Совместная трудовая деятельность воспитателя с детьми

Воспитатель

Ребята, сегодня я вам предлагаю посеять цветы, взамен сгоревшим, вырванным и вытоптанным на лугу, в лесу. (рассматриваем семена, определяем по рисункам какие будут цветы, проводим словарную работ).

Давайте повяжем фартуки. У нас есть горшочки с землёй и семена.

Я покажу вам как правильно надо сеять семена

Делаем углубление – бороздку, в неё кладём семена на расстоянии друг от друга, присыпаем семена землёй, слегка утрамбовывая её. Всё готово!

(По ходу посева следующих семян воспитатель рассказывает детям о пользе растений, и в частности цветов, для человека).

Вот и всё?! Теперь будет расти у нас рассада цветов, ребята?

Ответы детей (Нет, нужно полить, без воды не будут расти).

Воспитатель хвалит детей за находчивость. Правильно! Хотите сами полить, помочь мне? (Дети из леек поливают посевы в горшочках ).

Я думаю, мы с вами весной высадим рассаду на своём участке. Будем заботиться о ней, а когда она окрепнет, подрастёт, то обязательно расцветут красивые цветы и будут украшать наш детский сад.

Подведение итогов (дети перечисляют, что они делали на протяжении совместной деятельности с воспитателем)

Сегодня я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные защитники природы». Я думаю, вы будете беречь и охранять нашу Землю-матушку, а она будет вас благодарить за это.

Нам пора возвращаться. Вам понравилась прогулка?

Воспитатель читает стихотворение (встают в круг, держась за руки):

Давайте будем

Дружить друг с другом,

Как птицы – с небом,

Как рыба – с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце

Со всеми нами!

Итоговое мероприятие

«Тайны птичьего полёта»

Экологическая викторина для дошкольников

Цель. Воспитание у дошкольников бережного отношения к окружающему миру и формирование навыка заботы о пернатых друзьях.

Задачи

- Расширить кругозор детей о мире пернатых.

- Развивать наблюдательность, творческий потенциал дошкольников.

- Воспитывать доброжелательность, ответственность за общее дело коллектива.

Предварительная работа

Беседа о викторине, о ее правилах. Деление детей на 3 команды, придумывание названий команд.

Разучивание пословиц и поговорок о птицах.

Беседа о птицах, обитающих на территории среднего Урала.

Рассматривание картин.

Наблюдения за птицами.

Чтение художественной литературы о птицах.

Подвижные игры.

Предметно – развивающая среда.

Игра может проводится в музыкальном зале или группе. Зал украшен плакатами на тему « Птицы – наши друзья», «Птичья столовая», «Берегите птиц» и пр.

Организована выставка книг, экологических плакатов, детских экологических журналов на тему «Птицы».

Фонограммы песен «У дороги чибис», «Песня о птицах» А. Градского.

Оборудование.

Мольберты, иллюстрации из книги В.Бианки «Чей нос лучше»,

книги С.Лагерлеф «Путешествие с дикими гусями», В.Гаршин «Лягушка – путешественница», А.Погорельский «Черная курица или подземные жители», Г.Х Андерсен «Гадкий утенок», Г.Х Андерсен «Дикие лебеди», Г.Х Андерсен «Дюймовочка», И.А.Крылов «Ворона и лисица», Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Кот»,

9 карточек «правила поведения в природе»,

Игра «Хочу быть птичкой»,

Иллюстрации птиц в полете: ласточка, утка, сорока, цапля, ворона, гусь,

Конверты с фотографиями : кедровка, еловая шишка, ветка березы.

В зале подготовлены места для зрителей, жюри и трех команд. В жюри могут войти педагоги, родители.

Викторина составлена по принципу телевизионной передачи «Своя игра», рассчитана на детей 5-7 лет и состоит из четырех туров.

Правила игры

В игре – викторине 3 команды. У каждой из них есть группа поддержки (зрители), если участники затрудняются выполнить задание, то они могут 1 раз попросить помощь у зрителей. Очередность выбора категории определяется жеребьевкой. В каждом туре по три категории, в которые входят девять вопросов. На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команде выдаются жетоны, количество которых равно заявленной номинальной стоимости вопроса (баллов). По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше

Звучит фонограмма песни «У дороги чибис»,

команды детей входят в зал, занимают свои места.

Ведущий

Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это… (Птица)

Правильно, ребята, это птица. 1 апреля отмечается праздник – Международный день птиц. Впервые День птиц у нас в стране был проведён в 1924 году в Ермолинской школе Смоленской области. Вскоре он стал общепризнанным юннатским праздником, который отмечали в первое воскресенье апреля. Но постепенно об этом празднике забыли. Весной 1998 года детский журнал о природе «Муравейник» предложил возродить день птиц. Теперь его приурочили к 1 апреля.

