Памятка для работы над ошибками

1.Аня, Москва, Юрово, Саранск – большая буква в именах собственных.

2.Жизнь, счастье, девочка, ночной – сочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, нч.

3.Мороз, карандаш –непроверяемая безударная гласная в корне слова.

4.Дома – дом, лесок – лес- безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

5. Дуб – дубок, сказка – сказочный – парная согласная в корне слова.

6.Алла суббота – удвоенная согласная в корне слова.

7. Солнце – солнечный, сердце – сердечный – непроизносимая согласная в корне слова.

8.Луч, дочь – ьзнак после шипящих на конце имён существительных.

9. Ручьи, крылья – разделительный мягкий знак.

10.Объявление, съезд – разделительный твёрдый знак.

11. У дороги – правописание предлогов со словами.

12. Вспоминаю о деревне – падежные окончания имён существительных.

Развитию орфографической зоркости способствует большое количество практических упражнений. Например, я применяю такие как:

1. Работа в парах. На маленьких карточках выписаны слова на необходимую орфограмму по две пары: проверяемые и проверочные слова. Принцип работы – лото. Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен назвать безударную гласную и проверочное слово. Если второй ученик говорит неправильно, то получает задание повторно. Таких карточек у каждого ученика от 2 до 5 ( по способности).

Легко – лёгонький Дуб - дубок Сказка – сказочный Юбка - юбочка

2. Использование принципа какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками. Обычно печатаю карточки или пишу на доске.

3. Комментированное письмо с указанием орфограмм. Это один из сложных видов работы, поэтому его применяю практически на каждом уроке.

4. Объяснительные и предупредительные диктанты.

5. Выборочные списывания и диктанты.

6. Показ нужной орфограммы на карточках.

7. Письмо по памяти.

8. Использование зрительных диктантов для развития бокового зрения.

9. Использование этимологического анализа слов.

10.Использование орфографического чтения для развития фонематического слуха. Это очень полезно после разбора упражнения читать тексты так, как написаны.

11. Приём списывания как одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Этот приём соединяет в себе и письмо по памяти, и орфографическое чтение, и комментированное письмо. Для приёма списывания применяю такой алгоритм:

· Прочитай предложение так, как оно слышится.

· Прочитай предложение, как оно пишется.

· Повтори по памяти.

· Подчеркни орфограммы и «опасные места».

· Ещё раз прочитай предложение так, как оно пишется.

· Пиши и подчёркивай орфограммы, не смотря в книгу.

· Проверь по книге.

Модель алгоритма вывешивается на доску. (Приложение 1)

Развитию орфографической зоркости способствуют и многие другие упражнения. Большую работу провожу над определением безударных гласных в корне слова. Для этого применяю таблицу последовательности по формированию орфографической зоркости на безударные гласные. (Приложение 2)

Так же для развития орфографической зоркости применяю литературные тексты, и они дают хорошие результаты. Уроки русского языка я начинаю с орфографической разминки, для которой подбираю стихи, отрывки из рассказов, сказок. Учащиеся выразительно читают, анализируют, высказывают свои мнения по содержанию, а затем работают над орфограммами. Например, в 3 классе тема урока «Парные согласные в середине слова». Я беру стихотворение Н.Рыленкова «После дождя».

Кусты в серебряных серёжках

Стоят, глядят по сторонам,

Где русый дождь на тонких ножках

Перебежал дорогу нам.

А дождь свернул за речку круто

В луга и там исчез из глаз,

И грянул птичий хор, как будто

Он поджидал лишь только нас!

Задания:

1.Найдите и назовите изученные орфограммы.

2.Докажите правильность написания.

3.Сгруппируйте слова по орфограммам.

4. Докажите правильность группировки слов: дождь, глаз, в серёжках, на ножках, исчез.

5.По какому принципу можно данные слова распределить на две группы, на три группы?

6.Какой вывод вы можете сделать?

Также использую для развития орфографической зоркости русские народные сказки. Для развития навыков грамотного письма я использую элементы игры, соревнования, учу детей проводить исследовательскую работу. К русской народной сказке «Мужик и медведь» даю такие задания:

1. Кто больше назовёт орфограмм, которые он нашёл в сказке?

2. Посмотрите на доску и скажите, на какую орфограмму не приведены примеры?

3. Найдите в сказке слова с двумя, тремя орфограммами.

После чтения сказки – загадки «Старик – годовик» В.И.Даля я предложила своим ученикам подчеркнуть в тексте те слова, в которых нет никаких орфограмм. В результате такой кропотливой работы над художественными текстами мои ученики стали писать грамотнее, у них постепенно вырабатывается орфографическое чутьё, проявляется интерес к заданиям творческого характера.

За время работы над проблемой я собрала много занимательных упражнений: по каждой теме собраны пословицы, поговорки, загадки, ребусы, шарады и кроссворды. Эти упражнения используются и при объяснении новой темы и на обобщающих уроках.

При обучении грамотному письму большое значение имеют опорные таблицы и группы слов, по которым я работаю, когда изучаем с детьми материал, определённый раздел русского языка.

Анализируя свою педагогическую деятельность, я пришла к выводу, что использование различных видов упражнений по развитию орфографической зоркости благоприятно сказывается на грамотности учащихся, активизирует мыслительную деятельность учащихся, вырабатывает у них навыки сознательного применения теории на практике. Благодаря этой технологии, учащиеся смогут получить более обширную и прочную базу знаний. За последние 4 года можно сделать вывод, что применяя различные виды упражнений повышается орфографическая грамотность детей.

Разумеется, все предложенное не является чем-то новым, но систематическая работа на каждом уроке даёт неплохие результаты в обучении грамотному письму.

Приложение 1

Наши рекомендации