И возможные направления ее оптимизации

3 . 3 . 1 . О с н о в н ы е т е н д е н ц и и в у п р а в л е н и и

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н ы м и у ч р е ж д е н и я м и

( ш к о л ь н ы й м е н е д ж м е н т )

Российская система общего образования фактически имеет двух-

уровневую систему управления. В соответствии с Федеральным зако-

ном «Об образовании» на федеральном уровне регулируются общие

вопросы в сфере образования, в том числе:

• разграничение компетенций между органами исполнительной вла-

сти и органами местного самоуправления;

• обеспечение, защита конституционного права и создание правовых

гарантий на образование граждан РФ;

• определение прав, обязанностей, полномочий и ответственности

физических и юридических лиц в области образования.

Непосредственное управление общим образованием осуществляется

органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного

самоуправления.

Низкая эффективность действий администрации школ приводит к

тому, что одной из основных причин нареканий в отношении системы

общего образования в последние годы является качество школьного

менеджмента. Вокруг должности директора школы разворачиваются

оживленные дискуссии и споры. Сторонники традиционного советской

школы школьного образования считают, что директором должен быть

ее лучший учитель. Однако современный опыт развитых стран показы-

вает, что организацией системы управления целесообразно заниматься

профессиональному менеджеру, который умеет оптимально распреде-

лять ресурсы, обеспечивать необходимый контроль качества и т.п. В то

же время более основательно подойти к вопросу подбора квалифициро-

ванных кадров может именно учитель с большим опытом преподава-

тельской деятельности. Поэтому при управлении школой возможно раз-

деление полномочий между двумя руководящими лицами.

Данная проблема усугубляется тем, что в России родители и мест-

ные общественные организации фактически отстранены от активного

участия в управлении школами. Все реально значимые параметры, ре-

гулирующие жизнь и деятельность школы, определяются либо ее руко-

водством, либо представителями курирующих ее органов государствен-

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

ного (муниципального) управления1. Это отчасти связано с тем, что ме-

ханизмы привлечения общественных и профессиональных организаций

к решению вопросов формирования и реализации образовательной по-

литики не отражаются в нормативно-правовых актах и могут быть за-

креплены только в уставе школы по ее собственному усмотрению2.

В России остается неудовлетворительным и качество контроля за

образовательной деятельностью школ (к примеру, ведение учебного

процесса при отсутствии лицензий либо истечении сроков их действия,

без аттестации и аккредитации; нарушение правил приема учащихся в

школы, правил оказания платных образовательных услуг; несоблюдение

норм, установленных федеральным базисным учебным планом; несоот-

ветствие уставов многих образовательных учреждений действующему

законодательству; неудовлетворительное материально-техническое со-

стояние и т.д.3), несмотря на наличие нескольких дублирующих кон-

трольных органов. Так, аккредитация российских школ проводится либо

Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособр-

надзор), которая находится в ведении Министерства образования и нау-

ки РФ, либо органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществ-

ляющим управление в сфере образования, в соответствии с их компе-

тенцией4.

Нерешенным остается вопрос об обмене передовым опытом между

школами, хотя данная практика при должной ее организации могла бы

создавать необходимые предпосылки для снижения дифференциации

качества общего образования внутри страны.

В связи с тем что до сих пор так и не сложилось окончательное по-

нимание по обозначенным выше вопросам организации системы управ-

ления российскими школами, крайне востребованным является между-

народный опыт стран ОЭСР с эффективно функционирующими систе-

мами школьного образования.

1 Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: на пути к школьным управ-

ляющим советам // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 12–45: http://www.ecsocman.

edu.ru/images/pubs/2008/02/27/0000321316/02pinskij12-45.pdf.

2 Федеральная целевая программа развития образования на 2006–2010 годы, утвержденная

постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 г. № 803.

3 Из материалов Генеральной прокуратуры РФ: http://www.doxa.ru/obr/smi/Genprokuror1.

html; Роспотребнадзора РФ: http://59.rospotrebnadzor.ru/archives/protokol_onisenko_1; МЧС

России.

4 Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных

организаций, утвержденное постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. № 522.

3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО…

В большинстве стран ОЭСР действует децентрализованная система

школьного образования, управление которой осуществляют муници-

пальные власти. Более того, в последнее время набирает популярность

модель автономного управления школами, предполагающая активное

привлечение общественности к организации функционирования обще-

образовательных учебных заведений. В частности, в школах Велико-

британии создаются специальные органы управления (governing body)

численностью от 9 до 20 человек, в составе которых представлены не

только сотрудники школы, но и родители, представители местных орга-

нов власти, общественных организаций и даже религиозных конфес-

сий1. Специальные органы управления имеют достаточно широкие пол-

номочия: формирование стратегий и целей развития образовательного

учреждения, внедрение стандартов успеваемости, утверждение бюджета

школы и мониторинг его исполнения, назначение и снятие с должности

учителей, включая директора.

В Новой Зеландии после образовательной реформы 1990-х гг. шко-

лам также была предоставлена высокая степень автономности, управле-

ние было передано избранным наблюдательным (попечительским) сове-

там. Регулированием образовательной сферы в стране занимаются два

независимых регулирующих органа (министерство образования и спе-

циальный департамент Education Review Office – ERO)2.

В организации управления школами в странах ОЭСР большое вни-

мание уделяется мониторингу результатов их деятельности, что позво-

ляет выявлять передовой опыт одних школ и распространять его среди

других, определять слабые места в деятельности школ и возлагать от-

ветственность за их результаты на конкретных лиц. Однако интенсив-

ность мониторинга обратно пропорциональна общей эффективности

работы образовательных учреждений, поэтому каждая страна находит

для себя оптимальное соотношение между двумя показателями. В Ве-

ликобритании существует следующий принцип контроля за школами: те

из них, которые признаются неэффективными (т.е. демонстрируют низ-

кие показатели успеваемости, недостаточную квалификацию учителей,

1 Briefing Information Sheet – School Governing Bodies - Roles, Responsibilities and Membership,

2006 http://www.standards.dfes.gov.uk/federations/software/SchoolGoverningBodiesBIS.

doc?version=1.

2 The New Zealand Education System. An overview, Ministry of Education, New Zealand, Published

by The International Division, July 2008.

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

высокую текучесть кадров, нарушение дисциплины в школе и т.д.1),

подвергаются более интенсивному контролю до тех пор, пока не улуч-

шат результаты2.

В целом же в странах ОЭСР преимущественно используются две

формы контроля школ3:

• проведение экзаменов, которые помогают установить уровень успе-

ваемости учащихся;

• проведение проверок (инспекций) школ, при которых сопоставля-

ются результаты работы школ с установленными нормативными

значениями показателей. В отличие от проведения экзаменов такие

инспекции изучают не только результативные показатели, но и ор-

ганизацию процесса обучения, что может помочь выявить конкрет-

ные проблемные области, которые нуждаются в улучшении.

Для проведения таких проверок созданы специальные органы. На-

пример, в Великобритании наряду с Министерством по вопросам детст-

ва, школ и семей в 2007 г. был создан Департамент по стандартам в об-

разовании (Ofsted), независимый от правительства и подотчетный на-

прямую парламенту. В компетенцию органа входят ежегодная проверка

школ и разработка рекомендаций по оценке качества преподавания4.

При этом результаты проведенных проверок впоследствии публикуются

в местных изданиях, а школе отводится определенное время на устра-

нение выявленных недостатков.

В Новой Зеландии специальный департамент ERO, независимый от

Министерства образования, проводит инспектирование школ в среднем

каждые три года, после получения результатов готовит доклады своему

министру. Затем все доклады ERO становятся доступны для обществен-

ности5.

В Финляндии Национальный совет по образованию (Finnish National

Board of Education – FNBE), подведомственный Министерству образо-

вания, решает широкий спектр задач, связанных с развитием всех сту-

пеней и видов образования: дошкольное и школьное образование, про-

1 Improving poorly performing schools in England, Report by the Comptroller and Auditor General,

London, 11 January 2006.

2 Barber M., Mourshed M. How the world’s best-performing school systems come out on top.

McKinsey report. September 2007.

3 Ibid.

4 Office for Standards in Education, Children’s Services and Skills (Ofsted):

http://www.ofsted.gov.uk/oxcare_providers/list.

5 The New Zealand Education System. An overview, Ministry of Education, New Zealand, Published

by The International Division, July 2008.

3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО…

фессиональное образование, образование для взрослых в классической

и свободной форме (включая народные средние школы, исследователь-

ские центры, летние университеты), базовое образование в области ис-

кусства1. FNBE также отвечает за разработку национальных учебных

программ для среднего и профессионального образования; проводит

оценку результатов обучения и способствует повышению эффективно-

сти преподавания, например, организует повышение квалификации

учителей и других сотрудников образовательной сферы. Также в 2003 г.

был образован Совет по оценке образования (Finnish Education

Evaluation Council), который является экспертным органом в области

оценки образования. В функции Совета входит содействие Министерст-

ву образования и образовательным учреждениям в вопросах, касающих-

ся оценки образования, проведение внешних проверок образовательных

учреждений, организация публикации отчетов2.

