Для обучающихся к внеаудиторной
СБОРНИК
МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВНЕАУДИТОРНОЙ
(САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ) РАБОТЕ
для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения)
Красноярск
УДК 611
ББК 28.860
Дисциплина Анатомия: сб. метод. указаний для обучающихся к практ. занятиям для специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения) / сост. Н.Н. Медведева – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2013. – 158 с.
Составители: д.м.н., профессор Медведева Н.Н.,
д.м.н., профессор Касимцев А.А.,
д.м.н., доцент Деревцова С.Н.,
д.м.н., доцент Казакова Т.В.,
к.м.н., доцент Ефремова В.П.,
к.м.н., доцент Батухтина Н.П.,
к.м.н., доцент Вахтина Л.Ю.,
к.м.н., доцент Никель В.В.
к.м.н., доцент Синдеева Л.В.,
к.м.н., доцент Вериго Л.И.
ст. преп. Беззаботнов В.Е.
Сборник методических указаний предназначен для внеаудиторной работы обучающихся. Составлен в соответствии с ФГОС ВПО (2010г.) по специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения), рабочей программой дисциплины (2011г.) и СТО СМК 4.2.01-11.Выпуск 3.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__г.).
КрасГМУ
2013 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….4
Занятие №1 «Анатомическая терминология. Оси, плоскости. Строение осевого скелета» 5
Занятие №2 «Скелет верхней конечности» 15
Занятие №3 «Скелет нижней конечности» 23
Занятие №4 «Итоговое занятие по теме «Скелет туловища и конечностей» 30
Занятие №5 «Скелет головы. Кости мозгового черепа: теменная, затылочная, лобная, клиновидная, решетчатая кости» 32
Занятие №6 «Височная кость, ее каналы. Топография основания черепа» 40
Занятие №7 «Строение костей лицевого черепа. Топография лицевого черепа»47
Занятие №8 «Итоговое занятие по теме «Краниология» 58
Занятие №9 «Общие данные о соединении костей. Соединения позвонков, соединения ребер с грудиной и позвонками. Соединения костей черепа: швы, височно-нижнечелюстной сустав» 60
Занятие №10 «Соединения костей верхней конечности» 69
Занятие №11 «Соединения костей нижней конечности» 78
Занятие №12 «Итоговое занятие по теме «Артросиндесмология» 88
Занятие №13 «Мышцы головы. Жевательные, мышцы лица. Фасции и
клетчаточные пространства» 91
Занятие №14 «Мышцы шеи. Фасции шеи, топография шеи: треугольники, клетчаточные пространства» 97
Занятие №15 «Мышцы и фасции спины. Мышцы и фасции груди, диафрагма.» 103
Занятие №16 «Мышцы, фасции живота. Влагалище прямой мышцы живота, белая линия живота. Паховый канал, его стенки, содержимое» 111
Занятие №17 «Мышцы, фасции верхней конечности» 117
Занятие №18 «Мышцы нижней конечности» 124
Занятие №19 «Элементы топографической анатомии верхней конечности. Обзор движений в суставах верхней конечности» 130
Занятие №20 «Элементы топографической анатомии нижней конечности. Обзор движений в суставах туловища и конечностей» 134
Занятие №21 «Итоговое занятие по теме «Миология» 139
Список литературы 143
ВВЕДЕНИЕ
Внеаудиторная работа студентов специальности «Лечебное дело» по дисциплине «Анатомия человека» на кафедре анатомии и гистологии человека построена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (2010). Изучение дисциплины основано на формировании у студентов общекультурных и профессиональных компетенций: способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять естественно-научную сущность проблем, формировать системный подход к анализу медицинской информации, используя знания эволюционных закономерностей становления человеческого сообщества.
