Распределение учебного времени по темам и видам
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка студентов к преподаванию экономических дисциплин в высшем учебном заведении.
Задачи дисциплины:- познакомить студентов с международным контекстом современного этапа развития высшего образования и основными инструментами реализации государственной политики Российской Федерации в области высшего образования;
- дать развернутое представление о традициях и современных тенденциях развития высшего экономического образования;
- сформировать знания о современных технологиях и методах обучения в вузе, выработать у студентов навыки их практического использования в преподавании экономических дисциплин.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения,
соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код ком-петенции | Результаты освоения ОП | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
УК-6 | способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития | Знать: - современные международные тенденции развития высшего образования. Уметь: - ориентироваться в информационном пространстве модернизации высшего образования и находить необходимые источники информации. |
ОПК-3 | готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования | Знать: - передовой опыт и современные тенденции развития методики преподавания экономических дисциплин. Владеть: - навыками использования современных образовательных технологий и методов обучения в вузе, включая методы контроля и оценки. |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ
Дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе» относится к дисциплинам по выбору вариативной части цикла образовательных дисциплин ФГОС ВО по направлению 38.06.01 «Экономика». Изучение дисциплины способствует формированию знаний о современных тенденциях развития высшего экономического образования, о современных технологиях и методах обучения в вузе.
Данная дисциплина тесно связана с изучением таких дисциплин как: «Психология и педагогика высшей школы», «Нормативно-правовые основы высшего образования».
Дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе» является одной из основ для реализации в учебном процессе циклов «Практика».
Дисциплина изучается на 3 курсе в первом семестре (очная форма обучения) и на 4 курсе (заочная форма обучения).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часов.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Семестр |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Практические (П) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации36 | экзамен |
Распределение объема дисциплины по видам работ
по заочной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Семестр |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Практические (П) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации36 | экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ
ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
Распределение учебного времени по темам и видам
Учебных занятий
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Семинары и практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
1. | Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом на современном этапе | - | - | ||||
1.1 | Анализ международного контекста модернизации высшего образования | - | - | ||||
1.2 | Государственная политика в области высшего образования: специфика, инструменты реализации | - | - | - | - | ||
2. | Раздел 2. Технологии и методы реализации учебного процесса | - | |||||
2.1 | Современные методы преподавания экономических дисциплин. Формы учебных занятий | - | |||||
2.2 | Основы организации самостоятельной работы студентов | - | - | - | - | ||
2.3 | Педагогический контроль в высшей школе | - | - | - | |||
2.4 | Воспитательный аспект деятельности преподавателя экономических дисциплин | - | - | ||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 36 ЭКЗАМЕН | ||||||
Всего по дисциплине | - |
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Семинары и практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
1. | Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом на современном этапе | - | - | - | |||
1.1 | Анализ международного контекста модернизации высшего образования | - | - | - | |||
1.2 | Государственная политика в области высшего образования: специфика, инструменты реализации | - | - | - | - | ||
2. | Раздел 2. Технологии и методы реализации учебного процесса | - | |||||
2.1 | Современные методы преподавания экономических дисциплин. Формы учебных занятий | - | |||||
2.2 | Основы организации самостоятельной работы студентов | - | - | - | - | ||
2.3 | Педагогический контроль в высшей школе | - | - | - | - | ||
2.4 | Воспитательный аспект деятельности преподавателя экономических дисциплин | - | - | - | - | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 36 ЭКЗАМЕН | ||||||
Всего по дисциплине | - |
5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем
Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом
На современном этапе
Работы
При выполнении самостоятельной работы необходимо обратить внимание на тщательное изучение материала по данной проблематике, проработку научных статей.
Для начала обратите внимание на принцип преемственности в построении государственных образовательных стандартов. Уясните, как строилась организация образовательного процесса в вузе на основе образовательных стандартов первого и второго поколений, что нового появилось в ФГОС ВПО и в ФГОС ВО.
Контрольные вопросы для самопроверки
1. Какова главная особенность действующих образовательных стандартов?
2. Что вам известно о студентоцентрированном обучении, каковы его характеристики?
3. Какие именно инновационные особенности ФГОС, в том числе в части требований к образовательным программам, могут способствовать практической реализации принципа студентоцентрированного обучения? Каким образом?
4. Какой типовой компонентный состав имеют ООП ФГОС, ОП ФГОС?
В высшей школе»
(форма обучения очная, заочная) – ролевая игра
1. Лекция в высшей школе. Развитие лекционной формы в системе вузовского обучения. Новые лекционные формы: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-конференция и др.
2. Ролевая игра – студенты демонстрируют фрагмент лекции с использованием интерактивных методов. Анализ, обсуждение.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «Деловая игра» / под общ. ред. В.А.Черных, О.В. Саенко. М.: Изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.