Выходят дети – чтецы

Ребенок

Каждый день когда встаем

Мы с братишкою вдвоем,

Взяв крупы и хлебных крошек,

На крыльцо бежим скорей.

Много ласковых, хороших

Прилетает к нам друзей

Ребенок

На кормушках сидя,

Птицы чистят клювики свои.

Тут щеглы, чижи, синицы

И проныры воробьи

Ждут нас также терпеливо

И красавицы снегири….

Все привыкли – не пугливы

Хоть руками их бери!

( Г.Ладонщиков «Наши друзья»)

ВедущийСегодня мы собрались здесь, чтобы поучаствовать в викторине, которая посвящена Дню птиц. В викторине участвуют три команды детей. Каждая команда выбирает капитана команды и придумывает название команды, связанное с птицами.

Правила игры.

В викторине четыре тура, в котором командам предлагается ответить на вопросы трех категорий. Выбор категории определяется жеребьевкой. Ведущий зачитывает вопрос выбранной категории, все команды в течение 30 секунд обсуждают вопрос и ищут правильный ответ. Если какая-то команда готова к ответу раньше, то звенит в колокольчик. По истечении минуты отвечает та команда, которая раньше подала звуковой сигнал.

Первый тур «Птицы нашего края»

Игроки по очереди выбирают категорию и номинальный балл (стоимость вопроса от 1 до 3 баллов), на который они будут отвечать.

Категория «Почему…?»

1. Почему снегирю дали снежное имя? (Снегири прилетают к нам с первым снегом, а весной улетают на север в родные края.)

2. Почему весной грачи прилетают первыми? (Грачам достаточно первой проталины, чтобы достать клювом корм – личинки.)

3. Почему клёст зимой гнезда вьет? (Зимой много еловых семян для птенцов, а весной нет.)

Категория «У какой…?»

1. У какой птицы птенцы насиживают яйца? (У северной белой совы. Совята вылупляются в разное время.)

2. У какой птицы нет гнезда, а птенцы лежат прямо на голой земле? (У козодоя.)

3. У какой птицы самая большая семья? (У серой куропатки 26 – 28 птенцов.)

Категория «Какая…?»

1. Какая птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов? (Кукушка)

2. Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

3. Какая птица летает в «очках» на носу? (Филин.)

Второй тур «Узнай и назови».

В этом туре игрокам предоставляется возможность узнать птиц по фотографиям, описаниям с помощью загадок, схем.

Категория «Певчие птицы»

1. Это ловкие, подвижные, умные и одаренные большим искусством петь птицы. Они общительны, хотя их и нельзя назвать миролюбивыми. Вообще это ловкие, проворные летуны, но при испуге они неуклюже порхают над землей. В умственных способностях этих птиц нельзя сомневаться: они не только умны, смелы и недоверчивы, но даже хитры и осторожно расчетливы.

(дрозд)

2. Молодые птицы учатся петь от старых. В каждой местности есть его свои песни. Особенно славятся курские «певцы». Народная примета говорит, что эти птицы начинают петь, когда могут напиться воды из березового листика, то есть когда лист березы настолько велик, что на нем умещается капля росы. Самое время для песен этой птицы – сумерки. Эти птицы прилетают к нам весной и начинают петь.(соловей)

3. Эта птица прилетает к нам и начинает петь ранней весной, как только из – под снега покажется оттаявшая земля – проталины.

Его нигде не увидишь на дереве. Он обычно сидит на земле или на кочках.

( жаворонок)

Категория «Чей нос лучше?»

У Виталия Бианки есть сказка «Чей нос лучше?» (Показать книгу). В этой категории мы проверим, умеете ли определять по рисункам, каким птицам принадлежат клювы. А также нужно объяснить, почему клюв имеет такую форму. (Дети выполняют задания по карточкам, выбрав номинальный балл ответа ).

1. Назовите, чьи это клювы.

(1 – клёст – клювом достаёт семена из еловых шишек; 2 – фламинго – по краям надклювья зубчики, они помогают процеживать воду и собирать мелких беспозвоночных).

2. Назовите, чьи это клювы.

(1 – ворона – очень мощный и сильный клюв, питается разной пищей; 2 – пеликан – в нижней части клюва есть кожистый мешок, в который птица складывает рыбу).

3. Назовите, чьи это клювы.

(1 – орёл – острый загнутый клюв, это хищная птица; 2 – лебедь – водоплавающая птица, питается животной и растительной пищей).

Категория «Кто как летает?»

По рисункам определить название птицы в полёте. (Дети выполняют задания по карточкам).

1. Назовите, кто летит.

(1 – утка; 2 – ласточка).

2. Назовите, кто летит.

(1 – сорока; 2 – цапля).

3. Назовите, кто летит.

(1 – ворона; 2 – гусь).

Наши рекомендации