Основные приоритетные направления развития

Для последовательного и успешного решения поставленных задач требуется политическая воля, совместная и скоординированная активность всего сообщества – органов местного самоуправления, бизнеса и жителей.

На основании системного анализа муниципального образования городской округ город Урай как объекта управления целями определен двумя подсистемами:

- муниципальное образование городской округ город Урай – как город активного развития бизнеса;

- муниципальное образование городской округ город Урай – как город социального благополучия.

В соответствии с данными подсистемами установлены два блока целей – Блок экономических целей и Блок социально-культурных целей.

Таким образом, главная цель «Активное развитие города и повышение качества жизни населения» разбивается на два целевых направления:

- диверсификация экономики, инвестиционное развитие;

- повышение качества жизни населения, инновационное развитие социальной сферы.

Рисунок 2. Декомпозиция главной цели Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 г. в области развития экономической базы

Рисунок 3. Декомпозиция главной цели Стратегии социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 г. в области социальной политики

Сценарий развития

Для определения приоритетных направлений будущего развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 года с учетом реальных условий и возможной политики, проводимой на федеральном и региональном уровнях, с учетом реализации федеральных и региональных целевых программ, а также результатов стратегического анализа, были разработаны стратегические сценарии развития города на долгосрочную перспективу.

Разработка сценариев развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 года осуществлена с учетом:

- Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р;

- Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013-2014 годов, разработанного Минэкономразвития РФ;

- Сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов, одобренных Правительством Российской Федерации;

- Сценарных условий для формирования вариантов социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 – 2014 гг.;

- Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 06.10.11 № 1757-р;

- проекта Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия - 2020»;

- Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 14.11.2008 № 491-рп;

- Прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов, утвержденного распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 13.10.11 № 574-рп;

- Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Урай;

- Прогноза социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на 2012-2014 гг., утвержденного постановлением администрации города Урай от 06.10.2011 № 2899;

- Итогов социально-экономического развития города Урай за 2010 г.;

- Доклада Главы города Урай «О результатах и основных направлениях социально-экономического развития муниципального образования городского округа города Урай, достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления города Урай за 2010 год и их планируемых значениях на 2011 – 2013 годы».

При разработке сценариев принято во внимание негативное влияние мирового кризиса, итоги социально-экономического развития в 2010 г., а также эффект от реализации антикризисных мер, направленных на повышение устойчивости и оздоровление экономики города.

Прогноз социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на период до 2020 года разработан на вариантной основе[1]:

- инерционный;

- энерго-сырьевой;

- инновационный.

Инерционный сценарий социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай основывается на стагнации экономики вследствие продолжающегося сохранения рисков невысокого инвестиционного спроса, слабого роста потребительского спроса при сохранении заработной платы работников бюджетного сектора до 2012 года на уровне 2010 года, а также медленного восстановления кредитной активности. Годовые темпы роста экономики могут составить 2,6 – 3,1%. Сценарий спрогнозирован по существующим статистическим трендам с учетом негативного воздействия всех внешних и внутренних факторов, в частности, влияния на экономику города падения объемов добычи нефти.

Энерго-сырьевой сценарий связан с оживлением в экономике вследствие реализации на территории округа крупных инвестиционных проектов, реализации естественных конкурентных преимуществ региона в традиционных сферах экономической деятельности, а также поддержкой государством внутреннего спроса. Повышение государственного спроса и расширение банковского кредита будут способствовать росту частного инвестиционного и потребительского спроса.

Инновационный сценарий социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай основан на активной инвестиционной политике, проводимой администрацией города в рамках стратегических муниципальных, окружных и федеральных программ. Для сценария характерна диверсификация экономики, а также предполагается полномасштабная реализация мероприятий Стратегии. В соответствии с данным сценарием основным направлением муниципальной политики станет развитие экономической базы, а также обеспечение условий для повышения качества жизни в городе.

В соответствии с прогнозом инновационного сценария развития произойдут значительные изменения социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай. Основные изменения будут связаны с ростом объема инвестиций, снижением зависимости экономики города от бюджетов различных уровней и градообразующего предприятия в соответствии с целевыми показателями реализации Стратегии.

Основные гипотезы, заложенные в сценариях социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай и использованные при расчете основных индикаторов развития:

1. Индексы потребительских цен приняты:

- для инерционного сценария на основе варианта 1b сценарных условий для формирования вариантов социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 – 2014 гг., разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации;

- энерго-сырьевого и инновационного сценариев на основе варианта 2b сценарных условий для формирования вариантов социально-экономического развития Российской Федерации в 2012 – 2014 гг., разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации;

- на 2014 – 2020 годы – на основе линейных статистических трендов и трендов развития, определенных в сценариях развития в Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020г., а также прогнозе социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай на 2012 – 2014 годы.