2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.
3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.
4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Экзаменационный билет № 1
Вопрос билета | Максимальное количество баллов | |||||||||||||||||||||||||
1. Проведите анализ методического аппарата учебника (предлагается учебник, используемый в Академии при преподавании одной из экономических дисциплин). Заполните следующую таблицу
| ||||||||||||||||||||||||||
2. Типы семинаров и особенности их организации, при изучении экономических дисциплин. Какие интерактивные методы можно применять на семинарских занятиях? (перечислить, один охарактеризовать подробно). |
Экзаменационный билет № 2
Вопрос билета | Максимальное количество баллов |
1. Проведите анализ форм, методов, технологий педагогического контроля по одной из экономических дисциплин на основе изучения методического обеспечения данной дисциплины. | |
2. Какие внеаудиторные и аудиторные формы самостоятельной работы студентов вам известны? Одну из форм охарактеризуйте подробно. |
Экзаменационный билет № 3
Вопрос билета | Максимальное количество баллов |
1. На основе изучения методического обеспечения одной из экономических дисциплин определите какие из предложенных форм и методов учебной работы могут быть безусловно отнесены : а) к активным; б) интерактивным; в) прочим? Ответ поясните. | |
2. Изложите свое отношение к гипотезе американского исследователя Дж. Биггса, согласно которой «то, что и как студенты изучают, в большей степени определяется оценкой, чем программой обучения». |
7.4. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
1. Европейское пространство высшего образования (ЕПВО): задачи, этапы формирования.
2. Компетентностный подход: истоки возникновения, глобальные и ключевые компетенции в проекте TUNING.
3. Европейская система передачи и накопления кредитов ECTS.
4. Федеральные нормативные документы об образовании в Российской Федерации.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт как нормативно-правовая основа проектирования и реализации образовательных программ.
6. Национальная рамка квалификаций РФ.
7. Тенденции развития финансово-экономических дисциплин как составной части экономической мысли России в XIX-начале XX вв.
8. Тенденции развития высшего экономического образования на современном этапе.
9. Понятие и особенности технологического подхода к реализации образовательной деятельности в высшем учебном заведении. Движение от «традиционной» к «инновационной» технологии обучения.
10. Методы обучения: сущность, классификация.
11. Лекция как форма организации учебного процесса в высшей школе. Новые лекционные формы: проблемная лекция, лекция вдвоем, лекция-визуализация, лекция – пресс-конференция и др.
12. Семинарские и практические занятия в высшей школе.
13. Активные и практико-ориентированные методы обучения: кейсы, деловые игры, работа в малых учебных группах, игровые образовательные технологии.
14. Дистанционное обучение: особенности, перспективы.
15. Цели и основные направления организации СРС. Виды и формы самостоятельной работы студентов.
16. Роль самостоятельной работы студентов (СРС) в вузе в соответствии с текущими стандартами.
17. Международный опыт в организации самостоятельной работы студентов.
18. Задачи, функции педагогического контроля.
19. Текущий контроль успеваемости, промежуточная аттестация, итоговая государственная аттестация обучающихся.
20. Фонды оценочных средств: нормативная составляющая, методика формирования, экспертиза.
21. Традиционные виды контроля (устный опрос, письменные работы, с помощью технических средств контроля). Инновационные оценочные средства.
22. Тестирование как психолого-педагогическое средство оценки академических способностей студентов. Формы тестовых заданий.
23. Рейтинговая система оценки в вузе.
24. Воспитательная среда вуза как условие реализации ООП, ОП.
25. Воспитательный потенциал дисциплин экономического цикла.
ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
В начале изучения дисциплины рекомендуется ознакомиться с настоящей программой. Учебная дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе» читается аспи
По данной дисциплине проводятся лекции, семинары и практические занятия.. Студенты выполняют и защищают практико-ориентированные проекты (разрабатывают фрагменты лекций, семинарских, практических занятий, фонды оценочных средств, задания для самостоятельной работы студентов).
Важным компонентом обучения является самостоятельная работа студентов, включающая в себя чтение дополнительной и обязательной литературы, проработку тестов, практических задач, кейсов и дополнительное чтение академических статей. Изучение большинства тем данной дисциплины предполагает их предварительную проработку магистрантами по рекомендованной литературе и последующее обсуждение в аудитории.
Основными формами контроля являются: контрольные работы, письменные домашние задания, тесты.
ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется лицензионное программное обеспечение, позволяющее использовать:
- Комплексная тренажерная система для подготовки должностных лиц таможенных органов.
- Пакет прикладных программ MSOffice.
- Библиотечно-информационный центр Российской таможенной академии.
