Место педагогической практики в структуре программы
Педагогическая практика является одной из форм профессионального обучения в высшей школе и проводится на базе образовательных организаций разных типов (школ, лицеев, гимназий). Педагогическая практикаявляется одним из наиболее сложных и многоаспектных видов учебной работы студентов.
Педагогическая практика проводится со студентами по направлению подготовки 44.03.01 – «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» заочной формы обучения на 5 курсе. Она является обязательным видом учебной деятельности бакалавров и составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).
Для успешного прохождения педагогической практики используются знания и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов профессионального цикла базовой и дисциплин вариативной части программы, таких как: «Безопасность жизнедеятельности», «Практикум по решению профессиональных задач педагога», ««Практикум по русскому правописанию», «Методика обучения русскому языку и литературному чтению», Компетентное родительство», «Инновационные процессы в образовании», «Методика преподавания предмета интегративного курса «Окружающий мир», «Методика преподавания технологии с практикумом» и других.
Педагогическая практиканаправлена на подготовку обучающихся к осуществлению педагогической деятельности, обобщенной трудовой функции: педагогическая деятельности по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, трудовых функций: общепедагогическая функция, обучение, воспитательная деятельность, развивающая деятельность, определенных профессиональным стандартом "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)", утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ, СООТНЕСЕННЫЕ С ПЛАНИРУЕМЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В результате прохождения практики обучающийся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, бакалавриат должен овладеть следующими компетенциями:
- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);
- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5);
- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6).
ЭТАПЫ (УРОВНИ), ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, КРИТЕРИИ ОСВОЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ
Формируемая компетенция | Показатели (планируемые) результаты обучения | |
- готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса ОПК-3 | Владеть - различными способами вербальной и невербальной коммуникации (ПК-3-Б -В1) | |
-навыками организованной практической деятельности, культуры мышления педагога дошкольной организации, решения широкого круга профессиональных задач(ОПК-3-Б –В2) | ||
Уметь -проводить разные формы взаимодействия с коллегами, родителями и социальными партнерами (ОПК-3-У1) | ||
-решать психолого-педагогические задачи и ситуации, проводить деловые игры, конструировать и моделировать различные формы психолого-педагогического сопровождения (ОПК-3-Б –У2) | ||
Знать - основные закономерности психолого-педагогического процесса(ОПК-3-З1) | ||
- формы и методы психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процессаОПК-3-З2) |
Формируемая компетенция | Показатели (планируемые) результаты обучения | |
- способностью использовать современные методы и технологии обучения и диагностики ПК-2 | Владеть - некоторыми способами диагностирования достижений, обучающихся и воспитанников в учебном и воспитательном процессе (ПК-2-В1) | |
- формами организации педагогического сопровождения процессов социализации (ПК-2-В2) | ||
Уметь - применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников в дидактическом и воспитательном процессе (ПК-2-У1) | ||
- выстраивать педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-2-У2) | ||
Знать - теоретико-методологические основы разработки современных методов диагностирования достижений обучающихся и воспитанников (ПК-2-З1) | ||
- авторские теории педагогического сопровождения процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, концепций подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-2–З2) |
Формируемая компетенция | Показатели (планируемые) результаты обучения | |
- способностью осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся ПК-5 | Владеть - практическими навыками практическими использования учебного процесса для сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5-В1) | |
- необходимым инструментарием, позволяющим грамотноосуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5-В2) | ||
Уметь - оценивать различные элементы образовательного процесса с позиций возможности осуществлять педагогическое сопровождение социализации и профессионального самоопределения обучающихся (ПК-5-У1) | ||
- составлятьпрограммы с учетом решения задачи педагогического сопровождения обучающихся (ПК-5-У2) | ||
Знать - основные методы и педагогического учебные сопровождения программы (ПК-5-З1) | ||
- программы с социализации и учетом решения использования учебного социализации, и учетом решения профессионального задачи процесса для достижения профессионального задачи самоопределения педагогического самоопределения педагогического обучающихся (ПК-5–З2) |
Формируемая компетенция | Показатели (планируемые) результаты обучения | |
готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса ПК-6 | Владеть - основами организации деятельности педагога в гуманистической технологии педагогического взаимодействия (ПК-6-В1) | |
- приемами эффективного педагогического взаимодействия педагога с воспитанниками, их семьями, педагогами и психологами образовательной организации (ПК-6-В2) | ||
Уметь - осуществлять взаимодействие с субъектами образовательного процесса на основе технологии субъект-субъектных отношений (ПК-6-У1) | ||
- организовывать взаимодействия субъектов педагогического процесса в различных формах на основе личностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (ПК-6-У2) | ||
Знать - принципы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса в условиях образовательной организации (ПК-6-З1) | ||
- формы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса в условиях образовательной организации (ПК-6-З2) |
ОБЪЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ И ЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ В НЕДЕЛЯХ ОБЪЕМ ПРАКТИКИ В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСОВ
Общая трудоемкость педагогической практики составляет 9 зачетных единиц, 324 часа. Продолжительность проведения практики 6 недель. Педагогическая практика завершается зачетом с оценкой.
