Признаки раннего проявления одаренности

(по программе «Пралеска»)

Сфера психической деятельности Признак раннего проявления одаренности
Познавательная активность Ненасытное любопытство, любознательность, инте­рес ко всем новому, необычному. Нестандартное видение и понимание функций знакомых объектов, умение найти интересное занятие. Задавание мно­жества вопросов. Вдумчивое отношение к ответам, уточнение, размышление. Преобладание причинных вопросов и вопросов-гипотез. Успешность в преодо­лении познавательной неопределенности, активное экспериментирование
Внимание Способность к длительному и глубокому сосредо­точению, наблюдательность. Собранность. Обращение внимания на такие объекты, которые не привлекают внимания других в силу отсутствия броских внешних свойств. Большой объем внимания по сравнению со сверстниками. Легкое и быстрое осуществление переключения внимания при переходе от одного вида деятельности к другому. Высокая работоспособность благодаря устойчивому вниманию
Сенсорика Повышенная чувствительность, раннее развитие сенсорных дифференцировок и перцептивных об­следовательских действий. Ускоренное накопление сенсорного опыта, появление образных форм позна­вательной деятельности. Легкая переносимость ос­военных перцептивных, обследовательских действий в новые условия, ранний переход к интериоризации приемов моделирования в сенсорной форме, способность создать модели по личному замыслу овладение символическими способами замещения (в игре, продуктивных видах деятельности, творче­стве). Развитость чувств гармонии в природе, му­зыке, поэзии... Проявление интереса к деятельно­сти, требующей тонкой моторики.
Память Отличная память. Быстрое и устойчивое запомина­ние материала значительного объема. Легкое запо­минание деталей, отдельных признаков, объемного словесного, наглядного, символического материала, различных требований и правил. Легкое примене­ние усвоенной информации в новых условиях: иг­ровой и познавательно-практической деятельности, продуктивных видах деятельности. Характерны признаки эйдетической памяти (способность к фо­тографическому запечатлению)
Мышление Высокая интуиция, сообразительность, ранняя способность к классификации, сер нации и про­слеживанию причинно-следственных связей. Ран­нее развитие понятийного, рассуждающего мыш­ления, способность доказывать и делать выводы при сохранении специфической детской логики. Нетерпимость к готовым рецептам и ответам на вопросы. Предпочтение вопросов-гипотез. Пыт­ливость, изобретательность, находчивость, высо­кая гибкость в использовании знаний, легкая ва­риативность приемов решения интеллектуальных задач. Высокая развитость чувства нового. Соз­дание оригинальных и необычных продуктов ум­ственной деятельности.
Речь Свободная и правильная речь, как правило, на втором году жизни. Быстрое накопление активного словаря. Ранняя чувствительность к языковой форме и занятия словотворчеством, что говорит о раннем формировании чувства языка. Легкое продуцирование словесных ассоциаций, смелое и меткое толкование слов. Тяга к словесным иг­рам. Раньше других детей отказ от дословного воспроизведения информации, начало применения слов-синонимов, легкая передача содержания ли­тературного произведения своими словами. Сво­бодное овладение выразительными средствами ре­чи, охотное участие в драматизации.
Воображение Отличие образов воображения яркостью, динамичностью, эмоциональной окрашенностью. Раннее проявление оригинальности во всех видах деятельности. Легкое выполнение творческого преобразования исходного материала при решении бытовых, учебных, интеллектуальных задач. Постоянное придумывание чего-то нового, активный поиск новых, оригинальных способов решения любых задач. Диапазон преобразующих действий практически неограничен.
Проявления творческой одаренности Высокая продуктивность во многих сферах деятельности. Способность продуцировать оригинальные идеи. Развитое чувство гармонии во всем (природе, музыке, искусстве...). Высокопродуктивное фантазирование. Легкое и быстрое достижение оригинальных результатов. Преобладание установки на творческое выполнение задания. Выход за рамки обыденного, стремление к поиску разных вариантов
Особенности личности Сильно развитое чувство справедливости, талант доброты. Повышенная чувствительность в сфере отношений, легкая уязвимость. Эмоциональная зависимость. Нетерпеливость, ранимость. Преувеличенность страхов — вера в созданные ими самими фантастические образы. Недооценившие себя. Эгоцентричность в оценке событий. Склонность к самостоятельности, наделённость высокими социальными идеями, независимость. Нередко страдание от социального неприятия со стороны сверстников. Сопротивление конформизму, дисциплине, нетерпимость к ограничениям.

