Обработка и оценка результатов. При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин

При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: про­дуктивности и устойчивости:

Обработка и оценка результатов. При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин - student2.ru

где S — показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

N — количество изображений предметов на рис. 6 (7), про­смотренных ребенком за время работы;

t — время работы;

п — количество ошибок, допущенных за время работы. Ошиб­ками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненуж­ные изображения.

В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть по­казателей, один — для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные — для каждого 30-секундного интервала. Со­ответственно, переменная t в методике будет принимать значе­ние 150 и 30.

По всем показателям 5, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во вре­мени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчиво­сти переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибал­льной системе следующим образом:

10 баллов— показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла. 8-9 баллов— показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25

балла. 6-7 баллов— показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00

балла 4-5 баллов— показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75

балла. 2-3 балла— показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50

балла. 0-1 балл— показатель 5 находится в интервале от 0,00 до 0,2

балла.

Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивает­ся так:

10 баллов— все точки графика на рисунке 8 не выходят за пре­делы одной зоны, а сам график своей формой на­поминает кривую 1.

8-9 баллов— все точки графика расположены в двух зонах на­подобие кривой 2.


Часть I. Психологическая диагностика

Обработка и оценка результатов. При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин - student2.ru

Рис. 8. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни».

На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кри­вые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом:

1. Кривая, изображённая с.помощью линии типа —. — .—. Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания.

2. Кривая, представленная линией типа •••• Это график низкопродук­тивного, но устойчивого внимания.

3. Кривая, изображаемая посредством линии типа — — — — —. Представ­ляет собой график среднепродуктивною и среднеустойчивого внимания.

4. Кривая, изображенная с помощью линии------- . Является графиком сред-

непродуктивного, но неустойчивого внимания.

5. Кривая, изображенная линией - - - - - - - - . Представляет график среднепро-

дуктивного и крайне неустойчивого внимания.

6-7 баллов— все точки графика располагаются в трех зонах, а

сама кривая похожа на график 3. 4-5 баллов— все точки графика располагаются в четырех разных

зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4. 3 балла—.все точки графика располагаются в пяти зонах, а

его кривая похожа на график 5.

Выводы об уровне развития

10 баллов— продуктивность внимания очень высокая, устой­чивость внимания очень высокая.

_____ Глава 3, Методы психодиагностики детей дошкольного возраста_

8-9 баллов— продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая.

4-7 баллов— продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя.

2-3 балла— продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая.

0-1 балл— продуктивность внимания очень низкая, устойчи­вость внимания очень низкая.

Методика 6. «Проставь значки»

Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед нача­лом выполнения задания ребенку показывают рис. 9 и объясня­ют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков про­ставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответ­ственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в тече­ние двух минут, а общий показатель переключения и распреде­ления его внимания определяется по формуле:

Обработка и оценка результатов. При обработке и оценке результатов определяется количест­во предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин - student2.ru

где S — показатель переключения и распределения внимания;

N — количество геометрических фигур, просмотренных и по­меченных соответствующими знаками в течение двух минут;

п — количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные зна­ки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими зна­ками, геометрические фигуры.

Оценка результатов

10 баллов— показатель S больше чем 1,00.

Наши рекомендации