I. Выполнение работы над ошибками.
1. Речевые ошибки (фронтальная работа).
2. Орфографические ошибки.
II. Закрепление учебного материала.
1. З а д а н и е: образуйте от глаголов из текста изложения неопределенную форму, разберите эти слова по составу.
П р о в е р к а.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 26 на с. 63 учебника.
III. Итог урока.
– Чем вам помог этот урок?
Урок 119
Диктант
Ц е л ь: проверить знания по изученной теме.
Х о д у р о к а
Сороки
Удивительная была погода. На поляне стояла стройная рябинка. Спелые кисти ягод клонили гибкие веточки к земле. Я любил отдыхать у этого деревца. Здесь меня каждый раз встречали сороки. Еще издали я замечал белизну птиц среди зелени и румянца ветвей. Я подходил к рябине. Птицы быстро летели к лесу. Они кружили от елки к елке. Лесные красавицы стояли в нарядном убранстве. С них свисали спелые шишки, сороки рассаживались по острым макушкам елок. Это были их наблюдательные посты. Я отходил от дерева. Весь выводок летел к рябинке. (86 слов.)
С л о в а д л я с п р а в о к: клонили, издали, рассаживались.
Урок 120
Работа над ошибками
1. Коллективный анализ ошибок, допущенных в диктанте.
2. Индивидуальная работа по анализу ошибок (см. Приложение).
Урок 121
Образование временНЫХ ФОРМ
От неопределенной формы глагола
Ц е л и: научить образовывать возможные формы времени от инфинитива; развивать словарный запас учащихся.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Зашел за дом, нарезать на кусочки, дошел до ворот, очистил от скорлупы, поехал по побережью, сдвинул с места, побежал по полю, загадал загадку, оттянул от ямы, заглянул за сарай.
– Докажите правописание слов.
II. Актуализация опорных знаний.
– Обратите внимание на глаголы. Какое слово «лишнее»? (нарезать – неопределенная форма.)
– Расскажите все об этом глаголе. Разберите его по составу.
– Почему глаголы в неопределенной форме еще называют начальной формой?
В ы п о л н е н и е упражнений 28 и 29 (устно).
– Запишите существительные, у которых начальная форма совпадает по написанию с неопределенной формой глагола. (Знать, течь, печь, стать.)
III. Формирование новых знаний.
– Образуйте от этих глаголов все возможные временные формы.
– На какие вопросы должны отвечать слова в настоящем времени? В будущем времени? В прошедшем времени?
1. В ы п о л н е н и е упражнения 30 (устно).
2. В ы п о л н е н и е упражнения 31 (самостоятельно).
3. О б р а з о в а н и е временных форм от глаголов совершенного и несовершенного вида.
– Как вы думаете, всегда ли можно образовать все три формы времени?
– Понаблюдайте над глаголами из упражнения 32 (по заданию).
– Какие глаголы имеют все три формы времени?
– На какой вопрос они отвечают в неопределенной форме?
– Какое будущее время у этих глаголов (простое или сложное)?
4. Учитель вместе с детьми составляет о п о р н у ю с х е м у.
IV. Первичное закрепление.
– Подготовьте таблицу:
Неопределенная форма | Настоящее время | Будущее время | Прошедшее время |
– Запиши слова под диктовку, распределяя их в нужный столбик.
Гладит, любил, постучал, увидит, заплачет, писал, поведет, стоит, блестит, чертил, буду следить.
П р о в е р к а.
– Заполните все графы таблицы самостоятельно.
– Какая графа таблицы «осталась» без глаголов? Почему?
V. Закрепление.
Самостоятельное выполнение упражнения 34.
VI. Итог урока.
– Чему научились на уроке?
Домашнее задание:упражнение 35, с. 66.
Урок 122
Времена глаголов
Ц е л и: отрабатывать навыки определения временных форм глаголов; развивать речь; обогащать словарный запас учащихся.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Осветить, закричать, сверкнуть, запищать, рисовать, блестеть, говорить, кипятить, разглядеть, волновать.
– Докажите правописание корней слов.
II. Актуализация опорных знаний.
– Что вы можете сказать об этих словах? (Глаголы в неопределенной форме.) Докажите.
– На какие две группы вы разделили эти глаголы? (Совершенного и несовершенного вида.)
– Сколько временных форм можно образовать от глаголов, отвечающих на вопрос «что сделать?». На вопрос «что делать?».
В ы п о л н е н и е упражнения 36 по заданию учебника, на доске.