Государственные и муниципальные финансы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ.

БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КРЕДИТ.

ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ.

Государственные и муниципальные финансы— это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной влас­ти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе­ние социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муниципальных образований.

Фи­нансовые ресурсы органов государственной власти и местного са­моуправления, образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Государствен­ные финансы на федеральном уровне призваны обеспечить реа­лизацию функций, возложенных на органы государственной власти РФ. Состоят из фе­дерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ(Пенсионный фонд Россий­ской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

Государственные финансы на региональном уровне создают условия для реализации функций, закрепленных за орга­нами государственной власти субъектов РФ. Включают бюджеты субъектов РФ (региональные бюджеты) и территори­альные государственные внебюджетные фонды(Территориальные фонды обязательного медицинского страхования).

Основная задача организации муниципальных финансов — обеспечение органов местного самоуправления финансовыми ресурсами в объеме, достаточном для самостоятельного решения вопросов местного значения. Муниципальные финансы состоят из местных бюджетов.

Доходы бюджетов:

Формирование федерального и регионального бюджета, бюджета му­ниципальных образований осуществляется пос­редством мобилизации следующих видов доходов:

1. налоговых доходов (налоги и сборы, зачисляемые в бюджеты);

2. неналоговых доходов (до­ходы от использования имущества или от деятельности организаций, находящихся в собственности органов власти, административные платежи и сборы; штрафные санк­ции; доходы от внешнеэкономической де­ятельности - только в федеральный бюджет);

3. безвозмездных перечислений (от раз­личных организаций, из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ и т.д.).

Доходыгосударственных итерриториальных социальных внебюджетных фондов РФ формируются за счет:

1. обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации (взносы во внебюджетные фонды, другие страховых взносов и др.);

2. средств федерального бюджета;

3. добровольных взносов физических и юридических лиц;

4. доходов от размещения временно свободных средств фондов и др.

Расходы бюджетов:

Расходы бюджетов можно классифицировать:

1. в зависимости от экономического содержания расходов:

1. текущие расходы бюджета— бюджетные средства, направ­ляемые на обеспечение деятельности органов власти, функционирование бюджет­ных учреждений, государственную поддержку отраслей экономи­ки, социальные выплаты населению, финансовую поддержку бюджетов иных уровней бюджетной системы РФ;

2. капитальные расходы— бюджетные средства, направляемые на капитальные вложения в основные средства (новые объекты, приобретение оборудования), инвестиции в действующие и вновь создаваемы предприятия, создание государ­ственных (муниципальных) запасов, приобретение земли, нема­териальных активов;

3. расходы, связанные с предоставлением бюджетных ссуд и бюд­жетных кредитов, а также государственных кредитов - бюджет­ные средства, предоставляемые на возвратной и платной основе органам государственной власти и субъектам хозяйствования, а также правительствам иностранных государств и их юридическим лицам.

Наши рекомендации