Приоритетные направления развития сферы ЖКХ

Направление 1.Повысить эффективность содержания территорий общего пользования -организовать комплекс работ, обеспечивающий содержание территорий общего пользования на уровне требований, допустимых по условиям обеспечения непрерывного и безопасного движения в любое время года, применяя усовершенствованные технологии содержания, ремонта и новейшее оборудование и технику.

Наименование показателя Ед. изм.
Объем ямочного ремонта м²
Оценка горожанами благоустроенности территорий города балл

Приоритетами в сфере реализации муниципальной программы являются мероприятия, направлен­ные на обеспечение соответствия требованиям нормативно-правовых и нормативно-технических актов в отношении объектов улично-дорожной сети и благоустройства.

Для реализации приоритетного направления планируются следующие мероприятия:

1. Реализация мероприятий в рам­ках муниципальной программы «Развитие благоустройства города» на 2013-2015 годы за счет средств городского бюджета, в т.ч.: озеленение территорий общего пользования; ремонт проездов территорий общего пользования в микрорайонах, тротуаров, мостов; благоустройство и содержание кладбищ, пляжей; возмещение затрат и оплата электроэнергии на сетях наружного освещения и светофорных объектов; текущее содержание территорий общего пользования; ремонт объектов благоустройства; украшение города; содержание сетей дождевой канализации, хлораторных станций; текущее содержание и ремонт улично-дорожной сети; участие в конкурсе «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение»; вывоз брошенного транспорта и самовольно установленных объектов с территории города и прочие мероприятия.

2. Развитие гражданских инициатив и вовлечение активного местного сообщества в деятельность по решению вопросов содержания и благоустройства территорий общего пользования (проекты «Чистый город», «Народный контроль» и др.).

3. Привлечение частного бизнеса в решение вопросов благоустройства территорий общего пользования, примыкающих территорий.

Направление 2.Улучшить техническое состояние жилищного фонда и повысить качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг -через развитие конкуренции в сфере профессионального управления многоквартирными домами и общественного самоуправления в жилищной сфере и создание системы эффективного взаимодействия собственников жилья и поставщиков жилищно-коммунальных услуг для повышения качества жизни населения города.

Главными проблемами, мешающими эффективному содержанию и управлению многоквартирными домами, являются:

1. Техническая сложность и высокий износ жилищного фонда.

2. Отсутствие реальных источников финансирования в сфере ЖКХ.

3. Инертность потребителей коммунальных услуг, выражающаяся в нежелании участвовать в процессах хозяйственного управления многоквартирными домами.

Наименование показателя Ед. изм.
Доля многоквартирных домов с процентом износа основного фонда от 0 до 30% % 74,7 77,2 80,0 85,0
Индекс реконструкции и капитального ремонта жилья[12] руб/м²
Уровень собираемости платежей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги % 94,5 98,4 98,8 99,0
Оценка горожанами состояния жилищного фонда балл - 54,2 54,8
Оценка горожанами качества коммунальных услуг
-отопление и горячее водоснабжение балл -
-холодное водоснабжение балл -
-работы сантехников, электриков, плотников и т.п. балл -
-вывоз мусора балл -
-работы лифта балл -

Сложность и неоднородность проблем, с которыми столкнулось российское коммунальное хозяйство, обуславливает сложность стратегии развития ЖКХ. Непременным условием успешной реализации государственной концепции преобразований в ЖКХ является комплексность, системность и последовательность проводимых реформ и мероприятий, участие в них всех заинтересованных сторон.

Для реализации приоритетного направления планируются следующие мероприятия:

- ежегодная разработка и реализация муниципальных программ по проведению капитального ремонта и реконструкции жилищного фонда;

- развитие инициативы собственников по управлению жилищным фондом;

- организация взаимовыгодного сотрудничества в вопросах управления жилищным фондом между собственниками жилья, нанимателями жилья, поставщиками услуг и представителями власти;

- развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания многоквартирного жилищного фонда;

- создание «института» квалифицированных управляющих многоквартирными домами;

- введение системы добровольной сертификации в жилищно-коммунальной сфере.

Направление 3.Обеспечить эффективное функционирование системы жизнеобеспече­ния - провести масштабную реконструкцию и модернизацию системы коммунальной инфраструктуры, обеспечив нормативную надежность и эффективную поставку комму­нальных ресурсов.

Наименование показателя Ед. изм.
Износ коммунальной инфраструктуры % 48,65 46,09 41,5 34,5
Количество случаев вынужденных отключений или ограниче­ний работоспособности оборудования, приведших к нарушению процесса передачи или к ограничению предоставле­ния услуг определенного коммунального ресурса шт.

Для реализации приоритетного направления планируются следующие мероприятия:

1. Реализация мероприятий в рам­ках программы "Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры города Череповца" на 2009 - 2020 годы, утвержденной решением Череповецкой городской Думы от 3 марта 2009 г. N 10[13], в т.ч. по расширению и реконструкции системы теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, системы электроснабжения, газоснабжения, санитарной очистки города Череповца.

