Муниципальные финансы и межбюджетные отношения

Одной из важнейших составляющих системы местного самоуправления является бюджетная политика, главным требованием к которой служит поддержка экономического роста.

Основные направления бюджетной политики Октябрьского района включают в себя сохранение социальной и экономической стабильности, модернизация экономики муниципального образования, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, повышение эффективности расходов бюджета при сохранении качества предоставляемых муниципальных услуг, повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.

Основными задачами бюджетной политики Октябрьского района на среднесрочную перспективу являются:

1. обеспечение стабильности и устойчивости бюджета;

2. повышение эффективности бюджетных расходов с четким разграничением их приоритетности и оптимизации;

3. повышение результативности бюджетных расходов с использованием программно-целевых инструментов планирования;

4. создание условий для оказания качественных муниципальных услуг;

5. обеспечение прозрачности финансовой системы Октябрьского района и открытости бюджета, бюджетного процесса для граждан.

Для успешной реализации поставленных задач необходимо выделить ключевые сильные и слабые стороны, а также указать на потенциальные возможности и угрозы, с которыми может столкнуться администрация муниципального образования при реализации поставленных задач.

Сильные стороны:

1. Стабильность доходов бюджета муниципального образования

Несмотря на изменения в бюджетном законодательстве, а также последствия мирового финансово-экономического кризиса, доходная часть бюджета Октябрьского района отличается стабильностью поступлений с тенденцией к увеличению (рис. 20).

Муниципальные финансы и межбюджетные отношения - student2.ru

Рис. 20. Доходы и расходы бюджета муниципального образования Октябрьский район

2. Высокое качество финансового управления

В течение последних лет бюджет муниципального района по балансу доходов и расходов исполнялся с минимальным уровнем расхождений, чему способствовала проводимая грамотная бюджетная политика, нацеленная на высокий уровень качества организации и осуществления бюджетного процесса, а также высокую эффективность деятельности органов местного самоуправления муниципального образования (рис. 21).

Муниципальные финансы и межбюджетные отношения - student2.ru

Рис. 21. Баланс доходов и расходов бюджета муниципального образования Октябрьский район, тыс. рублей

Также в соответствии со сводной оценкой качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа по итогам 2012 года рейтинг Октябрьского района находится на среднем уровне (рис. 22).

Муниципальные финансы и межбюджетные отношения - student2.ru

Рис. 22. Рейтинг муниципальных образований автономного округа

3. Социальная направленность бюджета муниципального образования Октябрьский район

Значительная часть расходов бюджета муниципального образования направлена на финансирование отрасли образования (в 2013 году - 43,7 %) и жилищно-коммунального хозяйства (в 2013 году – 27,3 %). Также на проведение мероприятий по реализации социальной политики муниципалитетом тратится примерно 4 % располагаемых финансовых ресурсов (рис. 23).

Муниципальные финансы и межбюджетные отношения - student2.ru

Рис. 23. Структура расходов бюджета муниципального образования Октябрьский район в 2013 году, тыс. рублей

В части функционирования отрасли образования в первоочередном порядке производится финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы, предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и окружным законодательством, расходов на питание детей в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, оплата бюджетными учреждениями коммунальных услуг.

В перспективе планируется увеличение расходов на образование и сокращение расходов на здравоохранение (с 1,9 % в 2013 году до 0 % в 2016 году), которое связано с изменениями, принятыми на федеральном уровне, в соответствии с которыми произошла реорганизация системы здравоохранения и передача полномочий с муниципального на региональный уровень (рис. 24).

Муниципальные финансы и межбюджетные отношения - student2.ru

Рис. 24. Динамика расходов бюджета муниципального образования Октябрьский район на образование, процентов

Слабые стороны

1) Низкий уровень финансовой самостоятельности

Доля безвозмездных поступлений в совокупных доходах бюджета Октябрьского района составляет 80 % и более, что свидетельствует о финансовой зависимости муниципалитета от действий вышестоящего регионального уровня (рис. 25). Большая часть безвозмездных перечислений поступает в бюджет района в виде субсидий и субвенций (80 % - 90 %).

Муниципальные финансы и межбюджетные отношения - student2.ru

Рис. 25. Структура доходов бюджета муниципального образования Октябрьский район, процентов

2) Низкий уровень диверсификации налоговых и неналоговых доходов.

Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета Октябрьского района занимает налог на доходы физических лиц – более 70 % (к 2016 году планируется увеличение доли до 80 %). Необходимо отметить, что налоговые доходы, составляющие финансовую основу местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, играют весьма скромную роль в бюджете муниципального образования (не более 17 %).

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, по итогам 2013 года составляют 12,4 % от суммарного объема налоговых и неналоговых поступлений, в перспективе до 2016 года запланировано снижение до 7,3 %.

Возможности

- диверсификация собственной доходной базы;

- повышение собираемости налогов, а также эффективности использования муниципального имущества;

- расширение практики привлечения средств вышестоящих бюджетов на реализацию проектов, направленных на экономическое развитие территорий;

- совершенствование системы управления общественными финансами, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.

Угрозы

- сокращение доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и, как следствие, сокращение объемов межбюджетных трансфертов из окружного бюджета в бюджет муниципального района;

- изменение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающее дальнейшее ограничение бюджетных полномочий органов местного самоуправления высокодотационных муниципальных образований, а также возможностей привлечения заемных средств;

- увеличение объемов текущих социальных расходов, ограничивающих бюджетные вложения в перспективные сферы социально-экономического развития.

Наши рекомендации