Муниципальные финансы и межбюджетные отношения
Одной из важнейших составляющих системы местного самоуправления является бюджетная политика, главным требованием к которой служит поддержка экономического роста.
Основные направления бюджетной политики Октябрьского района включают в себя сохранение социальной и экономической стабильности, модернизация экономики муниципального образования, улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, повышение эффективности расходов бюджета при сохранении качества предоставляемых муниципальных услуг, повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Основными задачами бюджетной политики Октябрьского района на среднесрочную перспективу являются:
1. обеспечение стабильности и устойчивости бюджета;
2. повышение эффективности бюджетных расходов с четким разграничением их приоритетности и оптимизации;
3. повышение результативности бюджетных расходов с использованием программно-целевых инструментов планирования;
4. создание условий для оказания качественных муниципальных услуг;
5. обеспечение прозрачности финансовой системы Октябрьского района и открытости бюджета, бюджетного процесса для граждан.
Для успешной реализации поставленных задач необходимо выделить ключевые сильные и слабые стороны, а также указать на потенциальные возможности и угрозы, с которыми может столкнуться администрация муниципального образования при реализации поставленных задач.
Сильные стороны:
1. Стабильность доходов бюджета муниципального образования
Несмотря на изменения в бюджетном законодательстве, а также последствия мирового финансово-экономического кризиса, доходная часть бюджета Октябрьского района отличается стабильностью поступлений с тенденцией к увеличению (рис. 20).
Рис. 20. Доходы и расходы бюджета муниципального образования Октябрьский район
2. Высокое качество финансового управления
В течение последних лет бюджет муниципального района по балансу доходов и расходов исполнялся с минимальным уровнем расхождений, чему способствовала проводимая грамотная бюджетная политика, нацеленная на высокий уровень качества организации и осуществления бюджетного процесса, а также высокую эффективность деятельности органов местного самоуправления муниципального образования (рис. 21).
Рис. 21. Баланс доходов и расходов бюджета муниципального образования Октябрьский район, тыс. рублей
Также в соответствии со сводной оценкой качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных образованиях автономного округа по итогам 2012 года рейтинг Октябрьского района находится на среднем уровне (рис. 22).
Рис. 22. Рейтинг муниципальных образований автономного округа
3. Социальная направленность бюджета муниципального образования Октябрьский район
Значительная часть расходов бюджета муниципального образования направлена на финансирование отрасли образования (в 2013 году - 43,7 %) и жилищно-коммунального хозяйства (в 2013 году – 27,3 %). Также на проведение мероприятий по реализации социальной политики муниципалитетом тратится примерно 4 % располагаемых финансовых ресурсов (рис. 23).
Рис. 23. Структура расходов бюджета муниципального образования Октябрьский район в 2013 году, тыс. рублей
В части функционирования отрасли образования в первоочередном порядке производится финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы, предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в соответствии с федеральным и окружным законодательством, расходов на питание детей в общеобразовательных и дошкольных учреждениях, оплата бюджетными учреждениями коммунальных услуг.
В перспективе планируется увеличение расходов на образование и сокращение расходов на здравоохранение (с 1,9 % в 2013 году до 0 % в 2016 году), которое связано с изменениями, принятыми на федеральном уровне, в соответствии с которыми произошла реорганизация системы здравоохранения и передача полномочий с муниципального на региональный уровень (рис. 24).
Рис. 24. Динамика расходов бюджета муниципального образования Октябрьский район на образование, процентов
Слабые стороны
1) Низкий уровень финансовой самостоятельности
Доля безвозмездных поступлений в совокупных доходах бюджета Октябрьского района составляет 80 % и более, что свидетельствует о финансовой зависимости муниципалитета от действий вышестоящего регионального уровня (рис. 25). Большая часть безвозмездных перечислений поступает в бюджет района в виде субсидий и субвенций (80 % - 90 %).
Рис. 25. Структура доходов бюджета муниципального образования Октябрьский район, процентов
2) Низкий уровень диверсификации налоговых и неналоговых доходов.
Наибольший удельный вес в структуре налоговых и неналоговых доходов бюджета Октябрьского района занимает налог на доходы физических лиц – более 70 % (к 2016 году планируется увеличение доли до 80 %). Необходимо отметить, что налоговые доходы, составляющие финансовую основу местных бюджетов в соответствии с законодательством Российской Федерации, играют весьма скромную роль в бюджете муниципального образования (не более 17 %).
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, по итогам 2013 года составляют 12,4 % от суммарного объема налоговых и неналоговых поступлений, в перспективе до 2016 года запланировано снижение до 7,3 %.
Возможности
- диверсификация собственной доходной базы;
- повышение собираемости налогов, а также эффективности использования муниципального имущества;
- расширение практики привлечения средств вышестоящих бюджетов на реализацию проектов, направленных на экономическое развитие территорий;
- совершенствование системы управления общественными финансами, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Угрозы
- сокращение доходов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и, как следствие, сокращение объемов межбюджетных трансфертов из окружного бюджета в бюджет муниципального района;
- изменение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающее дальнейшее ограничение бюджетных полномочий органов местного самоуправления высокодотационных муниципальных образований, а также возможностей привлечения заемных средств;
- увеличение объемов текущих социальных расходов, ограничивающих бюджетные вложения в перспективные сферы социально-экономического развития.