дает лекарство" В этом примере указана тема игры, запланировано, что будут делать играющие. Таким образом, воспитатели заранее планируют навязывание детям темы игры, а это идет к подавлению самостоятельности, инициативы.

Другой существенной ошибкой планирования руководства играми является отсутствие связи с работой по ознакомлению с окружающим. Воспитатели не всегда предусматривают возможность переноса полученных детьми впечатлений в игру. Это приводит к усвоению детьми формальных знаний (С.Л. Новоселова).

Что нужно планировать, осуществляя руководство игрой ?

Рекомендуется планировать: во-первых, задачи руководства игрой; во-вторых, методические приемы, с помощью которых будут решаться поставленные задачи.

Чтобы определить задачи руководства игрой, надо хорошо знать, как развита игра у каждого ребенка. Это помогает выявить диагностика.

Опыт показывает, что календарные планы руководства игрой надо составлять на короткий срок, на 1-2 дня, чтобы воспитатель знал и учитывал игровые замыслы детей во время планирования методических приемов.

В качестве примеров приведем несколько записей из плана воспитательной работы.

- Учить детей ставить друг другу игровые задачи. Выяснить, куда поехали мальчики, предложить пригласить кого-нибудь прокатиться.

- Поощрять выразительное исполнение взятой роли: "Ты такая заботливая мама".

- Включать детей в ролевую беседу. Спросить у шофера, где едем, куда, что встречается на пути, что случилось с мотором и т.д.

Во всех приведенных примерах указаны задачи руководства и методические приемы. Содержание приемов воспитатель может изменить, если у детей появился другой замысел игры.

Кроме обязательного календарного плана, может быть перспективный план. Он нужен для того, чтобы, во-первых, видеть перспективу развития игры в течение определенного времени, во-вторых, для осуществления связи ознакомления с окружающим и дальнейшего развития содержания игры.

Перспективный план можно составить с учетом четырех компонентов комплексного руководства игрой. За основу берется ознакомление детей с окружающим, в зависимости от этого предусматривается обогащение игрового опыта детей, изменение предметно-игровой среды и активизирующее общение воспитателя с детьми в игре. Примерные перспективные планы предлагаются в приложении.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы для анализа игры

1. Какая тема игры?

2. Как возникает замысел игры: самостоятельно или с помощью взрослого?

3. Количество отображаемых в игре эпизодов, их разнообразие.

4. Самостоятельность детей при постановке игровых задач:

- игровые задачи детям ставит взрослый;

- взрослый помогает в постановке игровых задач;

- игровые задачи дети ставят самостоятельно.

5. Сформированность предметных способов решения игровых задач:

- разнообразие игровых действий с игрушками;

- наличие игровых действий с предметами-заместителями, какие заместители используют и в каком значении;

- наличие игровых действий с воображаемыми предметами.

6. Сформированность ролевых способов решения игровых задач:

- разнообразие и эмоциональная выразительность ролевых действий;

- с кем дети вступают в ролевые высказывания или беседу;

- содержательность ролевых высказываний и беседы.

7. Самостоятельность детей в выборе предметных и ролевых способов решения игровых задач.

8. Взаимодействие детей в игре:

- с кем вступают во взаимодействие;

- по чьей инициативе вступают во взаимодействие (взрослого, сверстника, по своему желанию);

- длительность взаимодействия.

9. Эффективность руководства играми детей.

10. Определить задачи руководства игрой.

Наши рекомендации