Признаки актерской одаренности: выявление и развитие. (к вопросу выше)
Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Режиссура концертных программ».
- Признаки литературной одаренности: выявление и развитие.
Методика преподавания режиссуры театрализованных представлений и праздников на примере темы: «Пространственные и временные особенности праздника».
280. Педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников в среднем и высшем учебном заведении.
- Методика написания учебной программы по специальным дисциплинам для учреждений дополнительного образования детей.
282. Педагогическая деятельность режиссера театрализованных представлений и праздников в художественном коллективе.
В Российской Федерации насчитывается 130 тысяч городских и сельских учреждений культуры, которые ежедневно принимают миллионы посетителей. Это огромный культурный комплекс, потенциал которого не используется более чем на 30% по многим причинам, в том числе и отсутствия специалистов. Проблема подготовки кадров руководителей художественных коллективов, ориентированных на художественную самодеятельность масс, всегда стояла особенно остро. До 60-х годов прошлого столетия подготовка специалистов с целевой направленностью, ориентацией и установкой на самодеятельное творчество практически отсутствовала. Вместе с тем учреждения культуры создают условия для объединения людей в сфере досуга, помогают выявить их способности, таланты, дают возможность людям почувствовать себя свободными и независимыми, без чего человек не может полноценно трудиться, открывает пути для их самореализации и самоопределения.
В связи с этим перед профессиональными работниками учреждений культуры встаёт задача: привить людям любовь к жизни, прекрасному, стремление к высокой культуре, подарить им праздник в короткие часы отдыха. Всё это предъявляет повышенные требования к специалистам, т.к. сама по себе культурная деятельность своими корнями уходит в самую гущу народных масс. Это же декларировал и К.С.Станиславский, отмечая высокое предназначение и миссию театрального искусства. «Всё делается для того, чтобы народ получил максимальный доступ к искусству и сам в полной мере раскрыл себя как его творец. Тысячи клубов, самодеятельных кружков, трамов, национальные театры, театры для юношества и детей, новые студии, возникающие по инициативе отдельных художников, театры для армии, театры для колхозов - всё это пользуется огромной поддержкой», - писал Станиславский в 1935г.(149,6,337). Специальные учебные заведения (консерватории, театральные, хореографические вузы) готовили своих выпускников для работы в профессиональных коллективах, либо для работы в средних специальных учебных заведениях. В области самодеятельного искусства - «туда за немногими исключениями, пошли те, кто не нужен искусству, кто не могли пристроиться к административным должностям при театрах или при тех учреждениях, которые ими ведают». Но «для этой цели нужны не кто-нибудь, а талантливые, понимающие, честные, идейные люди, преданные делу и культурной миссии, на них возложенной, чувствующий тот живой материал, который им предстоит обрабатывать» (149,6,431), - писал Станиславский.
Перед вузами культуры и искусств возникла задача подготовки знатоков самодеятельного движения, способных на творческие поиски и решение его проблем. Были сделаны учебные планы, необходимая методическая документация, ориентированная на подготовку, с одной стороны, специалиста-художника, а с другой, - педагога самодеятельного творчества, организатора-методиста, психолога, способного организовать и увлечь коллектив, привить его участникам интерес, развить вкус, воспитать потребность в творчестве, - специалиста, способного руководить коллективом, объединяющим людей разного уровня культуры, возраста, образования, уровня развития, способностей, знающего возможности и особенности самодеятельного коллектива, его противоречия, движущие силы и т.д. В программах и учебных планах вузов культуры и искусств была заложена основательная подготовка к работе в сфере свободного времени и досуга, для освоения знаний, приобретения навыков и умений владения спецификой работы с непрофессионалами, способных создавать и руководить коллективом.
Всякая культурная деятельность имеет социальный аспект, т.к. влияет не только на создание, потребление и сохранение материальных и духовных ценностей, но и на установление отношений и связей в обществе. Таким образом, культурная деятельность, в том числе и театральное искусство, представляет собой социально-педагогическую систему, связанную с другими сферами человеческой деятельности, и ей, бесспорно, принадлежит активная роль в формировании общественной практики. Синтетический характер театрального искусства позволяет универсально воспитывать человека. Критическое осмысление духовных ценностей, их отбор и освоение в процессе культурной деятельности, где определяющим является содержание идей, символов веры, социальных теорий, норм, ценностей образцов, примеров, т.е. всего того, что входит в понятие культура, широко представлены в учебном процессе вузов культуры и искусств.
Следует признать, что до последнего времени вузы культуры и искусств, готовящие специалистов широкого профиля, подвергались критике за якобы слабый уровень художественной подготовки. Утверждалось мнение, что художественное творчество масс - это нечто второстепенное, и все усилия следовало бы сконцентрировать на подготовке кадров только в «элитарных» вузах. Однако сорокалетний опыт создания кафедр художественных специализаций со всей очевидностью подтверждает качество подготовки высококвалифицированных специалистов. Тем более, что профессорско-преподавательский состав кафедры режиссуры и мастерства актёра МГУКИ представляли непосредственные ученики К.С.Станиславского: И.А.Мазур, Ю.Н. Мальковский, Л.П.Новицкая, Ю.Б.Щербаков, такие замечательные педагоги как: Ю.Г.Поличинецкий, П.П.Васильев, Г.А.Георгиевский, М.М.Буткевич, С.А.Баркан, М.И.Каширин, Э.М.Бейбутов. Все они были удостоены высокими почётными и учёными званиями Российской Федерации. Традиции этих мастеров продолжаются сегодня их учениками.
Рассмотрим, какова же модель, и какие профессиональные требования предъявляются к специалисту в области режиссуры.
Режиссёрское искусство - (режиссура) - это есть искусство создания единого, гармонически целостного художественного произведения театрального искусства с помощью творческой организации всех элементов спектакля. Осуществляется на основе постановочного замысла режиссёра, ставящего пьесу и руководящего работой всех участников создания постановки.
Произведение современного театрального искусства - спектакль -создаётся на основе драматургического или музыкального сценического произведения в соответствии с замыслом режиссёра и под его руководством совместными усилиями актёров, художника, композитора и других участников спектакля.
Режиссёр - (лат. - управляю) - творческий работник театра, осуществляющий постановку произведения на сцене: драматическую (пьеса) или музыкальную (опера, оперетта), пластическую (пантомима) и новые жанры - мюзикл, рок-опера, различные виды экспериментального театра.
В нашем диссертационном исследовании мы рассматриваем основы педагогической системы К.С.Станиславского, «грамматику актёрского искусства», заложившую мировую реформу театрального искусства, то, что во всём мире называют «Школой Станиславского», и её значение как фундаментального средства для подготовки режиссёров в вузе культуры и искусств.
Школа Станиславского - это фундамент, подготовительные практические занятия «элементарной» техникой, азы науки, та плодородная почва, та общая культура, на которой в дальнейшем будет произрастать творчество.
Рамки нашего исследования не позволяют охватить полностью метод сценической работы режиссёра над постановкой спектакля, что является его профессией. Мы берём только одну составную часть его подготовки в реализации замысла своей постановки, работу режиссёра с актёром, «элементарную» технику, формирующую знание творческого процесса.
Элементарная техника органического поведения на сцене не исчерпывает всех вопросов, связанных с творчеством актёра или режиссёра. Это лишь первые буквы азбуки мастерства, его основа, без овладения которой нельзя подойти к изучению сложных вопросов актёрского и режиссёрского искусства.
