III. Повторение изученного материала и контроль за его ус-воением.
1. Победитель играет роль учителя: он читает классу свои примеры из стихотворений Лермонтова, задаёт вопросы това-рищам, оценивает их ответы.
2. Работа продолжается учителем. Класс делится на пять групп (по числу членов предложения), учитель выводит свои примеры на экран, а учащиеся делают выборочную работу: за-писывают только те члены предложения, за которые они отве-чают. По завершении ответы также выносятся на экран, про-водится само- и взаимопроверка. Учащиеся готовят вопросы по всем трудным случаям.
1) Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. 2) Мы долго молча отступали. 3) И клятву верности сдержали мы
в Бородинский бой. 4) Три гордые пальмы высоко росли. 5) Гор-ные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны све-жей мглой.
Подлежа- | Сказуемые | Дополне- | Определения | Обстоя- | |
щие | ния | тельства | |||
Парус, | Белеет, | Клятву, | Одинокой, | В тумане, | |
мы, мы, | отступа- | мглой | голубом, моря, | долго, мол- | |
три | ли, сдержа- | верности, гор- | ча, в Бо- | ||
пальмы, | ли, росли, | дые, горные, | родинский | ||
вершины, | спят, | ночной, ти- | бой, высо- | ||
долины | полны | хие, свежей | ко, во тьме | ||
3. Упражнение 195.
4. Упр. 196: учащиеся составляют четыре предложения, используя слово земля также и в качестве определения. Если
в этом случае учащиеся испытывают затруднение, учитель на-поминает, как можно поступить: сначала образуется словосоче-тание с прилагательным земляной, а затем оно преобразуется
в словосочетание с существительным (земляная грязь — грязь от земли; земляной вал — вал из земли).
5. Упр. 197. Обращается внимание на цель высказывания. Учащимся предлагается прочитать получившиеся предложе-ния с восклицательной интонацией.
6. Подготовка сообщения на лингвистическую тему по плану упр. 198.
7. Групповая работа по составлению обобщающих таблиц
с использованием материалов учебника (§ 31—39). По вариан-там: 1-й: «Каким членом предложениям может быть существи-тельное?»; 2-й: «Второстепенные члены предложения». Учитель предлагает группам структуру таблиц, а учащиеся собирают ма-териал для их заполнения (ниже приводятся примеры таблиц). Одна из групп от каждого варианта «защищает» свой проект.
Таблица 1. Каким членом предложения может быть существительное?
Примеры
Член
(учитель рекомендует подобрать литературные
Предложения
примеры или сам дополняет ими записи учащихся)
Подлежащее Роняет лес багряный свой убор. (А. Пушкин)
Сказуемое Поэзия — душевный опыт в слове. (Д. Самойлов)
Дополнение Роняет лес багряный свой убор.
Определение Неугасим огонь души. (З. Гиппиус)
Обстоятельство Уж месяц на небе потух. (Ф. Тютчев)
Таблица 2. Второстепенные члены предложения
Член пред- | На какие во- | Чем обычно | От чего чаще | |
ложения | просы отвечает | выражается | всего зависит | |
Дополнение | Вопросы | кос- | Существитель- | От сказуемого- |
венных | паде- | ным, местоиме- | глагола | |
жей | нием | |||
Определение | К а к о й? ч е й? | Прилагатель- | От члена пред- | |
ным, место- | ложения, выра- | |||
имением, суще- | женного суще- | |||
ствительным | ствительным | |||
Обстоятель- | Г д е? к у д а? | Наречием, су- | От сказуемого- | |
ство | о т к у д а? | ществитель- | глагола | |
к о г д а? к а к? | ным в косвен- | |||
з а ч е м? | ном падеже | |||
п о ч е м у? | ||||