Для освоения результатов обучения дисциплины применяется следующие образовательные технологии:
- ролевая игра;
- блиц-опрос;
- решение и обсуждение ситуационных задач;
- работа в малых группах.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель изучения дисциплины: теоретическая и практическая подготовка студентов к преподаванию экономических дисциплин в высшем учебном заведении.
Задачи дисциплины:- познакомить студентов с международным контекстом современного этапа развития высшего образования и основными инструментами реализации государственной политики Российской Федерации в области высшего образования;
- дать развернутое представление о традициях и современных тенденциях развития высшего экономического образования;
- сформировать знания о современных технологиях и методах обучения в вузе, выработать у студентов навыки их практического использования в преподавании экономических дисциплин.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Результаты обучения,
соотнесенные с общими результатами освоения
образовательной программы
Код ком-петенции | Результаты освоения ОП | Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине |
УК-6 | способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития | Знать: - современные международные тенденции развития высшего образования. Уметь: - ориентироваться в информационном пространстве модернизации высшего образования и находить необходимые источники информации. |
ОПК-3 | готовность к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования | Знать: - передовой опыт и современные тенденции развития методики преподавания экономических дисциплин. Владеть: - навыками использования современных образовательных технологий и методов обучения в вузе, включая методы контроля и оценки. |
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ АСПИРАНТУРЫ
Дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе» относится к дисциплинам по выбору вариативной части цикла образовательных дисциплин ФГОС ВО по направлению 38.06.01 «Экономика». Изучение дисциплины способствует формированию знаний о современных тенденциях развития высшего экономического образования, о современных технологиях и методах обучения в вузе.
Данная дисциплина тесно связана с изучением таких дисциплин как: «Психология и педагогика высшей школы», «Нормативно-правовые основы высшего образования».
Дисциплина «Методика преподавания экономических дисциплин в высшей школе» является одной из основ для реализации в учебном процессе циклов «Практика».
Дисциплина изучается на 3 курсе в первом семестре (очная форма обучения) и на 4 курсе (заочная форма обучения).
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость (объем) дисциплины составляет 3 зачетные единицы (ЗЕ), 108 академических часов.
Таблица 2.1
Распределение объема дисциплины по видам работ
по очной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Семестр |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Практические (П) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации36 | экзамен |
Распределение объема дисциплины по видам работ
по заочной форме обучения
Виды работ | Всего часов | Семестр |
Контактная (аудиторная) работа обучающихся с преподавателем | ||
в том числе: | ||
Лекции (Л) | ||
Семинары (С) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Практические (П) | ||
из них в интерактивной форме (ИФ) | ||
Самостоятельная работа обучающихся | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации36 | экзамен |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ, СТРУКТУРИРОВАННОЕ
ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ)
Распределение учебного времени по темам и видам
Учебных занятий
Таблица 3.1
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(очная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Семинары и практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
1. | Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом на современном этапе | - | - | ||||
1.1 | Анализ международного контекста модернизации высшего образования | - | - | ||||
1.2 | Государственная политика в области высшего образования: специфика, инструменты реализации | - | - | - | - | ||
2. | Раздел 2. Технологии и методы реализации учебного процесса | - | |||||
2.1 | Современные методы преподавания экономических дисциплин. Формы учебных занятий | - | |||||
2.2 | Основы организации самостоятельной работы студентов | - | - | - | - | ||
2.3 | Педагогический контроль в высшей школе | - | - | - | |||
2.4 | Воспитательный аспект деятельности преподавателя экономических дисциплин | - | - | ||||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 36 ЭКЗАМЕН | ||||||
Всего по дисциплине | - |
Распределение учебного времени по темам и видам учебных занятий
(заочная форма обучения)
№ п/п | Наименование раздела/ темы | Общая трудоемкость (час.) | Лекции (час.) | Семинары и практические занятия (час.) | Самостоятельная работа (час.) | ||
всего | ИФ | всего | ИФ | ||||
1. | Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом на современном этапе | - | - | - | |||
1.1 | Анализ международного контекста модернизации высшего образования | - | - | - | |||
1.2 | Государственная политика в области высшего образования: специфика, инструменты реализации | - | - | - | - | ||
2. | Раздел 2. Технологии и методы реализации учебного процесса | - | |||||
2.1 | Современные методы преподавания экономических дисциплин. Формы учебных занятий | - | |||||
2.2 | Основы организации самостоятельной работы студентов | - | - | - | - | ||
2.3 | Педагогический контроль в высшей школе | - | - | - | - | ||
2.4 | Воспитательный аспект деятельности преподавателя экономических дисциплин | - | - | - | - | ||
Форма аттестационного испытания промежуточной аттестации | 36 ЭКЗАМЕН | ||||||
Всего по дисциплине | - |
5.2. Содержание дисциплины и рекомендации по изучению тем
Раздел 1. Развитие высшего образования в России и за рубежом
На современном этапе