Социальная среда и формирование личности. Подходы, механизмы, факторы социализации.

Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда — духовные и материальные условия жизни. Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.

Социализация -развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциапизацией. Этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых - РЕСОЦИАЛИЗАЦИЕЙ.

Подходы

1) психоаналитический, где социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и др). как «субъект–объектный»процесс. Такой подход определил и ключевые понятия в их анализе социализации: интернализация, принятие, освоение, адаптация.

2) интеракционистского – социализация трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей (Ч.Кули, У.Томас и Ф.Знанецкий и Дж.Г.Мид). субъект-субъектный.

3) Диалектический подход (Андреева, Кон, Петровский, Мудрик) акцентирует внимание на том, что человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

Механизмы социализации:

Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.

Институциональный механизм - реализуется в процес­се взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются спе­циализированными, т.е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализирован­ными, т.е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).

Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для опре­деленной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.

Межличностный механизм социализации функциони­рует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Зна­чимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д.

Рефлексивный механизм социализации осуществляет­ся через индивидуальное переживание и осознание, внутрен­ний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстни­ков и т.д.

Факторами социализации(А.В. Мудрик)

1) мегафакторы — космос, планета, мир, через др группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

2) макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

3) мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (региону, селу, городу, поселку); по принадлежности, к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей особенно важную роль играют родители и сверстники. Родители при этом закладывают базисные устои и долговременные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и т.д. Компании сверстников облегчают также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.

Наши рекомендации