III. Повторение изученного материала и контроль за его ус-воением.

1. Победитель играет роль учителя: он читает классу свои примеры из стихотворений Лермонтова, задаёт вопросы това-рищам, оценивает их ответы.

2. Работа продолжается учителем. Класс делится на пять групп (по числу членов предложения), учитель выводит свои примеры на экран, а учащиеся делают выборочную работу: за-писывают только те члены предложения, за которые они отве-чают. По завершении ответы также выносятся на экран, про-водится само- и взаимопроверка. Учащиеся готовят вопросы по всем трудным случаям.

1) Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. 2) Мы долго молча отступали. 3) И клятву верности сдержали мы

в Бородинский бой. 4) Три гордые пальмы высоко росли. 5) Гор-ные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны све-жей мглой.

Подлежа- Сказуемые Дополне- Определения Обстоя-  
щие ния тельства  
     
           
Парус, Белеет, Клятву, Одинокой, В тумане,  
мы, мы, отступа- мглой голубом, моря, долго, мол-  
три ли, сдержа-   верности, гор- ча, в Бо-  
пальмы, ли, росли,   дые, горные, родинский  
вершины, спят,   ночной, ти- бой, высо-  
долины полны   хие, свежей ко, во тьме  
           

3. Упражнение 195.

4. Упр. 196: учащиеся составляют четыре предложения, используя слово земля также и в качестве определения. Если

в этом случае учащиеся испытывают затруднение, учитель на-поминает, как можно поступить: сначала образуется словосоче-тание с прилагательным земляной, а затем оно преобразуется

III. Повторение изученного материала и контроль за его ус-воением. - student2.ru

в словосочетание с существительным (земляная грязь — грязь от земли; земляной вал — вал из земли).

5. Упр. 197. Обращается внимание на цель высказывания. Учащимся предлагается прочитать получившиеся предложе-ния с восклицательной интонацией.

6. Подготовка сообщения на лингвистическую тему по плану упр. 198.

7. Групповая работа по составлению обобщающих таблиц

с использованием материалов учебника (§ 31—39). По вариан-там: 1-й: «Каким членом предложениям может быть существи-тельное?»; 2-й: «Второстепенные члены предложения». Учитель предлагает группам структуру таблиц, а учащиеся собирают ма-териал для их заполнения (ниже приводятся примеры таблиц). Одна из групп от каждого варианта «защищает» свой проект.

Таблица 1. Каким членом предложения может быть существительное?

III. Повторение изученного материала и контроль за его ус-воением. - student2.ru

Примеры

Член

(учитель рекомендует подобрать литературные

Предложения

примеры или сам дополняет ими записи учащихся)

III. Повторение изученного материала и контроль за его ус-воением. - student2.ru

Подлежащее Роняет лес багряный свой убор. (А. Пушкин)

Сказуемое Поэзия — душевный опыт в слове. (Д. Самойлов)

 
  III. Повторение изученного материала и контроль за его ус-воением. - student2.ru

Дополнение Роняет лес багряный свой убор.

III. Повторение изученного материала и контроль за его ус-воением. - student2.ru

Определение Неугасим огонь души. (З. Гиппиус)

III. Повторение изученного материала и контроль за его ус-воением. - student2.ru

Обстоятельство Уж месяц на небе потух. (Ф. Тютчев)

III. Повторение изученного материала и контроль за его ус-воением. - student2.ru

Таблица 2. Второстепенные члены предложения

Член пред- На какие во- Чем обычно От чего чаще
ложения просы отвечает выражается всего зависит
         
Дополнение Вопросы кос- Существитель- От сказуемого-
  венных паде- ным, местоиме- глагола
  жей   нием  
       
Определение К а к о й? ч е й? Прилагатель- От члена пред-
      ным, место- ложения, выра-
      имением, суще- женного суще-
      ствительным ствительным
       
Обстоятель- Г д е? к у д а? Наречием, су- От сказуемого-
ство о т к у д а?   ществитель- глагола
  к о г д а? к а к? ным в косвен-  
  з а ч е м?   ном падеже  
  п о ч е м у?      
         

Наши рекомендации