Система методов педагогического исследования.
Методы педагогических исследований- способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий.
Методы бывают теоретические(анализ, синтез, индукция, дедукция) и эмпирические.
Теоретические методы:
1. Анализ- выделение и рассмотрение отдельных сторон личности и признаков.
2. Синтез- обобщение полученных данных.
3. Индукция- движение рассуждения от частных к общим.
4. Дедукция- от общего к частному.
5. Абстрагирование- мысленное отвлечение от свойств и понятий.
6. Моделирование- изучение явлений на основе модели.
7. Составление библиографий- перечень источников.
8. Реферирование- сжатое переложение основного содержания.
9. Конспектирование- ведение более детальных записей.
10. Аннотирование- краткая запись общего содержания.
11. Цитирование- дословная запись.
Эмпирические методы:
Методы изучения педагогического опыта:
-Наблюдение
--непосредственное/посредственное,
-- открытое/скрытое.
--непрерывное/дискретное
--монографическое/узкоспециальное
--естественное/лабораторное
-Методы опроса(беседа, интервью, анкетирование)
-Изучение школьной документации
-Педагогический эксперимент предполагает опытное моделирование явлений и условий его протекания.
Этапы эксперимента:
1)теоретический
2)методический
3)собственно эксперимент
4)аналитический
Виды экспериментов:
1. По времени действия(длительный и кратковременный)
2. По структуре(простой и сложный)
3. По целям и характеру исследования(констатирующий и преобразующий)
4. По организации проведения(естественный и лабораторный)
Выделяются математические и статистические методы, применяются для обработки данных, полученных методом опроса и эксперимента(ранжирование, шкалирование, регистрация).
Образование как общечеловеческая ценность.
Мировые социокультурные тенденции:
1. К смене типа культурно-исторического наследования.
Типы культуры:
А)постфигуративный- дети и взрослые учатся у предшественников.
Б)конфигуративный- у сверстников.
В)префигуративный- взрослые учатся и у детей тоже.
2. к смене установки при изучении действительности от научного познания к культуре, искусству, религии, здравому смыслу, опыту проектноконструкторской деятельности.
3. к изменению роли науки- ценность науки в том, насколько она помогает решать практические проблемы общества и человека.
4. к расширению информационных технологий и мировой информационной системы.
5. к национально-культурной и экономической регионализации. Повышение интереса к региональным программам культурного и экономического развития.
Влияние социокультурных тенденций направлено на:
-формирование образовательными средствами у человека позиции активного субъекта в своей жизни.
-ориентацию образовательных программ на учёт культурных и общечеловеческих ценностей.
-рост культурного плюрализма ,самобытности человека.
-расширение способов передачи и получения культурно-исторического опыта.
Глобальные мировые проблемы:
-разрушение природной средыàугроза среде обитания человека.
-истощение материально-сырьевых ресурсовàих нехватка.
-возможные удвоения населения Землиàпроблема продовольствия.
-гонка вооружений, военный бюджет становится опасным и непосильным для человечества.
-дисгармония отношений между развитыми и развивающимися странамиàугроза международного терроризма.
-кризис здравоохраненияàухудшение генофонда.
Необходимо изменить образ жизни, характер взаимодействия с природой, стиль общения друг с другом. Образование должно развивать способность понимать глобальные проблемы и на научной основе из разрешать.
Социокультурная ситуация в РБ характеризуется переходом :
-от тоталитарного общества к демократическому;
-от статического состояния к динамическому;
-от революционного развития к эволюционному;
-от мировоззренческого единства к плюрализму;
-от индустриального общества к информационному.
Впервые процесс развития всех сфер общества становится его неотъемлемой характеристикойà образование должно готовить ответственную, способную перестраивать самостоятельно свою жизненную стратегию, личность.
Образование как механизм развития личности и общества в целом. Образование как процесс.
Главная задача общества не столько в усвоении готовых рецептов действий, сколько подготовка личности к овладению новыми методами, поддержанию познания, формирование готовности работать в новых условиях.