По мнению Станиславского, «Режиссёр распадается на следующие составные отрасли: 1) Режиссёр- администратор. 2) Режиссёр -художественный руководитель (когда довольно репетировать).3)Режиссёр-художник. 4) Режиссёр - литератор - драматург. 5) Режиссёр - психолог. 6) Режиссёр - постановщик. 7) Режиссёр - критик. 8) Режиссёр 25 учитель.»(152,2,140). Здесь не хватает: 9) Режиссёр - репетитор. 10) Режиссёр - музыкант. 11) Режиссёр - артист, - упоминаемых им в других текстах. Каждая из этих отраслей требует своего изучения. «Сценическое искусство - собирательное. Оно соединяет в гармоническое целое творчество литераторов, артистов, музыкантов, художников и представителей пластического искусства. Общими усилиями нескольких искусств оно действует одновременно на чувство, ум, слух, зрение тысячной толпы и достигает такой высокой силы впечатления, которой не способны дать в отдельности каждое из названных искусств»( 149,5,274). И поэтому роль режиссёра сложна и многогранна. Он совмещает в себе эстета, поэта, психолога, литератора, художника, музыканта, знатока сцены, учителя и теоретика, критика, администратора, ему необходима творческая инициатива и пр. Сила театра в том, что он становится коллективным художником, воздействующим общим дружным натиском на зрителей театра. Зрители, приходящие в театр для развлечения, незаметно для себя выходят из него, обогащенные новыми мыслями, ощущениями и запросами благодаря духовному общению с ними авторов и артистов со сценических подмостков. И ответственность за всё это несёт режиссёр. Но главным действующим лицом театра является актёр, его мастерство служит выражением смысла спектакля. В борьбе за активную преобразующую роль искусства в жизни общества, Станиславский объявляет нестерпимую борьбу сценическому дилетантизму, с его пренебрежением к художественности искусства. «Перед нами обильный материал всевозможных традиций, приёмов, методов, образцов, примеров, созданных в веках, народах и истории, - пишет он, - В этом огромном материале есть всё: есть художественные идеалы и возвышенные цели, но они не применимы на практике, есть и теория искусства актёра, но её настоящие основы ещё не выработаны. Есть и программы преподавания, но они не способны выработать практических деятелей для настоящего искусства. Есть огромное количество драматических школ, но никто не знает практических способов преподавания искусства, и поэтому в школах учат ремеслу и эксплуатируют непонимающих» (149,5,475-476).
В начале XX века в театральных кругах России заговорили о новом методе сценического творчества, который стал применять К.С.Станиславский в работе с актёрами Художественного театра.
Впервые Станиславский выступил с программным изложением взглядов на искусство актёра в очерках «Начало сезона» (1907/1908), затем на десятилетнем юбилее МХТ (1908) и Втором всероссийском съезде режиссёров (1909)и заявил о том, что обнаружил принципы в искусстве, «которые, быть может, удастся разработать в стройную систему», и это знаменует новый этап творчества, основанный «на простых и естественных началах психологии и физиологии человеческой природы»( 149,5,414-415). Понадобилось несколько десятилетий, чтобы сформулировать важнейшие положения Учения о творчестве актёра и режиссёра, разработать основы теории сценического реализма и метода профессиональной актёрской техники. Так возникла система Станиславского, которой суждено было сыграть выдающуюся роль Б развитии актёрского искусства и режиссуры XX века.
Система Станиславского - это условное наименование сценической теории, метода и артистической техники. Она стала прочной научно-методологической основой воспитания новых актёрских и режиссёрских кадров театра и кино. На неё опирается современная театральная педагогика и творческая практика театра. Благодаря Станиславскому выработалась общая театральная терминология, которая помогла создать единый профессиональный язык сценического искусства. Сегодня нельзя представить сценическую теорию и театральную практику без таких понятий, как: сверхзадача, сквозное действие, ансамбль, органичность творчества, предлагаемые обстоятельства, сценический объект, восприятие, оценка, воздействие, взаимодействие, приспособление, физическое и словесное действие, подтекст, кинолента видений, деление пьесы на эпизоды и события, логика действия, темпо-ритм, «режиссура результата», «режиссура корня», искусство переживания, искусство представления, театральное ремесло и многое другое.
Научная ценность системы Станиславского в том, что это труд исследователя, естествоиспытателя, осуществлённого им на основе системного подхода к театральному искусству.
Театральное искусство - это зрелище, специфическим выражением которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актёра перед публикой, и представляет собой органическое единство материального и духовного, объективного и субъективного, рационального и иррационального.
Системный подход представляет собой системно-структурный анализ, который требует, чтобы упор делался на анализе внутренних связей объекта, чтобы он рассматривался как целостное образование, состоящее из элементов, теснейшим образом взаимосвязанных между собой и трансформирующихся друг в друга в процессе взаимодействия.