II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала.

1. Б е с е д а с классом.

— Какую функцию выполняют эти механизмы? Где они используются?

— Как вы думаете, эти слова являются общеупотреби-тельными или нет? Докажите свою точку зрения, приве-дите аналогичные примеры. Используйте в том числе ма-териал домашнего задания.

2. Сообщение учителя о профессиональных (специаль-ных) словах начинается с анализа примеров, в которых учащиеся находят слова, имеющие ограниченное распро-странение — только в определённой профессиональной сре-де, поэтому без специального разъяснения они непонятны.

1) В стихах Маяковского много окказионализмов (лингв.). 2) В этом издании необычный фронтиспис (типогр.). 3) Кингстоны (морск.) открываются в случае крайней необходимости. 4) Планктон (биол.) в этом водоёме не исследован.

Все эти слова имеют специальное название — термины. Одновременно учащиеся продолжают наблюдение над тем, что использующиеся в определённой сфере слова не обяза-тельно ограничены конкретной профессиональной средой, многие из них являются общеупотребительными: скальпель,

шрифт, холст, охра, батальон, амбразура, пакгауз и др.Учителю следует учесть, что в современной лингвистике

термин профессионализмы имеет различное толкование. Чаще всего он используется для характеристики слов, от-носящихся к профессиональным жаргонам (ляп, баранка, компАс — это разговорные эквиваленты терминов, поэто-му в словарях они имеют помету разг.). А слова, обознача-ющие понятия специальной области знания или деятель-ности, именуются терминами (именно термины и имеют в словарях пометы, соответствующие определённой науке, искусству и др.).

Учитель может предложить учащимся (в зависимости от возможностей класса) собрать в течение урока несколь-ко групп слов, которые используются в профессиональной сфере: 1) общеупотребительные слова; 2) термины; 3) раз-говорные слова (эквиваленты общеупотребительных слов или терминов, распространённые только в ограниченной профессиональной сфере, профессиональный жаргон). Особо обращается внимание учащихся на то, что у многозначных общеупотребительных слов может быть значение с профес-сиональной пометой (процесс перехода общеупотребитель-ного слова в термин называется терминологизация).

II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru



Дополнительные слова для работы: хвост (горн.) — отхо-ды, получающиеся при обогащении полезных ископаемых; флексия(лингв.) — окончание;шапка(спец.) — заголовоккрупным шрифтом, общий для нескольких статей в газете; кок (морск.)— повар на судне;нетто(спец.) — вес без тарыи упаковки; баранка (прост.) — рулевое колесо автомобиля; офсет(полигр.) — способ печати;балда(горн.) — тяжёлыймолот для дробления камней; ёлочки, лапки (полигр.) — раз-новидности кавычек; корма (морск.) — задняя часть судна.

3. Чтение теоретических сведений и определений, пред-ставленных в учебнике (с. 60, 62).

4. Работа с толковым словарём. Сначала учащиеся вы-полняют упр. 111, используя толковый словарь учебника: анализируют статьи «Башмак» (с. 171) и «Ковш» (с. 175), где вторые значения многозначных слов являются специ-альными, о чём свидетельствуют пометы. Учителю необхо-димо скорректировать отсутствие такой пометы у второго значения слова ковш, для чего можно использовать другой толковый словарь.

Затем учитель предлагает сравнить с данными статьями статью «Матрица» (с. 177), выявить, в чём отличие дан-ного многозначного слова от предыдущих. Можно вывести на доску полную статью из толкового словаря: в ней пе-речислены три значения данного слова со специальными пометами. Анализируя статью, учащиеся находят слова, которые также являются специальными (отливка, лите-ра, набор).

1. Техн. Углублённая металлическая форма, применяемаяпри отливке металла под давлением, при отливке типограф-ских литер и т. п. 2. Типогр. Обратная (углублённая) копия, снимаемая с набора на картоне, свинце, пластмассе и т. п. для отливки стереотипов, с которых производится печатание.

3. Матем. Система каких-либо математических величин, рас-положенных в виде прямоугольной схемы.

5. Упр. 112 выполняется с помощью учителя, который рекомендует учащимся при записи слов указывать специ-альные пометы. Обобщается материал выделением группы необщеупотребительных слов.