Дисциплина «Анатомия человека» является вузовским компонентом учебного плана специальности 060101 - Лечебное дело и призвана формировать у студентов:
- знания строения, топографии и развития тканей, органов и систем организма во взаимодействии с их функцией в норме и патологии, особенностей организменного и популяционного уровней организации жизни, общих закономерностей строения тела человека, структурно- функциональных взаимоотношений частей организма, общих закономерностей происхождения и развития жизни, антропогенеза и онтогенеза человека, содержания современных методов анатомических исследований;
- умения объяснять характер отклонений в ходе развития, которые могут привести к формированию вариантов аномалий и пороков, общие закономерности строения тела человека и функционирования отдельных органов и систем, применять отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования, медицинские инструменты при необходимости (скальпель, пинцет, зонд, зажим, расширитель и т.п.);
- навыки владения анатомическим инструментарием и латинской терминологией.
«Сборник методических указаний для обучающихся к внеаудиторной (самостоятельной) работе по дисциплине «Анатомия человека» предназначен для студентов первого курса специальности 060101 – Лечебное дело (очная форма обучения), содержит необходимые рекомендации для самостоятельной внеаудиторной работы. Структура каждого занятия соответствует стандарту университета «Система менеджмента качества. Учебно-методические комплексы дисциплин. СТО СМК 4.2.01-11» и содержит название темы, формы внеаудиторной работы, перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия с учетом ОК и ПК в соответствии с ФГОС ВПО, тестовые задания и ситуационные задачи для самоконтроля. Для каждой темы занятия определен перечень практических умений, а также предложен список тем для научно-исследовательской работы студентов. Правила оформления рефератов изложены в методических указаниях № 1.
Список рекомендованной литературы по теме каждого занятия включает обязательную и дополнительную учебную литературу.
Задача № 8.
При рентгеноскопическом исследовании выявлены с двух сторон дополнительные ребра, соединенные с I поясничным позвонком.
1. Как называются эти добавочные ребра?
2. Возможно ли наличие добавочных ребер в других частях тела? Если да, то где и как эти ребра называются?
Задача № 9.
Посетители анатомического музея удивляются многообразию форм грудины, демонстрируемых в музее, что связано в значительной степени с особенностями развития этой кости.
1. Как объяснить большое разнообразие форм грудины с точки зрения ее развития?
2. Что такое шистостерния? Чем обусловлена данная аномалия развития?
Задача №10.
При проведении плевральной пункции игла вводится только по верхнему краю ребра.
1. Объясните почему?
2. Перечислите виды ребер.
Задача №11.
Антропометрические наблюдения позволили характеризовать типичные для старческого возраста изменения грудной клетки.
1. Укажите, как изменяется в старости форма и размеры грудной клетки?
2. Назовите две возможные причины этих изменений.
Ответ к задаче № 8.
1. Добавочные ребра, соединяющиеся с I поясничным позвонком, называются поясничными.
2. Возможно наличие добавочного ребра, соединяющегося с VII шейным позвонком (шейные ребра).
Ответ к задаче № 9.
1. Разнообразие форм грудины обусловлено значительным количеством точек окостенения. В грудине закладывается до 13 точек окостенения: в рукоятке 1-2 на 4-6 месяце внутриутробной жизни; на 7-8 месяце появляются точки окостенения в верхнем отделе тела (чаще парные), в среднем - перед рождением, а в нижнем – на 1-м году жизни. Отдельные части тела грудины срастаются в единое костное тело на 15-20 году. Мечевидный отросток начинает окостеневать на 6-20-м году и срастается с телом грудины после 30 лет. Рукоятка срастается с телом позже всех частей грудины или не срастается.
2.Шистостерния - это расщеплениегрудины,связано с неслиянием или неполным срастанием грудинных хрящей.
Ответ к задаче № 10.
1. Плевральная пункция выполняется по верхнему краю ребра, так как на нижнем крае ребра расположена борозда, в которой содержатся сосуды и нервы.
2. Семь пар верхних ребер (I-VII) соединяются хрящевыми частями с грудиной и называются истинными. Хрящи VIII, IX, X пар ребер соединяются с хрящом вышележащего ребра и называются ложными. XI и XII ребра имеют короткие хрящевые части, которые заканчиваются в мышцах брюшной стенки, эти ребра отличаются большей подвижностью и называются колеблющимися.
