Социальная среда и формирование личности. Подходы, механизмы, факторы социализации.
Окружающая среда оказывает формирующее влияние на человека. Давно известна мудрость: человек формируется всей жизнью. Особое значение имеет социальная среда — духовные и материальные условия жизни. Характерная особенность социально-педагогических воздействий на личность — в преобладающей в них стихийности, неуправляемости, случайности. Развитие человека во взаимодействии и под влиянием окружающей среды в самом общем виде можно определить как процесс и результат его социализации, т. е. усвоения и воспроизводства культурных ценностей и социальных норм, а также саморазвития и самореализации в том обществе, в котором он живет.
Социализация -развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит. Отучение от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения называется десоциапизацией. Этап обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых - РЕСОЦИАЛИЗАЦИЕЙ.
Подходы
1) психоаналитический, где социализация понимается как вхождение изначально асоциального или антисоциального индивида в общественную среду и адаптация к ее условиям (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс и др). как «субъект–объектный»процесс. Такой подход определил и ключевые понятия в их анализе социализации: интернализация, принятие, освоение, адаптация.
2) интеракционистского – социализация трактуется как процесс и следствие межличностного взаимодействия людей (Ч.Кули, У.Томас и Ф.Знанецкий и Дж.Г.Мид). субъект-субъектный.
3) Диалектический подход (Андреева, Кон, Петровский, Мудрик) акцентирует внимание на том, что человек в процессе социализации не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.
Механизмы социализации:
Традиционный механизм социализации это усвоение человеком норм поведения, взглядов и убеждений, которые присущи его семье и ближайшему ему окружению человека.
Институциональный механизм - реализуется в процессе взаимодействия человека с различными организациями и учреждениями. Некоторые из этих институтов являются специализированными, т.е. они создавались специально для осуществления функции социализации (например, институты системы образования), другие являются неспециализированными, т.е. они выполняют эту функцию попутно, параллельно со своими основными функциями (например, армия).
Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Субкультура - это совокупность норм, ценностей, поведенческих проявлений, характерных для определенной группы людей, что обусловливает определенный стиль жизни этой группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с другими людьми, при этом последние должны быть для него значимыми. Значимыми лицами могут быть родители, учитель, друг и т.д.
Рефлексивный механизм социализации осуществляется через индивидуальное переживание и осознание, внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников и т.д.
Факторами социализации(А.В. Мудрик)
1) мегафакторы — космос, планета, мир, через др группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2) макрофакторы — страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.
3) мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (региону, селу, городу, поселку); по принадлежности, к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
Таким образом, процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни человека, а не только в детстве или юности. В социализации молодых людей особенно важную роль играют родители и сверстники. Родители при этом закладывают базисные устои и долговременные цели, а сверстники влияют больше на сиюминутное поведение, внешность, выбор места отдыха, друзей и т.д. Компании сверстников облегчают также переход молодых людей от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости.