Место педагогической практики в структуре программы

Педагогическая практика является одной из форм профессионального обучения в высшей школе и проводится на базе образовательных организаций разных типов (школ, лицеев, гимназий). Педагогическая практикаявляется одним из наиболее сложных и многоаспектных видов учебной работы студентов.

Педагогическая практика проводится со студентами по направлению подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» заочной формы обучения на 5 курсе. Она является обязательным видом учебной деятельности бакалавров и составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

Для успешного прохождения педагогической практики используются знания и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов профессионального цикла базовой и дисциплин вариативной части программы, таких как: «Безопасность жизнедеятельности», «Практикум по решению профессиональных задач педагога», ««Практикум по русскому правописанию», «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», Компетентное родительство», «Инновационные процессы в образовании», «Методика преподавания предмета интегративного курса «Окружающий мир», «Методика преподавания технологии с практикумом» и других.

Педагогическая практиканаправлена на подготовку обучающихся к осуществлению педагогической деятельности, обобщенной трудовой функции: педагогическая деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, трудовых функций: общепедагогическая функция, обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность, определенных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В результате прохождения практики обучающийся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, бакалавриат должен овладеть следующими компетенциями:

- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);

- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6).

ЭТАПЫ (УРОВНИ), ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КРИТЕРИИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

Формируемая компетенция Показатели (планируемые) результаты обучения  
 
    - готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса ОПК-3   Владеть - различными способами вербальной и невербальной коммуникации (ПК-3-Б -В1)  
-навыками организованной практической деятельности, культуры мышления педагога дошкольной организации, решения широкого круга профессиональных задач(ОПК-3-Б –В2)  
Уметь -проводить разные формы взаимодействия с коллегами, родителями и социальными партнерами (ОПК-3-У1)  
-решать психолого-педагогические задачи и ситуации, проводить деловые игры, конструировать и моделировать различные формы психолого-педагогического сопровождения (ОПК-3-Б –У2)  
Знать - основные закономерности психолого-педагогического процесса(ОПК-3-З1)  
- формы и методы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процессаОПК-3-З2)  
Формируемая компетенция Показатели (планируемые) результаты обучения  
 
    - способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики ПК-2     Владеть - некоторыми способами диагностирования достижений, обучающихся и воспитанников в учебном и воспитательном процессе (ПК-2-В1)  
- формами организации педагогического сопровождения процессов социализации (ПК-2-В2)  
Уметь - применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников в дидактическом и воспитательном процессе (ПК-2-У1)  
- выстраивать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-2-У2)  
Знать - теоретико-методологические основы разработки современных методов диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК-2-З1)  
- авторские теории педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, концепций подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-2–З2)  


Формируемая компетенция Показатели (планируемые) результаты обучения  
 
    - способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся ПК-5   Владеть - практическими навыками практическими использования учебного процесса для сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5-В1)  
- необходимым инструментарием, позволяющим грамотноосуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5-В2)  
Уметь - оценивать различные элементы образовательного процесса с позиций возможности осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5-У1)  
- составлятьпрограммы с учетом решения задачи педагогического сопровождения обучающихся (ПК-5-У2)  
Знать - основные методы и педагогического учебные сопровождения программы (ПК-5-З1)  
- программы с социализации и учетом решения использования учебного социализации, и учетом решения профессионального задачи процесса для достижения профессионального задачи самоопределения педагогического самоопределения педагогического обучающихся (ПК-5–З2)  
Формируемая компетенция Показатели (планируемые) результаты обучения  
 
    готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса   ПК-6   Владеть - основами организации деятельности педагога в гуманистической технологии педагогического взаимодействия (ПК-6-В1)  
- приемами эффективного педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательной организации (ПК-6-В2)  
Уметь - осуществлять взаимодействие с субъектами образовательного процесса на основе технологии субъект-субъектных отношений (ПК-6-У1)  
- организовывать взаимодействия субъектов педагогического процесса в различных формах на основе личностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (ПК-6-У2)  
Знать - принципы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса в условиях образовательной организации (ПК-6-З1)  
- формы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса в условиях образовательной организации (ПК-6-З2)  

ОБЪЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В НЕДЕЛЯХ ОБЪЕМ ПРАКТИКИ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ

Общая трудоемкость педагогической практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часа. Продолжительность проведения практики 6 недель. Педагогическая практика завершается зачетом с оценкой.