Основные функции образования в обществе | |||
Воспроизводство культуры, опыта деятельностиà образование-отрасль социокультурной практики. | Функция развития личности и обществаà образование- всеобщая форма развития личности и общества. | ||
Реализуется посредством | |||
Традиционно-теоретической , знаниевой, предметно-ориентированной модели: трансляция культурно-исторического опыта посредством образцов, воспроизводство готовых знаний ,умений, навыков. | Универсальной, способностной, деятельностной, личностно-ориентированной модели: не столько трансляция, сколько развитие универсальных способностей к рефлексии, мышлению, диалогу, анализу ситуации, определению способов достижения результатов, новых типов деятельности. | ||
Осуществляется в | |||
Традиционном обществе | Динамическом обществе | ||
Формируется | |||
Единый тип мировоззрения, образа жизни с конкретными идеалами, ценностямиà жизнь по традиционным схемам; личность, готовая к жизни и труду в неизменяющихся условиях. | Способная к самоопределению личность, развитым интуиционным мышлением, готовая к самообразованию, продуктивному сотрудничеству, решению задач в новых условиях. | ||
Задачи развития личности могут быть решены преимущественно в универсальной модели образования, когда учебная деятельность приобретает личностно-ориентированный характер и исследовательскую деятельность . В соответствии с функцией развития, образование рассматривается как форма развития личности, а через неё и всего общества. «Думай глобально, действуй локально».
Цель универсальной модели образования:
1. Развитие личностных способностей к самоопределению.
2. Учёт целей и интересов, индивидуальных способностей обучающихся и педагогов.
3. Совместная, согласованная учебно-поисковая деятельность обучающихся и педагогов.
Задачи:
1. Овладение конкретной информацией и обобщёнными способами знаний, мышления и выполнение разных видов деятельности.
2. Разработка и реализация деятельностного типа, содержания обучения, где учитывается самоопределение учащихся.
9.Анализ состояния современной практики образования. Основные положения новой образовательной парадигмы.
Формирование и развитие образовательной системы в Беларуси осуществляется в соответствии с конституционными требованиями и гарантиями в области образования, обеспечивающими равенство в его получении, единство образовательной системы и преемственность всех ступеней обучения. Национальная система образования базируется на Конституции РБ, законах «Об образовании в РБ», «О языках», «О национально-культурных меньшинствах», «О правах ребёнка», других нормативно-правовых документах, регламентирующих её деятельность.
Основными целями функционирования системы образования в обществе выступают: 1) подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни и труду в условиях быстро меняющегося мира; 2) обеспечение социализации молодежи через освоение ею общечеловеческих ценностей, нравственно-правовых норм общественного поведения; 3) воспитание сознательных граждан, обеспечивающих социальный прогресс в обществе.
Мировые образовательные тенденции. 1.Становление образования как важнейшего фактора преодоления отсталости. 2.Трансформация понятия образования. 3.Концепция непрерывного образования. Среднего и даже высшего образования сегодня уже надолго не хватает. Президент корпорации "Дженерал Моторс" говорит об этом следующим образом: "Нам нужны специалисты не с четырех- и даже шестилетним, а с сорокалетним образованием". 4.Развитие рыночных отношений в сфере образования. 5.Интеграция образования (его глобальность).
Позитивные тенденции в развитии сист. образования: 1) гуманизация и гуманитаризация образовательного процесса, направленные на переход к гуманным, демократическим отношениям между педагогами и учащимися; 2)вариативность и разноуровневость содержания образования, введение новых востребованных специальностей и специализаций (право, информатика); 3) разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ; 4) дифференциация (разн-зие) сети учреждений образ-я; 5) переход вузов на двухступенчатую подготовку специалистов (бакалавров и магистров); 6) использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования (спонсоров, благотворительные средства).
Негативные тенденции в образовании
· Отриц. влияние соврем. школы на здоровье учащихся:неспособность детей справиться с учебной программой; усложнен. и перегруж. учебные программы и учебники; чрезмерная учебная нагрузка учащихся (40—42 р. ч.).
· Авторитарный стиль преподавания и руководства учебным заведением.
· Унификация образовательного процесса в учебных заведениях (без учета интересов и способностей детей).
