Памятка работы над ошибками в сочинении (изложении)

(по Г. С. Щёголевой)

Условное обозначение ошибки Ошибка Способ исправления
V Пропуск важного слова или предложения Вставить пропущенное слово или предложение
Ф. Фактическая ошибка Написать так, как было в тексте (в жизни)
< Неполно раскрыто Рассказать подробнее
( ) Лишнее Убрать лишнее
Z Не выделен абзац Начать с красной строки
Г. Неправильно определены границы предложения Поставить нужные знаки в конце предложений
1, 2, 3… Неудачный порядок слов Изменить порядок слов
Св. Нет связи между предложениями Соединить соседние предложения по смыслу
Н. Неудачное слово или предложение Заменить другим словом или составить другое предложение
П. Повтор Заменить повторяющееся слово
/ Орфографическая подготовка См. памятку «Работа над орфографическими правилами»
v Пунктуационная ошибка

Как написать анализ сочинения ученика 3 класса на тему «Золотая осень»?

Золотая осень.

Быстро пролетело жаркое лето. Наступила золотая осень. Воздух стал холоднее. Лес теперь совсем тихий, только листья шуршат под ногами. Первыми стали опадать листья на берёзе и осине. По небу плывут серые тучи. Дни становятся короче. Бывают редкие заморозки.

Деревья будут скоро стоять голые. Река стала холодная и синяя. В лесу редко попадаются грибы. Лес почти уже без листьев. На окраине дороги только рябина краснеет. Белка запасает на зиму орехов и грибов.

Медведь готовится к зиме, он готовит себе берлогу. Волк уже голодный: «С своей волчицею голодный выходит на дорогу волк».

Птицы улетают в жаркие края. Колхозники убрали с полей рожь, пшеницу, овёс, горох, гречиху. Картофельная ботва легла на землю, как сгорелая. На очереди осталась капуста.

РЕЦЕНЗИЯ - содержится анализ (соответствие содержания теме сочинения, построение текста в соответствии с типом речи, выбор изобразительных средств в соответствии со стилем) и оценка творческой работы ученика в соответствии с требованиями программы.

Отзыв– это эмоциональный отклик на работу ученика.

План анализа сочинения:

-определите вид сочинения, опираясь на теорию

-оцените формулировку темы

-предположите, какая речевая ситуация была предложена учащимся на уроке

-проанализируйте соответствие работы ученика теме сочинения

-восстановите план, по которому написано сочинение, оцените его логику

-проанализируйте выбор лексики, использование синтаксических конструкций

-установите соответствие объёма работы требованиям программы

-сделайте общий вывод, поставьте отметку, руководствуясь требованиями программы.

В анализе следует подтверждать все выводы примерами из текста сочинения ученика.

Важно!

Очень важно, чтобы при разработке урока Вы учитывали следующие педагогические закономерности:

1. Сознательность зависит от мотивов, организации учебного процесса, познавательной активности, от применяемых методов и средств (ясное понимание целей и задач)

2. Эффективность обучения зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств (использование наглядных пособий, эстетическое оформление наглядности, наглядные пособия помогают лучшему представлению о предметах)

3. Отражает объективную связь обучения и воспитания (уважительное отношение к учащимся (во время ответов одноклассников), личный пример (корректное и доброжелательное отношение ко всем ученикам)

4. Требует, чтобы содержание, методы и формы обучения соответствовали возрасту учащихся и их индивидуальным особенностям (зависимость уровня работоспособности детей от времени деятельности учеников (расчёт времени),

ограничение видов деятельности с учётом уровня развития детей (предложенные задания соответствовали всем возрастным и инд. особенностям).

5. Прочность усвоения материала зависит от содержания и структуры данного материала, отношения учащихся к данному материалу (формирование позитивного отношения к материалу (представлен достаточно ярко и логично), проявление интеллектуальной деятельности (ответы на вопросы), обозначение логических связей, выделение главного (зависимость структуры от целей и задач), осуществление систематического контроля над результатами обучения)

6. Доступность обучения определяется: возрастными и индивидуальными особенностями (учёт жизненного опыта учащихся, учёт уровня подготовленности учащихся).

7. Научность обучения обеспечивается прежде всего через содержание образования (обучать на основе последних достижений науки, раскрытие логики учебного процесса, знакомить с биографией учёных и их вкладами в науку).

Нельзя забывать о реализации следующих принципов обучения:

- научности (соответствие содержания образования уровню развития современной науки)

- сознательности и активности (требует осознанного усвоения знаний в практической деятельности)

- наглядности (запоминание ряда предметов представленных в натуре, происходит лучше и быстрее).

- связь теории с практикой (эффективность качества обучения проверяется практикой)

- воспитывающие (без воспитания не может быть обучения и наоборот)

- индивидуальных и возрастных особенностей (дифференцированный подход, индивидуальный подход)

- прочности результатов усвоения (практические работы)

- доступности (успешный процесс обучения зависит от учёта индивидуальных особенностей школьника, от организации учебного процесса и применяемых учителем методов).

При разработке урока следует помнить:

- учителю надо ориентироваться не на отдельные принципы обучения, а на их систему, обеспечивая научно обоснованный выбор целей, отбор содержания.

- учителю целесообразно рассматривать каждый принцип и их систему как рекомендацию о воплощении в жизнь системы основных законов.

- учитель должен видеть противоположные стороны (овладение знаниями и развитие, соотношение конкретного и абстрактного) и умело регулировать их взаимодействие, опираясь на законы и принципы обучения

На каждом этапе урока следует применять различные методы, приёмы и средства. Например, на этапе подготовительной работы можно применить следующие методы, приёмы и средства:

- словесные (беседа, объяснение)

- наглядные (демонстрация)

- аудиометод (прослушивание музыкальных отрывков) и т. д.

