Распределение результатов по оценке влияния ключевых

показателей на качество школьного образования в США,

Основано на 376 исследованиях

Статистически значимые

Объясняющая результаты*

Переменная

Количество

Исследова-

Ний

Положи-

Тельное

влияние, %

Отрицатель-

Ное влияние,

%

Статистически

Незначимые

результаты, %

Реальные ресурсы

Отношение коли-

чества учителей к

количеству

школьников

276 14 14 72

Образование

учителей

170 9 5 86

Опыт учителей 206 29 5 66

Финансовые ресурсы

Зарплата учите-

лей

118 20 7 73

Расходы на одно-

го школьника

163 27 7 66

Другие ресурсы

Оборудование 91 9 5 86

Административ-

ные возможности

75 12 5 83

Оценки, полу-

ченные учителя-

ми при участии в

специальном

тестировании

41 37 10 53

* Значимость на уровне 5%.

Источник: Hanushek (1997).

Таким образом, в настоящее время, на наш взгляд, есть четыре ос-

новных пути повышения уровня среднего образования в России. Во-

первых, это повышение расходов на одного школьника, которые дос-

тигли среднемирового (для развитых стран) уровня в 24–25% от поду-

шевого ВВП и в дальнейшем, по-видимому, будут повышаться темпами,

соответствующими росту ВВП на душу населения (рост расходов на

среднюю школу более высокими темпами представляется маловероят-

ным). Во-вторых, сохранение достаточно высокого уровня образования

взрослого населения. В-третьих, оптимизация среднего размера класса

(соответствующего отношению числа школьников к числу учителей на

уровне 18–19) в системе среднего образования: в настоящее время в

некоторых городских школах классы явно перегружены – до 40 человек,

а в некоторых сельских школах количество учителей явно избыточно.

В-четвертых, повышение эффективности использования финансовых

ресурсов в системе среднего образования до уровня стран ОЭСР (что, в

принципе, имело место в первой половине 2000-х гг. – фактическое зна-

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

чение оценок PISA по математике находилось даже несколько выше

теоретического уровня, т.е. уровня, который имел бы место в странах

ОЭСР, если бы они при своей эффективности использования ресурсов

тратили на среднее образование в расчете на одного школьника столько

же средств, сколько тратилось в России).

Если в РФ снизится уровень образования взрослого поколения, то

уровень образования школьников также существенно снизится (оценки

PISA по математике упадут на 30–35 пунктов). Если же не заимствовать

этот «опыт» стран ОЭСР, то за счет увеличения госрасходов и оптими-

зации среднего размера класса можно повысить оценки PISA на 65–70

пунктов (при условии достижения эффективности стран ОЭСР) и дос-

тичь уровня 535–540, соответствующего показателям Финляндии,

Швейцарии, Японии.

* * *

По итогам проведенного анализа влияния различных детерминантов

на качество школьного образования в странах ОЭСР и России можно

сделать следующие содержательные выводы.

1. Согласно результатам межвременных сопоставлений в кратко-

срочной перспективе (8–10 лет) повышение расходов на среднюю шко-

лу не оказывает заметного влияния на успеваемость учащихся. Другими

словами, за счет возросшего финансирования будут улучшены образо-

вательная инфраструктура и материально-техническая обеспеченность

школьников, повышен уровень оплаты труда учителей, но при этом ка-

чество образования учащихся принципиально не изменится.

2. В краткосрочной перспективе положительный эффект на качество

образования школьников может оказать процесс урбанизации. Резуль-

таты проведенного межвременного эмпирического анализа показывают,

что повышение уровня урбанизации действительно вызывает рост уров-

ня успеваемости школьников за счет получения доступа к более качест-

венному образованию при том же уровне затрат на одного учащегося.

При этом следует учитывать, что процесс урбанизации во многом эндо-

генен, а потому слабо управляем. В то же время программы переселения

людей в города из населенных пунктов, находящихся в состоянии эко-

номического упадка, помогут не только повысить уровень жизни этих

2. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ…

95людей, но и дать ощутимое улучшение успеваемости их детей школьно-

го возраста.

3. Как показывает межстрановой эмпирический анализ, в долгосроч-

ной перспективе (25–30 лет) положительное влияние на качество обра-

зования будут иметь, во-первых, увеличение финансирования школ,

объемы которого при пересчете на одного школьника росли в последние

годы опережающими темпами по сравнению с динамикой подушевого

ВВП1; во-вторых, снижение степени неравенства в распределении дохо-

дов, которое сильно коррелирует с подушевым ВВП, в связи с чем его

изменение в долгосрочной перспективе может быть достигнуто только

за счет экономического развития.