· Бюрократизм и формализм в системе образования: дидактоцентризм(реализация учебных планов не способствует эффективному развитию у школьников критического мышления а поэтому выступает тормозящим фактором в становлении личности школьника)предметоцентризм(т. е. содержание учебных дисциплин носит информативный характер, не достаточно служит целям самопознания личности)
· Недостаточный уровень качества подготовки выпускников средней школы (медалисты).
· Отток преподавательских кадров из системы образования, феминизация и старение педагогического корпуса.
· Наметился кризис дополнительного образ-я и системы организации досуга детей: сокращ-ся секции и кружки.
· Формируются негативные черты растущей личности: социальная зависть; агрессивность; нетерпимость к противоположным взглядам, мнениям, культурам и религиям; низкий уровень культуры общения.
Основные положения новой образовательной парадигмы Главная цель образования - развитие творческой, самост., ответственной личности, способной к освоению и преобразованию мира.
Основные положения новой образов. парадигмы:
· ориентация учебных планов и программ, содержания обучения на формирование современной функциональной грамотности, развитие умений к поиску новых знаний, их критическому анализу и интеграции;
· изменение роли педагога в образовательном процессе (от транслятора знаний, к посреднику между учеником и учебным предметом как элементом культуры).
· ориентация образ-я на развитие у обучающ-ся мыследеятельностн. (аналитич., рефлексивн.) способностей;
· установка на детоцентризм как направленность педагогического процесса на утверждение в обществе идеологии самобытности и самоценности детства (ребенок — ключ к познанию человека).
· Выход видится в переходе от «школы памяти» к «школе мышления и действия», т. е. к новой педагогической парадигме. Это предполагает включ-е в сод-е образ-я спос-в анализа ситуаций и разрешения проблем в новых условиях.
Важнейшая задача современного образования заключается в изменении его направленности, переносе акцентов с традиционного освоения предшествующего опыта в виде знаний, умений и навыков на стимулирование их к разрешению возникающих перед отдельными людьми, обществом в целом проблемных ситуаций; формирование у молодежи готовности к жизни и деятельности в динамически меняющемся обществе, творческое обогащение личностного социального опыта, внесение собственного вклада в развитие культуры общества.
10.Структура и принципы развития образования в Республике Беларусь
Образование– процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Ггосударственная политика в сфере образования направлена на:
· Обеспечение прав граждан на доступность и бесплатность образования;
· Всеобщность и обязательность образования;
· Осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
· Доступности дошкольного, проф-тех, среднего специального и высшего образования;
· Обеспечение преемственности и непрерывности уровней и ступеней образования;
· Содержания образования на основе приоритета нац и общечел ценностей,
· Обеспечение качества образования;
· Обеспечение гуманистического характера обучения и воспитания, защиту прав детей.
Национальная система образования в РБ в структурном отношении включает в себя образовательно-воспитательные учреждения, которые осуществляют:
· дошкольное воспитание (ясли, детсад, ясли-сад, дошкольный центр развития ребёнка)
· общее среднее образование (начальная школа, базовая школа, средняя школа, вечерняя школа, гимназия, лицей, школа-интернат);
· внешкольное обучение и воспитание (кружок, секция, студия, клуб, ансамбль, театр и др.);
· профессионально-техническое образование;
· среднее специальное образование;
· высшее образование;
· подготовку научных и научно-педагогических кадров;
· повышение квалификации и переподготовку кадров;
· самостоятельное образование граждан
Основные принципы построения системы образования в РБ:
- доступность, - открытость; - свободное развитие личности; - научность, - бесплатность общего образования; - демократичность, - гуманность, -вариативность типов школ, - светский характер образования,
Новыми типами учебных заведений для РБ являются гимназия, лицей, колледж, высшее проф. училище. Они призваны обеспечивать повышенный уровень общего среднего и проф. образования.