Разумеется, ни один одаренный или талантливый ребенок не похож надругого, но приводимые ниже шесть областей или сфер одаренности (таланта) охва­тывают способности большей части детей. Перечень указанных сфер был составлен в процессе осуществле­ния трехлетней программы по ранней реабилитации и акселерации талантливых детей с сенсорными или физическими недостатками ("RAPYHT").Схема эта доказала свою полезность и применительно к здоро­вым одаренным детям.





1.Интеллектуальная сфера. Ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключи­тельной памятью, проявляет выраженную и разносторон­нюю любознательность, часто с головой уходит в то или иное занятие, охотно и легко учится, выделяется уме­нием хорошо излагать свои мысли, демонстрирует спо­собности к практическому приложению знаний, знает многое, о чем его сверстники и не подозревают, проявляет исключительные способности к решению задач.

2. Сфера академических достижений. Чтение: ребе­нок часто выбирает своим занятием чтение, использует богатый словарный запас и сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему чи­тают ; понимает и исключительно хорошо запоминает то, что ему читают; способен долго удерживать в памя­ти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенны! интерес к написанию имен, букв и слов; демонстрирует умение читать. Математика: ребенок проявляет боль­шой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; проявляет необычное для своего возраста понимание математических отно­шений; демонстрирует легкость в восприятии и запо­минании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих от­ношения к математике. Естествознание: ребенок вни­мателен к предметам и явлениям;проявляет большой интерес или исключительные способности к классифи­кации; может подолгу сохранять внимание к предме­там, связанным с естествознанием и природой;часто задаёт вопросы о происхождении или функциях пред­метов; проявляет большой интерес к естественнонауч­ным опытам и экспериментам; демонстрирует опере­жающее его возраст понимание причинно-следствен­ных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

3.Творчество(креативность).Ребёнок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие, работу; демонстрирует высокий энергетический уровень (высокую продуктив­ность или интерес ко множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен); изо­бретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей; часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной си­туации; способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость); способен про­дуцировать оригинальные идеи или находить оригина­льный результат; он склонен к завершенности и точно­сти в художественно-прикладных занятиях и играх.

4.Общение и лидерство. Ребенок легко приспоса­бливается к новым ситуациям; другие дети предпочи­тают выбирать его в качестве партнера по играм и за­нятиям; в окружении посторонних людей сохраняет уверенность в себе; имеет тенденцию руководить игра­ми или занятиями других детей; с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми; генерирует идеи и решения задач; в общении со сверстниками проявляет инициативу; принимает на себя ответственность, выхо­дящую за рамки, характерные для его возраста; другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

5.Сфера художественной деятельности. Изобрази­тельное искусство: ребенок проявляет очень большой интерес к визуальной информации; в мельчайших дета­лях запоминает увиденное; проводит много времени за рисованием или лепкой; весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие; демонстрирует опережающую свой возраст умелость; оригинально использует сред­ства художественной выразительности; эксперименти­рует с использованием традиционных материалов; осо­знанно строит композицию картин или рисунков; его произведения включают множество деталей; его рабо­ты отличает отменная композиция, конструкция и цвет; работы оригинальны и отмечены печатью индивидуа­льности. Музыка: ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям; чутко реагирует на характер и настроение музыки; легко повторяет короткие ритмические куски; узнает знакомые мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает; опреде­ляет, какая из двух нот ниже или выше.

6. Двигательная сфера.Ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики; обладает хорошей зрительно-моторной координацией; любит движение (бег, прыжки, лазание); обладает широким диапазоном движения (от медлен­ного к быстрому, от плавного к резкому); прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине); прекрасно владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Суммируя, можно сказать, что в целом одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параме­трам развития (Abraham, 1976; Clark, 1979; Gallagher, 1975; Newland, 1976). Более приспособленные в эмоцио­нальном и социальном плане, более высокие и здоро­вые, чем средний ребенок, они легче учатся и лучше ус­ваивают материал. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению. Они сопротивляются конформизму и зубрежке (или строгой дисциплине), более склонны к соревнователь­ности и независимости, отличаются высокими социаль­ными идеалами, более цельны, любознательны, изо­бретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повы­шенным чувством юмора и острее реагируют на не­справедливость. В сферах, отвечающих их одаренно­сти, такие дети не только достигают уровня, характер­ного для более старшего возраста, но и сам процесс их развития, и результаты их деятельности имеют уника­льный характер.

Наши рекомендации