Программа призвана решить следующие основные проблемы:

- недостаточный объем предложений земельных участков, обеспеченных коммунальной инфра­структурой;

- дефицит мощностей по выработке тепловой энергии и электроэнергии в райо­нах города;

- старение инженерных коммуникаций, опережающее темпы капитального ремонта и строитель­ства новых объектов;

- недостаточная надежность системы водо-, тепло-, электро- и газоснабжения;

- недостаточная экологическая безопасность сбрасываемых в водоем сточных вод;

- недостаточная мощность и экологическая безопасность процесса утилизации (захоронения) твер­дых бытовых отходов.

Инструментами реализации Программы являются одногодичные производственные и трехгодич­ные инвестиционные программы организаций коммунального комплекса.

Финансирование Программы осуществляется за счет:

- платы потребителей за товары и услуги организаций коммунального комплекса, включаю­щей в себя финансирование мероприятий по реконструкции объектов коммунальной инфраструктуры, эксплуатируемых организацией коммунального комплекса и включенных в производственную программу этой организации;

- платы потребителей за товары и услуги организаций коммунального комплекса, включаю­щей в себя финансирование инвестиционной программы по строительству и (или) модернизации систем коммунальной инфраструктуры;

- платы за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения и системе коммуналь­ной инфраструктуры лиц, которые осуществляют строительство (реконструкцию) зданий, сооружений и иных объектов недвижимости;

- средств муниципального и федерального бюджетов.

2. Использование механизмов привлечения частных инвестиций для реконструкции, модернизации существующих или создания новых объектов инженерной инфраструктуры (аренда, концессионные соглашения и пр.); демонополизация жилищно-коммунального хозяйства и развитие государственно-частного партнерства.

Направление 4.Повысить энергоэффективность - создать систему рационального использо­вания энергетических ресурсов, включающую:

- переход города на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рациональ­ного использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении;

- снижение расходов городского бюджета на энергоснабжение муниципальных зданий, строе­ний, сооружений за счет рационального использования всех энергетических ресурсов и повыше­ния эффективности их использования;

- создание условий для экономии энергоресурсов в жилищном фонде;

- формирование у собственников чувства ответственности и мотивации для экономного расходования энергоресурсов.

Показатели Ед. изм.
Удельное потребление холодной воды в расчете на одного жителя м³ в год/чел. 162,6 122,7 118,2 116,6
Удельное потребление электроэнергии на одного жителя кВт/ч в год на одного проживающего
Удельное потребление теплоэнергии на одного жителя Гкал в год/чел. 8,28 7,84 7,6 7,35

Приоритетными объектами, в которых требуется решение первоочередных задач по энергосбере­жению и повышению энергетической эффективности, являются:

- бюджетный сектор;

- жилищный фонд;

- системы коммунальной инфраструктуры.

Для реализации приоритетного направления планируются следующие мероприятия:

1. Реализация энергосбе­регающих мероприятий в рамках муниципальной программы «Энергосбережение и повыше­ние энергетической эффективности на территории муниципального образования город Черепо­вец на 2010-2014 годы», утвержденной постановлением мэрии г.Череповца от 26.07.2010 № 2850:

- проведение обязательного энергетического обследования муниципальных учреждений;

- оборудование тепловых пунктов муниципальных учреждений индивидуальными автоматизиро­ванными пунктами отопления и горячего водоснабжения;

- реализация мероприятий по энергосбережению, направленных на снижение потребления энер­горесурсов и воды в муниципальных учреждениях;

- оснащение приборами учета жилых многоквартирных домов города;

- стимулирование собственников на реализацию меро­приятий по энергосбережению;

- реализация энергосберегающих мероприятий в многоквартирных жилых домах.

В системе теплоснабжения города: модерниза­ция котельных с использованием энергоэффективного оборудования с высоким коэффициентом полезного действия, внедрение систем автоматизации работы и загрузки котлов, общекотельного и вспомогательного оборудования, автоматизация отпуска тепловой энергии потребителям, сниже­ние энергопотребления на собственные нужды котельных, строительство тепловых сетей с использова­нием энергоэффективных технологий, замена тепловых сетей с использованием энергоэф­фективного оборудования, применение эффективных технологий по тепловой изоляции вновь строящихся тепловых сетей, при восстановлении разрушенной тепловой изоляции, использова­ние телекоммуникационных систем централизованного технологического управления системами теплоснабжения.

В системе водоснабжения города: установка регули­руемого привода в системах водоснабжения и водоотведения, замена аварийных участков трубопрово­дов, модернизация котельных с установкой современных водогрейных котлов.

В системе электроснабжения города: замена све­тильников уличного освещения на энергоэффективные; замена неизолированных проводов на самонесущие изолированные провода, кабельные линии; установка светодиодных ламп, замена ветхих кабелей, вывод из работы силовых трансформаторов в период минимума нагрузок.

2. Организация процесса вовлечения населения в ресурсосбережение через формирование у населения потребности в реализации энергосберегающих мероприятий. Кроме использования материальных стимулов экономии энергии, также важно обеспечивать жителей информацией о том, какие результаты дают их усилия по экономии электроэнергии.

3. Реализация медиаплана информационной кампании.

Рациональное использование имеющихся энергетических ресурсов позволит:

- сократить и стабилизировать удельные показатели энергопотребления; обеспечить экономию имеющихся энергоресурсов; сократить потери энергоресурсов;

- упорядочить систему ценообразования (тарифы);

- снизить затраты потребителей на оплату предоставляемых услуг.

Наши рекомендации