Нововведения:
- увел-сь кол-во часов на фак-вы; - с 01.09 по 01.06; - 6-й день – спортивномассов. мероприятия, фак-вы; - нету повыш. и углубл. изуч-я предметов в школе; - ин. яз. с 3-го Кл. 2 раза в нед.; - вместо обществоведения предмет чел. и гос-во; - в 9 кл. черчение; - нету МХК; - инф-ка с 6 по 11 Кл.; ИЗО до 5 кл.; - музыка до 4 кл
11.Направления реформирования системы высшего образования в Республике Беларусь.
Высшее образование – уровень основного образования, достигаемый в ходе последовательного и целенаправленного процесса обучения и воспитания, обеспечивающего подготовку квалифицированных специалистов, развитие, по результатам которой присваиваются соответствующая квалификация, а также (возможно) степень магистра.
Платная форма обучения является ответом на изменившиеся запросы рынка труда и потребности многих молодых людей в получении высшего образования. Закон «О высшем образовании» принят 14 июня 2007 года.
Целями реформирования системы высшего образования в РБ выступают:
a. повышение качества высшего образования в условиях его массовости;
b. формирование проф. мобильности специалистов, способствующей адаптации выпускников ВУЗа к постоянно изменяющимся условиям проф. деятельности;
c. воспитание духовно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и соц.-культ. жизни общества.
Основными направлениями развития высшей школы является разработка и внедрение в образовательный процесс ВУЗов:
1. Структурно-организационные изменениянаправлены на совершен-ние структуры высш. обр-я, что предполагает: а) переход к двуступенчатой системе подготовки специалистов (бакалавриат и магистратуру).
Бакалавр – 4 года, общая соц.-гуман. и естеств.-научн., общая профес. и спец. подготовка в соотв-и со спец-ю – высш. кол-ж, институт, акад-я, унив-т.
Специалист – 5 лет – методолог., псих.-пед., лингвист. ,дополнит. гуманит., научн., проф. подготовка в соотв-и со спец-ю и специал-й - институт, акад-я, унив-т.
Магистр – 6 лет – угдублен. проф., экон. подг-а, фундамент., научно-исследов., научно-пед. подг-а.
Первая ступень высш. образ-я обеспечивает подготовку специал-в с высш. образов-м, обладающих знаниями, трудоустр-во с учётом присвоен. квалиф-и (4-5 лет );
Вторая ступень высш. образ-я (магистратура) обеспеч-т формирование знаний и навыков научно-педагогической и научно-исследов. (присваивается диплом магистра (1-2 года).
б) диверсификацию типов ВУЗов: высший колледж, институт, академия, университет.
Классический университет – подготовку специал-в по разным профилям, переподг-ку и повышение квалификации.
Профильный университет (академия, консерватория) – высшее учебное заведение, которое осуществляет подготовку специалистов одного или нескольких профилей.
Институт – подготовку специалистов по одной или нескольким близким специальностям одного профиля.
Высший колледж – подготовка специал-в на первой ступени высшего образования по среднего спец. образования.
в) интеграция средне-спец. и высш. образ-я (создание университетских комплексов: ССУЗ- ВУЗ).
2. Содержательно-технологические инновациинового содержания и технологий обучения, направленных на повышение качества подготовки:
1)обновление или создание новых учебных планов(2 ступени); 2)освоение студентами нового содержания обучения: использование учебно-методических комплексов: лекций, учебники и пособия.
Большое вним-е должно удел-ся самообраз-ю и саморазв-ю студентов, т.к. процесс овладения проф-й происходит на личностном уровне. Этого можно достичь создан-м и внедрен-м личностно-ориент. и развив. технологий.
3. Создание ресурсного обеспечения подготовки спец-в:
- нормативно-правовое (принятие Закона о высшем образовании, создание общего госуд. классификатора специальностей и квалиф-й);
- кадровое (повышение квалификации преподав-й ВуЗов;
- материально-техническое (обновление материально-технической базы);
- финансовое (расширение образовательных и коммерческих услуг).
Сегодня Республика Беларусь предпринимает шаги к интеграции в мировое образовательное пространство. Ключевым направлением нашего международного сотрудничества в области высшего образования является создание единого образовательного пространства Союза Беларуси и России, СНГ. Другое направление — это интеграция в Европейское образовательное пространство.