В некоторых случаях инспекция школ проводится каждый год, такая

необходимость особенно усиливается при подготовке образовательных

реформ. Например, в США все школы подвергаются внешним провер-

кам ежегодно, в Великобритании проверки школ осуществляются один

раз в 3–4 года, в Новой Зеландии – раз в 3 года, в Австралии периодич-

ность проверок варьирует от 2 до 4 лет в зависимости от региона стра-

ны. В Ирландии и некоторых других странах ОЭСР они проводятся

один раз в 5 лет и даже реже. В Финляндии вообще нет нормативно ус-

тановленной периодичности проведения школьных проверок3.

Обмен передовым опытом между школами осуществляется посред-

ством проведения регулярных встреч и консультаций, презентаций

лучших практик и эффективных образовательных технологий. Напри-

мер, в Великобритании считается, что именно тесное сотрудничество

между школами ускоряет совершенствование образовательного процес-

1 The Finnish National Board of Education (FNBE): http://www.oph.fi.

2 The Finnish Education Evaluation Council: http://www.edev.fi/portal/english.

3 Barber M., Mourshed M. How the world’s best-performing school systems come out on top.

McKinsey report, September 2007; Wylie C. «School review in New Zealand», New Zealand

Council for Educational Research: http://www.worldedreform.com/intercon3/third/p_cathy.pdf;

Department of Education, Australia, School Accountability Framework Review. National and

International Perspectives and Approaches to school accountability – Executive summary:

http://www.det.wa.edu.au/education/accountability/Docs/National%20and%20International%20

Perspectives%20and%20Approaches%20-%20Exec%20Summary.pdf ; Dublin Institute of

Technology:

http://www.dit.ie/media/documents/academicregistrar/academicregistrar/qualityassurancehandbo

ok/chapter%207%20school%20review.doc.

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ НА КАЧЕСТВО…

са. В стране действует практика присоединения отстающих школ к наи-

более прогрессивным и эффективно функционирующим. Руководство

передовых школ берет на себя ответственность за качество образова-

тельного процесса еще в одном или нескольких учебных заведениях.

Это позволяет не только устранить недостатки в отстающих школах, но

и сократить расходы во всех учебных заведениях за счет объединения

материальных и педагогических ресурсов1.

Требования к содержанию образовательных программ в развитых

странах, как правило, устанавливаются министерствами образования, но

их практическое применение обычно находится в компетенции регио-

нальных/местных органов управления. В Финляндии, например, каждая

провинция имеет свой департамент по образованию и культуре, а непо-

средственным администрированием на местах занимаются муниципали-

теты, выполняющие роль поставщиков образовательных услуг. Муни-

ципалитеты имеют право разрабатывать собственные учебные планы,

соответствующие местным особенностям и приоритетам, а учителя мо-

гут самостоятельно выбирать методики преподавания, составлять соб-

ственные учебные пособия, применять авторские системы оценивания

успеваемости, основываясь на общих образовательных целях.

На основе изучения сильных сторон образовательного процесса в

развитых странах, а также исходя из приоритетов, обозначенных в на-

циональных планах и стратегиях развития образования, в России пред-

ставляется необходимым сосредоточиться на следующих направлениях

повышения качества школьного менеджмента:

• внедрение независимой системы оценки качества образования на

всех уровнях и обеспечение публичной доступности ее результатов;

• ужесточение лицензионных требований к учреждениям образова-

ния, так как часть школ ведут учебный процесс при отсутствии ли-

цензий, без аттестации и аккредитации;

• содействие развитию советов самоуправления в образовательных

учреждениях;

• создание условий для обеспечения участия потребителей образова-

тельных услуг и общественных институтов в контроле и оценке ка-

чества образования и т.п.

1 Dunford J. A broader role for school principals in system leadership», Secondary Heads Association,

England: http://www.ssat-inet.net/resources/olc/papers/abroaderroleforschool.aspx;

Lawrence P. The strength of weak school ties. The importance of ‘weak’ relationships in sharing

good practice between schools, Research Associate Summary Report, Spring 2007.

3. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО…

3 . 3 . 2 . П р о д о л ж и т е л ь н о с т ь о б у ч е н и я

Возрастной диапазон учащихся общеобразовательных школ зависит

от законодательно установленного возраста, по достижении которого

ребенок должен пойти в школу. В большинстве стран ОЭСР обязатель-

ное обучение начинается с 6 лет (см. табл. 22), хотя прослеживается

тенденция, когда родители предпочитают оформлять своих детей в на-

чальную школу раньше наступления положенного возраста.

В России согласно Федеральному закону «Об образовании» от

10.07.1992 г. № 3266-1 обучение детей в образовательных__

http://www.iep.ru/files/text/working_papers/152.pdf

АДРЕС ЭТОЙ КНИГИ ДЛЯ 3 ГЛАВЫ

http://2020strategy.ru/g8/news/32666237.html

Изучение образовательных и трудовых траекторий выпускников вузов является своего рода новацией в мониторинге российского образования. Одной из целей проекта, рабочий вариант которого был представлен в рамках заседания экспертной группы «Новая школа» по обновлению «Стратегии-2020», является формирование «портрета поколений», что дает понимание тенденций образовательной политики в России.