Ответ к задаче № 11.
1. Грудная клетка становится более длинной и плоской.
2. Снижение тонуса мускулатуры и опускание передних концов ребер.
Задача №1.
На экзамене у обучающегося вызвал затруднение вопрос об источнике роста трубчатых костей в длину и ширину.
1. За счет каких структур происходит утолщение костей и образование кости при ее переломах?
2. За счет чего происходит рост кости в длину?
Задача №2.
Отвечая на экзамене на вопрос о развитии костей конечностей, обучающийся допустил ошибки. В отличие от этого обучающегося назовите:
1. Единственную кость конечности, развивающуюся непосредственно на основе соединительной ткани.
2. Какие трубчатые кости называют моноэпифизарными и почему?
Задача №3.
Состояние окостенения костей запястья ребенка позволяет при необходимости, например в судебно-медицинской практике, судить о его возрасте.
1. Перечислите кости запястья и назовите сроки появления в каждой из них точек окостенения.
2. Сколько стадий развития проходят эти кости?
Задача №4.
На занятии обучающемуся предложено определить кость: в области проксимального эпифиза определяются блоковидная вырезка и хорошо выраженная бугристость, а на дистальном конце – шиловидный отросток.
1. О какой кости идет речь?
2. Как определить правая или левая это кость?
Задача №5.
На медосмотре у новобранца выявлено укорочение правой верхней конечности. В 10-летнем возрасте был перелом хирургической шейки плечевой кости с разъединением по метаэпифизарной линии.
1. Объясните причину отставания в росте конечности.
2. Где находится хирургическая шейка плечевой кости?
Ответ к задаче №1.
1. Источником роста трубчатой кости в ширину является надкостница.
2. Трубчатая кость растет в длину за счет метафизарных хрящей
Ответ к задаче №2.
1.Часть ключицы.
2. К моноэпифизарным костям относятся фаланги пальцев, так как дополнительная точка окостенения появляется только в одном эпифизе.
Ответ к задаче №3.
1. Кости запястья – головчатая, трапециевидная, кость-трапеция, ладьевидная, гороховидная, крючковидная, трехгранная, полулунная.
На 1-2-м году жизни ребенка точка окостенения появляется в головчатой и крючковидной костях, на 3-м – в трехгранной, на 4-м – в полулунной, на 5-м – в ладьевидной, на 6-7-м – в кости-трапеции и трапециевидной кости и на 8-15-м году – в гороховидной.
2. Три стадии.
Ответ к задаче №4.
1. Локтевая кость.
2. Перечисленные образования в области проксимального эпифиза расположены спереди, межкостный край обращен латерально. Шиловидный отросток расположен медиально.
Ответ к задаче №5.
1. Повреждение росткового хряща в области метафиза привело к его преждевременному окостенению.
2. Хирургическая шейка плеча локализована в области проксимального эпифиза.
Задача №1.
На рентгенограмме тазовой кости у ребенка восьми лет определяются щелевидные пространства вокруг вертлужной впадины.
1. Как объяснить данный факт?
2. Является ли это патологией?
Задача № 2.
При игре в футбол в результате травмы произошел перелом нижнего (дистального) конца малоберцовой кости.
1. Как называется этот утолщенный конец (эпифиз) малоберцовой кости?
2. В образовании, какого сустава нижней конечности участвует этот эпифиз?
Задача № 3.
На экзамене обучающийся не смог назвать правильно особенности конструкции лобкового симфиза. Назовите:
1. Половые отличия лобкового симфиза.
2. Что такое подлобковый угол? Укажите половые различия в величине подлобкового угла.
Задача № 4.
Для определения топографии прямой кишки, мочевого пузыря, матки и других органов малого таза необходимо четкое знание граница между большим и малым тазом (пограничная линия).
1. Через какие анатомические образования проходит эта линия?
