Распределение учебного времени по темам и видам

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка студентов к преподаванию экономических дисциплин в высшем учебном заведении.

Задачи дисциплины:- познакомить студентов с международным контекстом современного этапа развития высшего образования и основными инструментами реализации государственной политики Российской Федерации в области высшего образования;

- дать развернутое представление о традициях и современных тенденциях развития высшего экономического образования;

- сформировать знания о современных технологиях и методах обучения в вузе, выработать у студентов навыки их практического использования в преподавании экономических дисциплин.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения,

соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код ком-петенции Результаты освоения ОП   Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
УК-6 способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития Знать: - современные международные тенденции развития высшего образования. Уметь: - ориентироваться в информационном пространстве модернизации высшего образования и находить необходимые источники информации.
ОПК-3 готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования Знать: - передовой опыт и современные тенденции развития методики преподавания экономических дисциплин. Владеть: - навыками использования современных образовательных технологий и методов обучения в вузе, включая методы контроля и оценки.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ

Дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе» относится к дисциплинам по выбору вариативной части цикла образовательных дисциплин ФГОС ВО по направлению 38.06.01 «Экономика». Изучение дисциплины способствует формированию знаний о современных тенденциях развития высшего экономического образования, о современных технологиях и методах обучения в вузе.

Данная дисциплина тесно связана с изучением таких дисциплин как: «Психология и педагогика высшей школы», «Нормативно-правовые основы высшего образования».

Дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе» является одной из основ для реализации в учебном процессе циклов «Практика».

Дисциплина изучается на 3 курсе в первом семестре (очная форма обучения) и на 4 курсе (заочная форма обучения).

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часов.

Таблица 2.1

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

Виды работ Всего часов Семестр
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем
в том числе:    
Лекции (Л)
Семинары (С)
из них в интерактивной форме (ИФ)
Практические (П)  
из них в интерактивной форме (ИФ)  
Самостоятельная работа обучающихся
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации36 экзамен

Распределение объема дисциплины по видам работ

по заочной форме обучения

Виды работ Всего часов Семестр
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем
в том числе:    
Лекции (Л)
Семинары (С)
из них в интерактивной форме (ИФ)
Практические (П)  
из них в интерактивной форме (ИФ)  
Самостоятельная работа обучающихся
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации36 экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ

ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

Распределение учебного времени по темам и видам

Учебных занятий

Таблица 3.1

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела/ темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Семинары и практические занятия (час.) Самостоятельная работа (час.)
всего ИФ всего ИФ  
1. Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом на современном этапе - -
1.1 Анализ международного контекста модернизации высшего образования - -
1.2 Государственная политика в области высшего образования: специфика, инструменты реализации - - - -
2. Раздел 2. Технологии и методы реализации учебного процесса -
2.1 Современные методы преподавания экономических дисциплин. Формы учебных занятий -
2.2 Основы организации самостоятельной работы студентов - - - -
2.3 Педагогический контроль в высшей школе - - -
2.4 Воспитательный аспект деятельности преподавателя экономических дисциплин - -
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации 36 ЭКЗАМЕН
  Всего по дисциплине -


Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(заочная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела/ темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Семинары и практические занятия (час.) Самостоятельная работа (час.)
всего ИФ всего ИФ  
1. Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом на современном этапе - - -
1.1 Анализ международного контекста модернизации высшего образования - - -
1.2 Государственная политика в области высшего образования: специфика, инструменты реализации - - - -
2. Раздел 2. Технологии и методы реализации учебного процесса -
2.1 Современные методы преподавания экономических дисциплин. Формы учебных занятий -
2.2 Основы организации самостоятельной работы студентов - - - -
2.3 Педагогический контроль в высшей школе - - - -
2.4 Воспитательный аспект деятельности преподавателя экономических дисциплин - - - -
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации 36 ЭКЗАМЕН
  Всего по дисциплине -

5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем

Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом

На современном этапе

Работы

При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку научных статей.

Для начала обратите внимание на принцип преемственности в построении государственных образовательных стандартов. Уясните, как строилась организация образовательного процесса в вузе на основе образовательных стандартов первого и второго поколений, что нового появилось в ФГОС ВПО и в ФГОС ВО.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Какова главная особенность действующих образовательных стандартов?

2. Что вам известно о студентоцентрированном обучении, каковы его характеристики?

3. Какие именно инновационные особенности ФГОС, в том числе в части требований к образовательным программам, могут способствовать практической реализации принципа студентоцентрированного обучения? Каким образом?

4. Какой типовой компонентный состав имеют ООП ФГОС, ОП ФГОС?