Учителю необходимо дополнить материалы учебника статьёй «Зум», поскольку в учебнике такой статьи нет (как и на портале «Грамота.ру» и в других толковых сло-варях, в связи с тем что это слово относится к категории узкоспециальных слов, к тому же неологизмов). Слово зум является синонимом слова трансфокатор, поэтому можно использовать такое определение: «Трансфокатор — опти-ческое устройство из нескольких линз, предназначенное

II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru




для изменения фокусного расстояния при наведении на какой-либо объект». Либо сформулировать более просто: «Зум (от англ. zoom) — объектив с переменным фокусным расстоянием».

6. Упр. 113 сопровождается работой с толковым словарём

и выводом о том, зачем слова, относящиеся к профессио-нальной сфере, используются в художественных текстах. Обращается внимание на то, что слова тральщик, эска-дра, лемех — общеупотребительные (в словарях нет пометы спец.). Для сведения: процесс перехода термина в число об-щеупотребительных слов называется детерминологизация.

III. Контроль за усвоением темы.Г р у п п о в а я р а б о -т а с упр. 115: учащиеся готовят выразительное чтение текста по ролям, представляют свой ответ на вопрос, уча-ствуют в дискуссии.

IV. Подведение итогов урока.Учитель предлагает отве-тить на вопрос: почему многие слова, связанные с опреде-лёнными профессиями, являются общеупотребительными?

V. Домашнее задание.1) Упр. 116 (учителю лучше ис-пользовать при формулировке задания слово термин, по-скольку учащиеся будут обращаться к научным издани-ям). 2) И н д и в и д у а л ь н о: подготовить устное сообщение о «Словаре живого великорусского языка» В. Даля на ос-нове различных источников.

Урок 28. Диалектные слова (§ 24)

Ц е л и у р о к а: познакомить с понятием диалектные слова, сформировать представление о сфере их употребления, роли в жизни людей, цели использования в художественных произве-дениях; научить распознавать диалектные слова в текстах, на-ходить их в словарях.

Личностные УУД. Смыслообразование. Регулятивные УУД.Познавательная инициатива. Познавательные УУД. Сопостав-ление явлений. Построение рассуждений. Поиск информации в словарях. Коммуникативные УУД. Умение работать в коман-де. Формулировка собственного мнения.

Х о д у р о к а

I. Лингвистическая разминка. Актуализация темы уро-ка. И г р а «Верёвочка». Д а н о: профессионализм — диалектизм.

В а р и а н т о т в е т а: профессионализм — змейка — касса — са-лями — миледи — диалектизм.

— Случайно ли мы построили такую цепочку? Что объ-единяет эти два слова? (Это лингвистические термины.) К какой группе относятся слова, стоящие между ними? (Общеупотребительные слова.)

II. Проверка домашнего задания.Учащиеся выбираютучебный предмет (литература, математика, история, гео-

II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru



графия, информатика, биология, музыка и др.) в зависи-мости от предпочтения (по жребию, по подготовленным дома материалам), объединяются в группы и участвуют в «перестрелке»: участник одной группы называет термин, представитель другой группы определяет его лексическое значение, затем свой термин адресует другой группе и т. д. За каждый правильный ответ группа получает балл. По итогам работы выбирается группа-победитель.

И н д и в и д у а л ь н о е з а д а н и е: подготовить, исполь-зуя словарь, рассказ о группе лингвистических терминов:

диалект, говор, наречие.

III. Изучение нового материала.К сведению учителя:определение диалектизмы, данное в учебнике на с. 64, является определением понятия диалектные слова. Во всех последующих материалах будет использован именно такой термин (жители определённой местности употребля-ют диалектные слова, а не диалектизмы; диалектизмы — это диалектные слова, использованные в литературном языке, прежде всего в художественных произведениях, для речевой характеристики или с экспрессивной целью).

1. Знакомство с диалектными словами:

1) выступление ученика, выполнившего индивидуальное задание у доски;

2) чтение материалов учебника — диалога и теоретиче-ского материала (с. 64), их анализ, выделение ключевых слов, пересказ;

3) выступление ученика с сообщением о словаре В. Даля;

4) анализ выдержки из словаря В. Даля (учитель мо-жет раздать учащимся карточки или вывести материал на электронную доску, в том числе используя Интернет, например сайт «Академик»: http://dic.academic.ru).

II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru

Улица,жен. (лицо домов?)уличка;улка,сев.,вост.улок или наулок,влад. улочка;смол. околица; простормеж двух порядков домов; полоса, проезд, дорога, оставля-емая промеж рядами домов. <…> Будет и на нашей ули-це праздник. // Улица, улка, архан., костр., пермяц., сиб. двор, простор вне избы, потому что правильных улиц в деревнях нет. // Улица, тамб., вор. Сборище в праздник, гулянье с песнями; хоровод.1

2. Поиск диалектных слов по учебному словарю (поме-та — обл.).