2. Как называется и чем ограничен выход из малого таза?
Задача № 5.
На медосмотре у юноши 20-ти лет выявлено укорочение левой нижней конечности. В 10-летнем возрасте был перелом шейки бедренной кости с разъединением по метаэпифизарной линии.
1. Объясните причину отставания в росте конечности.
2. Где находится шейка бедренной кости?
Ответ к задаче № 1.
1. Щелевидные пространства вокруг вертлужной впадины представляют собой хрящ, посредством которого соединены подвздошная, лобковая и седалищная кости.
2. Это возрастные особенности тазовой кости. Хрящевые прослойки между костями в области вертлужной впадины сохраняются до 14−16 лет.
Ответ к задаче № 2.
1. Латеральная лодыжка.
2. Латеральная лодыжка участвует в образовании голеностопного сустава.
Ответ к задаче № 3.
1. У женщин лобковый симфиз меньше по высоте и содержит более толстый, чем у мужчин, межлобковый диск.
2. Угол схождения ветвей лобковых костей. У мужчин подлобковый угол составляет 70-75°, у женщин - 90° и называется лобковой дугой.
Ответ к задаче № 4.
1. Пограничная линия образована мысом крестца, дугообразной линией подвздошных костей, гребнями лобковых костей и верхним краем лобкового симфиза.
2. Выход из малого таза называется нижняя апертура таза, ограничена сзади копчиком, по бокам – крестцово-бугорными связками, седалищными буграми, ветвями седалищных костей, нижними ветвями лобковых костей, спереди – лобковым симфизом.
Ответ к задаче № 5.
1. Повреждение росткового хряща в области метафиза привело к его преждевременному окостенению.
2. Шейка бедра локализована в области проксимального эпифиза.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Подготовка рефератов:
1.1. Развитие осевого скелета человека в филогенезе и онтогенезе.
1.2. Особенности строения осевого скелета в связи с вертикальным положением.
1.3. Рентгеноанатомия позвоночного столба, грудной клетки.
1.4. Индивидуальные, возрастные и типологические особенности грудной клетки в целом
1.5. Развитие скелета верхней конечности в филогенезе. Особенности строения скелета верхней конечности человека как органа труда.
1.6. Рентгеноанатомия костей верхней конечности.
1.7. Скелет предплечья и кисти, их функциональная обусловленность.
1.8. Кости свободной нижней конечности в возрастном аспекте.
1.9. Изменение строения костей свободной нижней конечности в связи с прямохождением.
1.10. Половые различия в строении тазовых костей.
Задача № 6.
При рентгеновском исследовании выявлены некоторые нетипичные особенности строения черепа: наличие узкого канала в центре турецкого седла.
1. Как называется этот канал?
2. Несращение каких анатомических образований приводит к формированию этого канала?
Задача № 7.
При отсутствии лечения гнойного процесса в ячейках решетчатого лабиринта наступают осложнения со стороны глазницы.
1. Как объяснить этот факт?
2. Как называется часть решетчатой кости, обращенная в глазницу?
Ответ к задаче № 3.
1. Мыщелковый канал.
2. Мыщелковый канал расположен на дне мыщелковой ямки позади затылочного мыщелка.
Ответ к задаче № 4.
1. Повреждается свод.
2. Границей между сводом и основанием на наружной поверхности черепа является условная линия, которая проходит через наружный затылочный выступ, затем по верхней выйной линии до основания сосцевидного отростка, над наружным слуховым отверстием, по основанию скулового отростка височной кости и по подвисочному гребню большого крыла клиновидной кости, далее до скулового отростка лобной кости и по надглазничному краю до носолобного шва.
3. Граница между сводом и внутренним основанием черепа на мозговой поверхности не определяется, лишь в задней части за нее можно принять борозду поперечного синуса, соответствующую верхней выйной линии на наружной поверхности затылочной кости.
Ответ к задаче № 5.