4. Для российского уровня экономического развития качество обра-

зования школьников находилось в последнее десятилетие на вполне

сопоставимом уровне. Во многом это обеспечивалось за счет высокого

уровня образования взрослого населения. Если учитывать еще и неоп-

тимальное значение среднего размера класса, то в 2000–2006 гг. уровень

школьного образования находился даже выше своего теоретического

уровня, соответствующего средней эффективности образовательной

системы по странам ОЭСР. Тем не менее к 2009 г. эффективность суще-

ственно снизилась: несмотря на дальнейшее наращивание расходов на

систему среднего образования, успеваемость школьников стала даже

ниже уровня 2000 г. Таким образом, дальнейшие перспективы повыше-

ния уровня образования школьников зависят от эффективности исполь-

зования системой среднего образования финансовых ресурсов: если эта

эффективность возрастет до уровня, соответствующего среднему по

ОЭСР (предпосылки к чему имели место в России в начале 2000-х гг.),

процент взрослого населения с высшим образованием сохранится на

текущем уровне и средний размер класса будет приведен в соответствие

с оптимальными значениями (18–19 школьников на одного учителя), то

можно ожидать повышения значений PISA на 65–70 единиц, что при-

близит нас к таким странам, как Япония и Финляндия. В то же время

1 Почти во всех развитых странах, по которым есть статистика, уровень расходов на одно-

го школьника сходится к уровню 20–25% ВВП на душу населения, и Россия в кон-

це 2000-х гг. вышла на этот уровень. Достижение уровня финансирования, соответст-

вующего текущему среднему значению для стран ОЭСР, может способствовать росту

показателей PISA в России на 6–7%.

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ__

если текущая неэффективность будет сохранена (т.е. разница между

фактическим уровнем успеваемости и уровнем, который имел бы место

в странах ОЭСР, если бы они обладали теми же значениями фундамен-

тальных факторов, определяющих уровень образования школьников,

что и Россия), то увеличение расходов, оптимизация соотношения меж-

ду числом школьников и числом учителей и сохранение уровня образо-

вания старшего поколения смогут обеспечить рост PISA на 30–50 пунк-

тов, т.е. приблизить Россию к показателям таких стран, как Словения и

Исландия. В случае же снижения доли лиц с высшим образованием при

сохранении текущей неэффективности даже повышение расходов до

уровня среднего по ОЭСР будет не в состоянии переломить тенденцию к ухудшению качества образования

В большинстве стран ОЭСР общеобразовательные учреждения име-

ют право самостоятельно производить отбор кандидатов на вакансии

школьных учителей. Пример процедуры отбора учителей в школах

Финляндии представлен схематично на рис. 22.

1 University of Hertfordshire. Teacher Training – information for applicants and FAQs:

http://www.herts.ac.uk/fms/documents/schools/education/Teacher_Training_Advice.pdf.

2 http://thescotsman.scotsman.com/news/Teacher-training--places-are.6053723.jp.

3 Barber M., Mourshed M. How the world’s best-performing school systems come out on top.

McKinsey report, September 2007.

4 Kim E., Kim J., Han Y. Secondary Teacher Policy Research in Asia: Secondary education and

teacher quality in the Republic of Korea. Bangkok: UNESCO Bangkok, 2009:

http://unesdoc.unesco.org/images/0018/001864/186494e.pdf

5 Kárpáti A. Teacher training and professional development, Institute of Economics of the Hungarian

Academy of Sciences: http://www.mtakti.hu/file/download/greenbook/chapter8.pdf

6 McKenzie P. Teaching: Restoring its class, OECD Education Directorate, OECD Observer

No. 242, March 2004: http://www.oecdobserver.org/news/fullstory.php/aid/1216/Teaching:_

Restoring_its_class.html

3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО…

Источник: Barber M., Mourshed M. How the world’s best-performing school systems come out

on top. McKinsey report, September 2007.

Рис. 22. Процедура отбора учителей в школы Финляндии

Такое повышенное внимание к процессу отбора будущих учителей

обусловлено высоким статусом учителя: в Финляндии учителя прирав-

ниваются к государственным служащим.

В развитых странах учителя начинают свою педагогическую дея-

тельность либо после получения высшего педагогического образования

(3–4 года), либо после прохождения годового курса педагогической

подготовки после окончания университета по специальности, не связан-

ной непосредственно с образовательным процессом. Поэтому в целом

можно выделить две модели отбора будущих учителей1:

1) отбор происходит прежде, чем люди начнут курс педагогической

подготовки, и количество мест в учебных заведениях ограничивается

только отобранным количеством людей;

2) отбор будущих учителей происходит после завершения курса педа-

гогической подготовки из числа лучших дипломированных специалистов.

Большинство образовательных систем в мире являются сторонника-

ми второй модели, однако в некоторых странах – лидерах в области об-

разовательных услуг часто используются различные вариации первой

модели.

1 Barber M. , Mourshed M. How the world’s best-performing school systems come out on top.

McKinsey report, September 2007.

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

3 . 2 . 2 . А н а л и з д о с т а т о ч н о с т и к о л и ч е с т в а

ш к о л ь н ы х у ч и т е л е й

Основными характеристиками надлежащей организации образова-

тельного процесса в школе являются соотношение численности уча-

щихся на одного учителя и среднее количество учащихся в классе. Не-

смотря на то что явной зависимости между уровнем успеваемости

школьников и загруженностью учителя не выявлено (по результатам

отдельных исследований уменьшение количества учащихся в одном

классе средней школы не оказывает большого влияния на качество об-

разования и успеваемость учеников, а в некоторых случаях было зафик-

сировано даже отрицательное влияние1), тем не менее распространено

мнение, что классы небольшого размера позволяют учителям в большей

степени организовать индивидуальную работу с каждым учеником с

учетом его способностей и уровня развития, а также меньше учебного

времени тратить на решение организационных и дисциплинарных во-

просов.

Согласно международной статистике, в России обеспеченность

3.3. Особенности организации образовательного процесса

Наши рекомендации