Средства: слово учителя, серия картинок, аудиозапись.

Выбор метода зависит:

- от общих целей образования, воспитания и развития учащихся и ведущих установок современной дидактики

- от особенности содержания методов и изучаемого предмета

- от особенностей методики преподавания конкретной учебной дисциплины

- от целей, задач и содержания конкретного урока

- от времени, отведенного на изучение того или иного материала

- от возрастных особенностей учащихся

- от уровня подготовленности учащихся

- от материального оснащения учебного заведения, наличия оборудования

- от возможностей и особенности учителя, его уровня теоретической и практической деятельности.

Вашему вниманию, мы бы хотели представить классификацию методов по Бабанскому:

Методы организации и осуществления учебно – познавательной деятельности.
По источнику передачи и восприятия учебной информации
Словесные: рассказ, беседа, лекция, конференция Наглядные: иллюстрация, демонстрация Практические: лабораторные опыты, упражнения, практические работы
По логике передачи и восприятия учебной информации
Индуктивные (от частного к общему) Дедуктивные (от общего к частному)
По степени самостоятельности мышления учащихся
Репродуктивные Продуктивные: проблемные, проблемно – поисковые, эвристические
По характеру управления учебной работой
Работа под руководством учителя Самостоятельная работа учащихся: работа с книгой, лабораторные работы, письменные упражнения.
Методы стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности.
Стимулирование долга и ответственности.
Дидактические игры Учебные дискуссии Создание ситуации занимательности Создать ситуацию успеха
Стимулирование долга и ответственности
ждение Требование УУбепражнения в выполнении требований Поощрение и порицание
Методы контроля и самоконтроля
Методы устного контроля и самоконтроля
Устный опрос: индивидуальный, групповой, фронтальный. Устные зачёты и экзамены.
Методы письменного контроля и самоконтроля
Письменный опрос: индивидуальный, групповой, фронтальный. Письменные зачёты и экзамены.
Методы лабораторно – практического контроля и самоконтроля
Контрольно – лабораторные работы. Лабораторно – практический самоконтроль.
           

Вашему вниманию нам бы хотелось представить классификацию средств обучения.

1. Визуальные (зрительные)

- натуральные объекты, символические н. п. (карты, схемы, таблицы и т. д.), объёмные наглядные пособия (муляжи, макеты), изобразительные (картины, фотографии и т. д.).

2. Аудиальные (слуховые) – радио, магнитофон, речь, музыкальные инструменты.

3. Аудиовизуальные – фильмы, телевидение.

Заключение.

Вот Вы и закончили знакомство с нашим методическим пособием. Мы постарались ответить на все вопросы, которые могут возникнуть у Вас при выполнении каких – либо работ из обязательной части технологической карты по разделу «Методика развития связной речи». Мы надеемся, что те советы, которые мы дали, помогут Вам спроектировать уроки по развитию связной речи учащегося и подготовить их к защите, опираясь на основные положения методики преподавания русского языка и педагогики, провести анализ программы обучения изложению и сочинению, провести рецензирование сочинения ученика 3 – ого класса. Желаем удачи!

Список литературы должен содержать издания последних лет (с 2000 года). Советую поработать в нашей библиотеке!

Список литературы (есть в библиотеке колледжа)

  1. Составитель сборника программ Вохмянина Л. А., Игнатьева Т. В., Яременко Е. О. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 - 4)
  2. Львов М. Р. И др. Методика обучения русскому языку в начальных классах/Учеб. пособие.- 2 – е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – 415 с.
  3. Горецкий В. Г., Львов М. Р., Сосковская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. – 2 – е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 464 с.
  4. Черноусова Н. С. Сочинения в начальных классах. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1976.
  5. Закожурникова М. А. Сочинение и изложение в начальных классах.
  6. Львов М. Р. Работа над сочинением в начальных классах. Пособие для учителя. М., «Просвещение», 1970.
  7. Максимук Н. Н. Сборник изложений по русскому языку: 2 – 4 кл. Для шк. С рус. Яз. Обучения; Пособие для учителя. – Мн.: ПКИП «Асар», 1995. – 160с.
  8. Форщук А. А., Форщук Н. Е. Русский язык для начальных классов. Ученое пособие. – К.: Феникс, 1999. – 348 с.
  9. Форщук А. А., Форщук Н. Е. Практические задания по русскому языку. Пособие для учащихся начальных классов. – К.: Феникс, 1999. – 382 с.
  10. Фролова Л. А. Обучение русскому языку в современной начальной школе: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2002. – 192 с.
  11. Полякова А. В. Русский язык, 2 класс. Методические рекомендации. Москва, 1994.
  12. Кананина В. П. Учусь работать самостоятельно: Дидактический материал к урокам русского языка в начальных классах. – М., Новая школа, 1996. – 272 с.
  13. Соловейчик М. С., Кубатова О. В., Кузьминко Н. С., Курлыгина О. Е. Русский язык в начальных классах: Сборник мет. задач. М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 256 с.
  14. Соловейчик М. С., Кубатова О. В., Кузьминко Н. С., Курлыгина О. Е. Русский язык в начальных классах: Сборник мет. задач – 3 – е изд., стереотип. – М. Издательский центр «Академия», 1999. – 256 с.
  15. Яковлева В. И. Сборник текстов для изложений в начальных классах. Пособие для учителя. Изд. 2 – е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1978.
  16. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/ Под ред. Пидкасистого П. И. – М.: Педагогическое общество России, 1988. – 640 с.
  17. Подласый И. п. Педагогика начальной школы: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 400 с.: ил.

Наши рекомендации