№ п\п Форма обучения Курс Общая трудоемкость В том числе контактная работа с преподавателем Промеж. аттестация (зачет с оценкой)
В з.е. В часах В часах
1. Заочная 4ч.
2. Очно-заочная   4ч.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Этапы практики Виды работы на практике Форма текущего контроля
1. Подготовительный этап Знакомство студентов с учителями начальных классов, с руководителем методического объединения, завучем школы; знакомство с программой практики, ее задачами и содержанием; Установочная конференция 4 часа контактной работы со студентами. Инструктаж   Задание на практику   Предоставление договора, беседы с учителями- наставниками. Участие в установочной конференции.
2. Основной этап Студенты: 1-2 недели - Знакомятся с классом, изучая личные дела, беседуют с классным руководителем, наблюдают уроки в этом классе; - Анализируют УМК и тематическое планирование, составляют конспекты первых уроков вместе с учителем-наставником; проводят первые пробные уроки и анализирует их. Выполнение заданий     Учебно- исследовательское задание №1 Учебно- исследовательское задание № 2   Учебно- исследовательское задание № 3   Учебно- исследовательские задание № 4 Индивидуальные задания практики   Тематическое и поурочное планирование с подписью учителя-наставника. Анализ посещенных уроков.   Самоанализ одного из первых пробных уроков
3. 3-4 недели Студенты: -Проводят рабочие уроки, анализируют их. -Проверяют тетради, готовят дидактический материал и наглядные пособия к урокам, проводят индивидуальную работу с учащимися, продолжают посещать уроки наставника, и других практикантов. -Изучают личность учащихся, взаимоотношения в коллективе, собирают материал психологической составляющей практики. - Проводят внеклассную работу по плану классного руководителя, анализируя ее воспитательный и учебный эффект, посещают внеклассные мероприятия других студентов, разрабатывают и проводят внеклассные мероприятия. -Участвуют в работе методического объединения учителей начальных классов, творческих групп, методических семинарах. -Определяют тему зачетного урока и внеклассного мероприятия, готовятся к их проведению. -Осуществляют подготовку к родительскому собранию, участвуют в его проведении Учебно- исследовательские задание № 5     Описание, проведение и анализ учебно - исследовательского задания.   Поурочное планирование с подписью учителя- наставника.   Самоанализ уроков.   Посещение пробных уроков руководителями.     Анализ посещенных уроков.   Текст выступления на родительскомсобрании.
  5-6 недели Студенты: -Проводят уроки, реализуя свой педагогический замысел, анализируют их, отмечая положительные и отрицательные моменты. -Проверяют тетради, готовят дидактический материал и наглядные пособия к уроку, проводят индивидуальную работу с учащимися, продолжают посещать уроки учителя-наставника и других практикантов. - Проводят внеклассную работу, анализируя ее воспитательный и учебный эффект, посещают внеклассные мероприятия других студентов, проводят зачетное внеклассное мероприятие. -Участвуют в работе методического объединения учителей начальных классов, творческих групп, методических семинаров. -Оформляют документы к защите. - Готовят материалы для выставки по итогам педагогической практики и методического кабинета на факультете. Учебно- исследовательские задание № 6 Индивидуальное задание практики     Поурочное планирование с подписью учителя- наставника.   Конспект зачетного урока.   Анализ посещенных, самоанализ проведенных уроков.   Накопительная папка Посещение зачетного урока и внеклассного мероприятия руководителями практики.     Методическая раз- работка внеклассного мероприятия.     Отчет по форме. Презентация итогов работы по темеВКР.
4. Заключительный этап Итоговая конференция. Предоставляет материалы для выставки по итогам педагогической практики и методического кабинета на факультете.     Индивидуальная защита  

Наши рекомендации