2. Прогноз социально-экономического развития в количественных показателях произведен до 2015 года и на 2020 год.

В соответствии с разработанными сценариями социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай были произведены расчеты основных индикаторов, характеризующих уровень развития города по заданным Стратегией целям.

В соответствии с инновационным сценарием, произойдут значительные изменения социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай. Основные изменения связаны с ростом объема инвестиций, снижением зависимости экономики города от бюджетов различных уровней, диверсификацией экономики, модернизацией инфраструктуры.

При реализации инновационного сценария развития произойдут значительные изменения социально-экономического развития муниципального образования городской округ город Урай.

Оптимальный сценарий предполагает развитие в наиболее благоприятном направлении, стабильное улучшение внутренней и внешней среды, резкое снижение потенциальных угроз. Выбор базового сценария осуществлялся, исходя из использования основных факторов и потенциала развития, активной политики в сфере формирования институциональных, природно-экологических, демографических и социальных условий развития, нейтрализации негативных тенденций, с учетом бюджетных ограничений.

Исходя из вышеизложенного, а также в соответствии с выбором приоритетов развития, изложенных в Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа, с учетом Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в качестве базового сценария развития муниципального образования городской округ город Урай принят инновационный сценарий.

Видение развития

Разработка сценария основана на оценках прогнозного роста социально-экономических показателей развития города с учетом реализации инновационного сценария региональных Стратегий (ХМАО-Югры и Уральского федерального округа).

Развитие региона в рамках инновационного сценария будет базироваться
на полной реализации его конкурентных преимуществ и специализации в рамках общероссийского и международного разделения труда, поэтому при любой модели экономического роста России ХМАО-Югра сохранит за собой позиции основного производителя углеводородного сырья. Ключевым фактором динамики социально-экономического развития останется вклад нефтегазового сектора экономики.

Модель инновационного, социально-ориентированного развития базируется на гармоничном сочетании экономики, социальной сферы и сферы природопользования.

Перспективы экономического развития при реализации инновационного сценария определяются следующими факторами:

· расширением возможностей увеличения добычи газа и нефти за счет технических и технологических инноваций в добыче и транспортировке углеводородов, технологий качественно нового уровня, применяемых в нефтедобыче, обеспечивающих их экономическую эффективность и экологическую безопасность;

· диверсификацией экономики округа за счет развития высокотехнологичных перерабатывающих производств;

· интенсивным ростом сервисного сектора округа, базирующемся
на развитии современных высокотехнологичных видов услуг, а также развитии финансовых и страховых услуг, туризма и рекреации.

Развитие социальной сферы при реализации инновационного варианта предполагает концентрацию на проблемах обеспечения благоприятного демографического баланса и улучшения благосостояния людей. Это означает высокие стандарты личной безопасности, доступность высококачественных услуг образования и здравоохранения, необходимый уровень обеспеченности жильем, доступ к культурным благам, высокий уровень экологической безопасности.

Инновационный сценарий предполагает качественно новый подход
к решению проблем рационального природопользования и экологии за счет осуществления экологически значимых мероприятий. Инновационный сценарий означает переход к новому типу развития, отличающемуся качеством экономического роста.

При формировании сценария учтены прогнозные расчеты Минэкономразвития России по параметрам роста соответствующих отраслей в Российской Федерации на среднесрочную перспективу (по сценарию 2b).

Основные события

1. Основное направление инвестиционного развития – приоритетная поддержка новых проектов, предусматривающих применение современных технологий. Инновации будут связаны с новыми высокотехнологичными и наукоемкими отраслями, независимыми от транспортных затрат, а также внедрение инноваций будет осуществляться на традиционных для экономики производствах, базирующихся на местных ресурсах. Благодаря активной инвестиционной политике администрации муниципального образования, реализация крупномасштабных инновационно-активных инвестиционных проектов активизирует развитие новых производств в городе.

2. Значительный вклад в развитие экономики города и повышение качества жизни населения планируется за счет поддержки развития малого и среднего бизнеса и расширения сферы услуг (досуг, общественное питание, гостиницы, транспорт, связь и т.д.).

3. Формирование инвестиционной привлекательности создаст условия инвестирования, которые положительно повлияют на предпочтения инвесторов в выборе места инвестирования.

Наши рекомендации