Исследование было начато в 2009 году и, по оптимистичным прогнозам авторов, спроектировано до 2027 года, что, по их мнению, не является чем-то необычным и не выходит за рамки проведения подобных долгосрочных проектов. В исследовании приняли участие школьники 9 классов, студенты 1 и 4 курсов вузов. В рабочем варианте исследователи получили некоторые результаты «поколенческих портретов». Так, по их мнению, определились четыре группы образовательных траекторий.

Первая траектория – целеустремленные москвичи из обеспеченных семей, число которых составило 16%. По словам руководителя проекта, старшего научного сотрудника Центра мониторинга качества образования Института развития образования НИУ ВШЭ Дмитрия Попова, в нее входят студенты с высокой дополнительной учебной активностью, высокими баллами по ЕГЭ по русскому языку, лучше всех осведомленные о будущей специальности. Студенты из данной группы, как правило, выбирают экономико-социальные, гуманитарные или естественно-научные специальности. Вместе с тем самое трудное для них – подготовка к письменным работам и тестам. Главным стимулом их активности является получение хорошего образования.

Вторая группа, по мнению исследователей, среднеуспешные студенты, поздно определившиеся с выбором специальности (22%). Студенты этой траектории имеют низкие показатели осведомленности о выбранной специальности и средние оценки по ЕГЭ по математике и русскому языку. Трудности для представителей этой группы вызывает процесс чтения литературы. Исследователи подчеркивают типичные признаки данной категории студентов, среди которых - ориентация «иметь больше денег» и неудовлетворенность жизнью в вузе.

Третья траектория – студенты, чьи родители не имеют высшего образования (20%). Особенностями этой группы выступают низкий материальный достаток, низкие результаты по ЕГЭ, низкая учебная активность. Основные стимулы к получению образования сводятся к успешности на работе и обеспечению своим будущим детям лучших образовательных возможностей. Для этой группы основную трудность представляют ответы вслух на занятиях.

И последняя траектория – целеустремленные студенты из регионов (29%). По мнению Дмитрия Попова, в этой группе высокие образовательные ресурсы в семье, высокие баллы по ЕГЭ по математике, и, как правило, студенты этой группы рано определились с выбором специальности. Признаком этой группы является трудность с выступлениями на занятиях. Основные мотивы представителей данной траектории – получить хорошее образование и дать детям лучшие возможности. Как считает Попов, студенты данной Вероятной группой для изменения образовательной траектории является группа «отложенного выбора», у представителей которой складывается высокая вероятность несоответствия последующего пути профессионализации с получаемым образованием. По результатам исследования, у студентов этой группы наблюдается низкая информированность о специальности, выбор которой произошел за месяц или меньше до поступления. Вместе с тем представители группы «отложенного выбора» выказывают нежелание учиться и работать по специальности, доказывая это работой на полную ставку, начиная с 1-2 курса.

Это сказывается на психологическом фоне студентов группы «отложенного выбора»: они, как правило, недовольны условиями обучения в вузе и имеют низкую устойчивость интересов, следствием чего выступают низкие показатели достижений и уверенности.

Среди выделенных четырех образовательных траекторий наибольшие шансы попасть в «группу отложенного выбора» есть у среднеуспешных студентов и значительной части студентов, чьи родители не имеют высшего образования. По оценкам разработчиков, сегодня «группа отложенного выбора» составляет до 60% студентов.

Исследователи отметили, что в большинстве случаев студенты – представители группы «отложенного выбора» учатся на таких специальностях как «сельское хозяйство», «строительство и архитектура», гуманитарные и инженерно-технические специальности (50-60%). Средние результаты по этому показателю у специальностей «право», «культура», «педагогика», «экономика и менеджмент», естественно-научные специальности (30-40%). Самой устойчивой специализацией, студенты которой в меньшей степени подвержены ее смене, является медицина (около 20%). группы чаще выбирают технические, педагогические, медицинские специальности.

в Концепции долгосрочного социально-

экономического развития Российской Федерации на период до 2020

года, утвержденной Распоряжением правительства Российской Федера-

ции от 17.11.2008 г. № 1662-р, где говорится о возрастании роли чело-

веческого капитала как основного фактора экономического развития:

«Уровень конкурентоспособности современной инновационной эконо-

мики в значительной степени определяется качеством профессиональ-

ных кадров, уровнем их социализации и кооперационности. Россия не

сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за

счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования».

Наши рекомендации