№ п\п | Форма обучения | Курс | Общая трудоемкость | В том числе контактная работа с преподавателем | Промеж. аттестация (зачет с оценкой) | |
В з.е. | В часах | В часах | ||||
1. | Заочная | 4ч. | ||||
2. | Очно-заочная | 4ч. |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
№ | Этапы практики | Виды работы на практике | Форма текущего контроля |
1. | Подготовительный этап Знакомство студентов с учителями начальных классов, с руководителем методического объединения, завучем школы; знакомство с программой практики, ее задачами и содержанием; Установочная конференция 4 часа контактной работы со студентами. | Инструктаж | Задание на практику Предоставление договора, беседы с учителями- наставниками. Участие в установочной конференции. |
2. | Основной этап Студенты: 1-2 недели - Знакомятся с классом, изучая личные дела, беседуют с классным руководителем, наблюдают уроки в этом классе; - Анализируют УМК и тематическое планирование, составляют конспекты первых уроков вместе с учителем-наставником; проводят первые пробные уроки и анализирует их. | Выполнение заданий Учебно- исследовательское задание №1 Учебно- исследовательское задание № 2 Учебно- исследовательское задание № 3 Учебно- исследовательские задание № 4 | Индивидуальные задания практики Тематическое и поурочное планирование с подписью учителя-наставника. Анализ посещенных уроков. Самоанализ одного из первых пробных уроков |
3. | 3-4 недели Студенты: -Проводят рабочие уроки, анализируют их. -Проверяют тетради, готовят дидактический материал и наглядные пособия к урокам, проводят индивидуальную работу с учащимися, продолжают посещать уроки наставника, и других практикантов. -Изучают личность учащихся, взаимоотношения в коллективе, собирают материал психологической составляющей практики. - Проводят внеклассную работу по плану классного руководителя, анализируя ее воспитательный и учебный эффект, посещают внеклассные мероприятия других студентов, разрабатывают и проводят внеклассные мероприятия. -Участвуют в работе методического объединения учителей начальных классов, творческих групп, методических семинарах. -Определяют тему зачетного урока и внеклассного мероприятия, готовятся к их проведению. -Осуществляют подготовку к родительскому собранию, участвуют в его проведении | Учебно- исследовательские задание № 5 | Описание, проведение и анализ учебно - исследовательского задания. Поурочное планирование с подписью учителя- наставника. Самоанализ уроков. Посещение пробных уроков руководителями. Анализ посещенных уроков. Текст выступления на родительскомсобрании. |
5-6 недели Студенты: -Проводят уроки, реализуя свой педагогический замысел, анализируют их, отмечая положительные и отрицательные моменты. -Проверяют тетради, готовят дидактический материал и наглядные пособия к уроку, проводят индивидуальную работу с учащимися, продолжают посещать уроки учителя-наставника и других практикантов. - Проводят внеклассную работу, анализируя ее воспитательный и учебный эффект, посещают внеклассные мероприятия других студентов, проводят зачетное внеклассное мероприятие. -Участвуют в работе методического объединения учителей начальных классов, творческих групп, методических семинаров. -Оформляют документы к защите. - Готовят материалы для выставки по итогам педагогической практики и методического кабинета на факультете. | Учебно- исследовательские задание № 6 | Индивидуальное задание практики Поурочное планирование с подписью учителя- наставника. Конспект зачетного урока. Анализ посещенных, самоанализ проведенных уроков. Накопительная папка Посещение зачетного урока и внеклассного мероприятия руководителями практики. Методическая раз- работка внеклассного мероприятия. Отчет по форме. Презентация итогов работы по темеВКР. | |
4. | Заключительный этап Итоговая конференция. | Предоставляет материалы для выставки по итогам педагогической практики и методического кабинета на факультете. | Индивидуальная защита |