В высшей школе»

(форма обучения очная, заочная) – ролевая игра

1. Лекция в высшей школе. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Новые лекционные формы: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-конференция и др.

2. Ролевая игра – студенты демонстрируют фрагмент лекции с использованием интерактивных методов. Анализ, обсуждение.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «Деловая игра» / под общ. ред. В.А.Черных, О.В. Саенко. М.: Изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.

2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.

3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.

4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.

Экзаменационный билет № 1

Вопрос билета Максимальное количество баллов
1. Проведите анализ методического аппарата учебника (предлагается учебник, используемый в Академии при преподавании одной из экономических дисциплин). Заполните следующую таблицу
Разделы (главы) Доля учебных вопросов и заданий, ориентированных на различные виды деятельности студентов:
воспроизводящую проблемную, поисковую рефлексивную, оценочную продуктивную, творческую Всего
Раздел 1          
Раздел 2          
…..          
2. Типы семинаров и особенности их организации, при изучении экономических дисциплин. Какие интерактивные методы можно применять на семинарских занятиях? (перечислить, один охарактеризовать подробно).

Экзаменационный билет № 2

Вопрос билета Максимальное количество баллов
1. Проведите анализ форм, методов, технологий педагогического контроля по одной из экономических дисциплин на основе изучения методического обеспечения данной дисциплины.
2. Какие внеаудиторные и аудиторные формы самостоятельной работы студентов вам известны? Одну из форм охарактеризуйте подробно.

Экзаменационный билет № 3

Вопрос билета Максимальное количество баллов
1. На основе изучения методического обеспечения одной из экономических дисциплин определите какие из предложенных форм и методов учебной работы могут быть безусловно отнесены : а) к активным; б) интерактивным; в) прочим? Ответ поясните.
2. Изложите свое отношение к гипотезе американского исследователя Дж. Биггса, согласно которой «то, что и как студенты изучают, в большей степени определяется оценкой, чем программой обучения».

7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

1. Европейское пространство высшего образования (ЕПВО): задачи, этапы формирования.

2. Компетентностный подход: истоки возникновения, глобальные и ключевые компетенции в проекте TUNING.

3. Европейская система передачи и накопления кредитов ECTS.

4. Федеральные нормативные документы об образовании в Российской Федерации.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт как нормативно-правовая основа проектирования и реализации образовательных программ.

6. Национальная рамка квалификаций РФ.

7. Тенденции развития финансово-экономических дисциплин как составной части экономической мысли России в XIX-начале XX вв.

8. Тенденции развития высшего экономического образования на современном этапе.

9. Понятие и особенности технологического подхода к реализации образовательной деятельности в высшем учебном заведении. Движение от «традиционной» к «инновационной» технологии обучения.

10. Методы обучения: сущность, классификация.

11. Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе. Новые лекционные формы: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-конференция и др.

12. Семинарские и практические занятия в высшей школе.

13. Активные и практико-ориентированные методы обучения: кейсы, деловые игры, работа в малых учебных группах, игровые образовательные технологии.

14. Дистанционное обучение: особенности, перспективы.

15. Цели и основные направления организации СРС. Виды и формы самостоятельной работы студентов.

16. Роль самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе в соответствии с текущими стандартами.

17. Международный опыт в организации самостоятельной работы студентов.

18. Задачи, функции педагогического контроля.

19. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, итоговая государственная аттестация обучающихся.

20. Фонды оценочных средств: нормативная составляющая, методика формирования, экспертиза.

21. Традиционные виды контроля (устный опрос, письменные работы, с помощью технических средств контроля). Инновационные оценочные средства.

22. Тестирование как психолого-педагогическое средство оценки академических способностей студентов. Формы тестовых заданий.

23. Рейтинговая система оценки в вузе.

24. Воспитательная среда вуза как условие реализации ООП, ОП.

25. Воспитательный потенциал дисциплин экономического цикла.

ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

В начале изучения дисциплины рекомендуется ознакомиться с настоящей программой. Учебная дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе» читается аспи

По данной дисциплине проводятся лекции, семинары и практические занятия.. Студенты выполняют и защищают практико-ориентированные проекты (разрабатывают фрагменты лекций, семинарских, практических занятий, фонды оценочных средств, задания для самостоятельной работы студентов).

Важным компонентом обучения является самостоятельная работа студентов, включающая в себя чтение дополнительной и обязательной литературы, проработку тестов, практических задач, кейсов и дополнительное чтение академических статей. Изучение большинства тем данной дисциплины предполагает их предварительную проработку магистрантами по рекомендованной литературе и последующее обсуждение в аудитории.