3. Упр. 117. Учитель предусматривает знакомство со словами, малопонятными учащимся, но не имеющими по-яснений в учебнике, например: поморы (коренное русское

II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru

1 Статья дана в сокращении.

II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru



население побережья Белого и Баренцева морей; жители этой местности); плотогон (рабочий, занимающийся спла-вом плотов); Мурман (часть побережья Северного Ледови-того океана; Кольский полуостров).

IV. Закрепление изученного.

1. Упр. 118. Анализ слова обиход (повседневный, обыч-ный уклад, образ жизни; обычай).

2. — Найдите диалектные слова, объясните их значение

с помощью подбора однокоренных общеупотребительных слов или синонимов.

1) Чех у них по-нашему гутарит. (М. Ш о л о х о в) 2) Филин хлоп-нул крылом, вспорхнул, полетел; певень полуночник хлопнул крылом, залился. (А . В е л ь т м а н ) 3) Кажинный день сорок стаканов москво-рецкой воды выпивал. (Ф . Д о с т о е в с к и й) 4) Ильинична махнула рукой и отвернулась, комкая у глаз расшитый утиральник. (М . Ш о -л о х о в) 5) Поначалу я принял зеленяH за всходы яровой пшеницы. (Б . М о ж а е в) 6) Старый кот к махотке крaHдется на парное молоко. (С. Е с е н и н) 7) Рано ещё, а как топерь попадать, и не знаю. (В. Б е - л о в) 8) Ещё помню серники, спички с красной головкой на жёлтом. (М. П р и ш в и н) 9) А драники — пальчики оближешь! (А. Р ы б а к о в)

Д л я с п р а в к и: гутарить — говорить; певень — петух; кажинный — каждый; утиральник — полотенце; зеленяH — озимые; махотка — глиня-ный горшок; крaHдется — крадётся; топерь — теперь; серники — спич-ки; драники — картофельные оладьи.

Если учитель находится в диалектной среде, ему следу-ет использовать её возможности и предложить учащимся самостоятельно собрать словарик диалектных слов, по-строив его по типу двуязычного словаря: диалектное сло-во — литературный эквивалент. Обязательно нужно уде-лить внимание усвоению литературных вариантов в случае широкого бытования диалектной лексики или диалектного произношения.

V. Подведение итогов урока.

— С какой целью писатели используют диалектные сло-ва? Какие пометы имеются в выдержке из словаря В. Даля?

VI. Домашнее задание.Упр. 120.

 
  II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru

Р Урок 29.

Сжатое изложение (упр. 119)

Ц е л и у р о к а: развить умения учащихся письменно воспро-изводить прочитанный художественный текст в сжатом виде; применять на практике приёмы изучающего чтения; сохранять при свёртывании высказывания логичность и связность; соблю-дать нормы русского литературного языка.

Личностные УУД. Развитие морального сознания. Регулятив-ные УУД. Планирование действий в соответствии с поставленнойзадачей. Коррекция. Познавательные УУД. Анализ объектов. Синтез знаний. Коммуникативные УУД. Развитие основных видов речевой деятельности.

II. Актуализация темы урока. Изучение нового материала. - student2.ru



Материалы к уроку даны в методических рекомендаци-ях (с. 143—144).

Учитель может рекомендовать учащимся прочитать книгу М. Булатова и В. Порудоминского «Собирал человек слова…», отрывок из которой предложен для сжатого изложения.

Урок 30. Исконно русские и заимствованные слова (§ 25)

Ц е л и у р о к а: познакомить с понятиями исконно русские слова, заимствованные слова; сформировать представление опричинах заимствования и появления новых исконно русских слов, о роли заимствованных слов в русском языке; научить рас-познавать заимствованные слова в тексте, пользоваться словарём для определения происхождения слова.

Личностные УУД. Учебно-познавательный интерес. Самораз-витие. Регулятивные УУД. Целеполагание. Познавательные УУД. Извлечение фактуальной информации из текстов. Индук-тивное умозаключение. Подача текстовой информации в форме таблицы. Поиск информации в словарях. Коммуникативные УУД. Групповая работа.

Х о д у р о к а

Наши рекомендации