Признаки одаренности по А. И. Доровскому

Возраст Признак одаренности
Раннее детство (1—3 года) Неуемное любопытство, бесконечные вопросы, умение следить за событиями, большой словарный запас, увлеченность словесными раскрашиваниями, развитая речь, употребление сложных слов и предложений (развернутых). Повышенная концентрация внимания на чем-то одном, упорство в достижении результата в сфере, кото­рая интересна. Способности к рисованию, музыке, счету. Нетерпиливость и порывистость, изобретательность и богатая фантазия
Дошкольный период (4—7 лет) Отличная память, интуитивные скачки (перескакивание через «этажи»),яркое воображение. Нечеткость в разграничении реаль­ности и фантазии: преувеличенные страхи, эгоцентризм, тонкая моторнаякоординация, предпочтение общества старших детей и взрослых.Доброта, открытость, понятливость. Превосходное вла­дение искусством речевой коммуникации. Громадная любознательность,изобретение собственных слов, склонность к активно­муисследованиюокружающего. Острое реагирование на несправедливость.
Школьный период (8—17 лет) Успех во многих начинаниях, высокие результаты в деятельности. Потребность в коллекционировании, классификации, принятие слож­ных и долгосрочных заданий. Великолепное чувство юмора. Развитая оперативная память, сформированность навыков логического мышле­ния, выраженная установка на творческое выполнение заданий. Владе­ние основными компонентами умения учиться, оригинальность сло­весных ассоциаций, построение четкого образа предстоящей деятель­ности, создание в воображении альтернативных систем.
Взрослый период (после 18 лет) Легкость усвоения новых идей и знаний, комбинирование знаний оригинальными способами, гибкость в концепциях, способах дейст­вий, социальных ситуациях. Отличная развитость навыков общения, открытость, дружелюбие, умение ценить юмор. Живое и непосредст­венное воображение. Открытое выражение своих чувств и эмоций. Активность, настойчивость, энергичность, склонность к риску. Не­терпеливость при выполнении рутинной работы, предпочтение сложных заданий. Независимость в суждениях и поведении.

2.​ Виды детской одаренности и их особенности. Работа с одаренными детьми в образовательной организации.

Виды одаренности (по В.И.Панову):

Общая одаренность− высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов.

«Художественная» одаренность− музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, драматургии (театре).

«Практическая» одаренность редко признается школой и не рассматривается как одаренность. Ключевой особенностью практической одаренности психолог из Йельского университета Р.Стернберг называет знание своих слабых и сильных сторон и способность использовать эти знания. Этот вид одаренности имеет общие компоненты с социальной одаренностью или включает ее в себя.

Общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренностью этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые спо­собности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний.

Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне возможностей, умений, навыков, быстро и кон­кретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем.

Специальная одаренность допускает ситуацию, когда человек одарен в какой-то одной сфере деятельности и практически не пригоден к дру­гой, что в природе является довольно большой редкостью.

Творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. Нестандартность мышления приводит к не­стандартности поведения. Данный факт способствует тому, что таких детей не всегда понимают, их часто называют неудачниками.

В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрываю­щийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе поста­новки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: науч­ных, технических, духовных. Творческий потенциал заложен в ребенке с рождения и разворачивается по мере его взросления.

Интеллектуальная одаренность — способность анализировать, мыслить, сопоставлять факты. Интеллектуальные дети в семье — «умни­ки» и «умницы», а в школе — отличники, но среди них есть такие, кото­рые учатся на «отлично» только по одному-двум предметам и не успевают по другим.

Интелектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интелектуального развития. Интеллект− относительно устойчивая структура способностей, обеспечивающих переработку разнообразной информации и ее осознанную оценку.

Академическая одаренность проявляется в необычной способности к учебе; способствует высокой результативности в познавательной деятельности. Люди, обладающие этой способностью, обычно отличные специалиты. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дсициплнами (математикой, естествознанием и т. п.), используют стандартизированные тесты достижений.

Психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений. Стандизированные тесты на прецептивно-двигательное развитие позволяют оценивать различные параметры моторного развития: темп, координацию движений, скорость реакции.

Социальная или лидерская (организаторская) одаренность рас­куривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определя­ющее успешность в общении. Социальный интеллект развивается 17-18 лет.

Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успеш­ности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности по­шить, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.

Билет 10

1.​ Характеристика понятий «дети-сироты», «дети, оставшиеся без попечения родителей», «брошенные дети», «социальный сирота».

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года №122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).

К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия.

«социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними.

2.​ Причины сиротства. Специфика социализации ребенка в закрытом учреждении. Основные психологические, личностные и социальные особенности воспитанников детского дома (дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст).

Основные причины сиротства состоят в следующем:

во-первых, это добровольный отказ родителей от ребенка, как правило, вскоре после его рождения — легальной или нелегальной форме (дети-подкидыши, дети в клиниках или проданные другим лицам);

во-вторых, лишение родительских прав;

в-третьих, утрата родителями ребенка вследствие социальных потрясений или стихийных бедствий, которые вынуждают население к хаотической миграции.

Специфика социализации личности в условиях детских домов связана с наличием значительных трудностей, как в усвоении социального опыта и социальных ролей, так и в процессе их воспроизводства и реализации.

Особенности социализации воспитанников детских домов обусловлены замещением семьи, основного института социализации, учреждением. Основными факторами, затрудняющими процесс социализации воспитанников детских домов, являются своеобразная закрытость учреждения, их изолированность, отстраненность от реальной жизни; ограничение социальных связей воспитанников, скудный выбор образцов для подражания, усвоения социального поведения; субкультурная изолированность и психологическое отчуждение воспитанников в отношениях с обществом; резкая регламентация жизни, ограничение социальной активности детей, недостаточное включение их в разные виды полезной практической деятельности; принудительный характер общения, обусловленный постоянным составом детского и взрослого контингента детского дома; дефицит неформального общения со взрослыми; ограничения в сфере реализации усвоенных социальных норм и социального опыта; наличие негативного опыта социализации в семье.

Период дошкольного возраста. У детей, воспитывающихся в детском доме, доминирует потребность во внимании и доброжелательности, хотя для этого возраста свойственны более сложные формы потребности в общении (потребность в сотрудничестве, уважении, сопереживании, которые у них выражены слабо). Ребенок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, не осваивает навыки продуктивного общения (отчужденность, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться). В этом возрасте воспитанники оказываются неспособными к конструктивному решению конфликтных ситуаций, т.к. преобладают защитные формы поведения (агрессивность, стремление обвинить окружающих, неумение и нежелание признать свою вину).

Период школьного возраста. Дети, воспитывающиеся в детских домах, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников. Социально – психологические условия способствуют росту у детей эмоционального напряжения, тревожности, усиливают агрессию. Особая психологическая проблема – отсутствие свободного помещения, в котором ребенок мог бы побыть один, отдохнуть от взрослых и других детей.

Незнание самого себя как личности, отсутствие познавательной структуры отношений «дом-родители-ребенок» приводит к слабой, незрелой ориентации в самостоятельной жизни, к неправильным реакциям и непродуманным поступкам. Притязания ребенка реализуются в собственной среде через физическую силу, агрессию, а порой – и асоциальные формы поведения (эмоциональные срывы, ощущение гнетущего напряжения, тревожности, отчаяния, гнев).

Период подросткового возраста. В условиях детского дома складывается интернатское понятие «мы», возникает своеобразное сопоставление (идентификация) друг с другом. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они».

Дети могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста. Это объясняется нереализованной потребностью в любви и признании, эмоционально нестабильным положением ребенка. Воспитанники детских домов психологически отчуждены от людей, предпочитают полагаться только на себя (не имея навыков самостоятельности), утверждаясь всеми доступными средствами: нарушают морально-нравственные нормы, склонны к демонстрации превосходства над другими , лгут, ленятся и т.п. Все это приводит к нарушению нравственного развития. У детей, живущих на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция «нам должны», «дайте»), отсутствуют бережливость и ответственность. Уже в доме ребенка такие дети недоверчивы и вялы, не привязываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознательны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность. В подростковом возрасте указанные причины вызывают определенные трудности в самоутверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я». Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность.

Таким образом, психологические особенности воспитанников детских домов выражаются: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неспособности выстроить продуктивные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия желания сотрудничать.

Наши рекомендации