Основными формами контроля являются: контрольные работы, письменные домашние задания, тесты.

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ

И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,

ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:

- Комплексная тренажерная система для подготовки должностных лиц таможенных органов.

- Пакет прикладных программ MSOffice.

- Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.

Для освоения результатов обучения дисциплины применяется следующие образовательные технологии:

- ролевая игра;

- блиц-опрос;

- решение и обсуждение ситуационных задач;

- работа в малых группах.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка студентов к преподаванию экономических дисциплин в высшем учебном заведении.

Задачи дисциплины:- познакомить студентов с международным контекстом современного этапа развития высшего образования и основными инструментами реализации государственной политики Российской Федерации в области высшего образования;

- дать развернутое представление о традициях и современных тенденциях развития высшего экономического образования;

- сформировать знания о современных технологиях и методах обучения в вузе, выработать у студентов навыки их практического использования в преподавании экономических дисциплин.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Результаты обучения,

соотнесенные с общими результатами освоения

образовательной программы

Код ком-петенции Результаты освоения ОП   Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
УК-6 способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития Знать: - современные международные тенденции развития высшего образования. Уметь: - ориентироваться в информационном пространстве модернизации высшего образования и находить необходимые источники информации.
ОПК-3 готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования Знать: - передовой опыт и современные тенденции развития методики преподавания экономических дисциплин. Владеть: - навыками использования современных образовательных технологий и методов обучения в вузе, включая методы контроля и оценки.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ

Дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе» относится к дисциплинам по выбору вариативной части цикла образовательных дисциплин ФГОС ВО по направлению 38.06.01 «Экономика». Изучение дисциплины способствует формированию знаний о современных тенденциях развития высшего экономического образования, о современных технологиях и методах обучения в вузе.

Данная дисциплина тесно связана с изучением таких дисциплин как: «Психология и педагогика высшей школы», «Нормативно-правовые основы высшего образования».

Дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе» является одной из основ для реализации в учебном процессе циклов «Практика».

Дисциплина изучается на 3 курсе в первом семестре (очная форма обучения) и на 4 курсе (заочная форма обучения).

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часов.

Таблица 2.1

Распределение объема дисциплины по видам работ

по очной форме обучения

Виды работ Всего часов Семестр
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем
в том числе:    
Лекции (Л)
Семинары (С)
из них в интерактивной форме (ИФ)
Практические (П)  
из них в интерактивной форме (ИФ)  
Самостоятельная работа обучающихся
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации36 экзамен

Распределение объема дисциплины по видам работ

по заочной форме обучения

Виды работ Всего часов Семестр
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем
в том числе:    
Лекции (Л)
Семинары (С)
из них в интерактивной форме (ИФ)
Практические (П)  
из них в интерактивной форме (ИФ)  
Самостоятельная работа обучающихся
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации36 экзамен

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ

ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)

Распределение учебного времени по темам и видам

Учебных занятий

Таблица 3.1

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(очная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела/ темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Семинары и практические занятия (час.) Самостоятельная работа (час.)
всего ИФ всего ИФ  
1. Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом на современном этапе - -
1.1 Анализ международного контекста модернизации высшего образования - -
1.2 Государственная политика в области высшего образования: специфика, инструменты реализации - - - -
2. Раздел 2. Технологии и методы реализации учебного процесса -
2.1 Современные методы преподавания экономических дисциплин. Формы учебных занятий -
2.2 Основы организации самостоятельной работы студентов - - - -
2.3 Педагогический контроль в высшей школе - - -
2.4 Воспитательный аспект деятельности преподавателя экономических дисциплин - -
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации 36 ЭКЗАМЕН
  Всего по дисциплине -

Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий

(заочная форма обучения)

№ п/п Наименование раздела/ темы Общая трудоемкость (час.) Лекции (час.) Семинары и практические занятия (час.) Самостоятельная работа (час.)
всего ИФ всего ИФ  
1. Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом на современном этапе - - -
1.1 Анализ международного контекста модернизации высшего образования - - -
1.2 Государственная политика в области высшего образования: специфика, инструменты реализации - - - -
2. Раздел 2. Технологии и методы реализации учебного процесса -
2.1 Современные методы преподавания экономических дисциплин. Формы учебных занятий -
2.2 Основы организации самостоятельной работы студентов - - - -
2.3 Педагогический контроль в высшей школе - - - -
2.4 Воспитательный аспект деятельности преподавателя экономических дисциплин - - - -
  Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации 36 ЭКЗАМЕН
  Всего по дисциплине -

5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем

Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом

На современном этапе

Наши рекомендации