1. Рваное отверстие ограничено латерально и сзади верхушкой пирамиды, которая вклинивается между телом затылочной кости и большим крылом клиновидной кости.
2. Отверстие имеет неровные края.
Ответ к задаче № 6.
1.Черепно-глоточный канал.
2. Образование в центре турецкого седла черепно-глоточного канала обусловлено несращением передней и задней половин тела клиновидной кости.
Ответ к задаче № 7.
1. Решетчатая кость образует одну из стенок глазницы.
2.В глазницу обращена глазничная пластинка лабиринта решетчатой кости.
Рекомендации по выполнению НИРС.
1. Алгоритм действий:
1.1. Составление алгоритма действий для определения отдельных костей и их принадлежности к сторонам скелета.
2.Подготовка рефератов::
2.1. Варианты строения и аномалии развития лобной кости в возрастном аспекте.
2.2. Строение затылочной и теменной костей в филогенезе.
2.3. Возрастная изменчивость клиновидной кости.
2.4. Строение решетчатой кости, её развитие в филогенезе.
1. Тема «Височная кость, её каналы. Топография основания черепа».
2. Формы работы:
- Подготовка к практическим занятиям.
- Подготовка материалов по НИРС.
3. Перечень вопросов для самоподготовки по теме практического занятия. Обучающийся должен знатьособенности строения всех отделов височной кости и её каналов для понимания строения черепа в целом; факторы формирования черепа и его отделов (мозгового и лицевого); границы отделов черепа; топографию основания черепа и черепных ямок; особенности развития отделов черепа (первичное и вторичное окостенение; уметь демонстрировать анатомические образования по теме занятия на предложенных костных препаратах, скелете, моделях и муляжах и находить на рентгенограммах основные элементы костей; владеть латинской терминологией по теме занятия; навыками изложения самостоятельной точки зрения; анализа и логического мышления, публичной речи, ведения дискуссий; принципами врачебной деонтологии и медицинской этики.
1. Расскажите и покажите на препарате части височной кости.
2. Расскажите и покажите на препарате щели, отделяющие части височной кости.
3. Какое строение имеет чешуя височной кости?
4. Какое строение имеет мозговая поверхность чешуи?
5. Какое строение имеет наружная поверхность чешуи?
6. Какое строение имеет барабанная часть височной кости?
7. Какое строение имеет наружный слуховой проход?
8. Какое строение имеет каменистая часть височной кости?
9. Расскажите и покажите на препарате строение передней поверхности пирамиды.
10. Какой отросток отходит от нижней поверхности пирамиды?
11. Какое отверстие находится между шиловидным и сосцевидным отростком?
12. Какая ямка располагается медиально от шиловидного отростка?
13. Какие края имеет пирамида?
14. Какими костями образована передняя черепная ямка?
15. Какими костями образована средняя черепная ямка?
16. Чем образована задняя черепная ямка?
17. Чем образована передняя черепная ямка?
18. Где граничат передняя и средняя черепные ямки?
19. Где граничат средняя и задняя черепные ямки?
20. Через какое анатомическое образование передняя черепная ямка сообщается с полостью носа?
4. Самоконтроль по тестовым заданиям данной темы.
Выбрать один правильный ответ.
1. поверхность пирамиды височной кости
1) латеральная
2) нижняя
3) медиальная
4) верхняя
2. на передней поверхности пирамиды височной кости имеется
1) отверстие мышечно-трубного канала
2) яремная ямка
3) каменистая ямочка
4) дугообразное возвышение
3. на задней поверхности пирамиды височной кости имеется
1) тройничное вдавливание
2) борозда сигмовидного синуса
3) внутреннее слуховое отверстие
4) крыша барабанной полости
4. на нижней поверхности пирамиды височной кости имеется
1) поддуговая ямка
2) отверстие барабанного канала
3) сонное отверстие
4) овальное отверстие
5. отросток височной кости
1) лобный
2) крыловидный
3) яремный
4) скуловой
6. локализация выходного отверстия барабанного канальца
1) расщелина малого каменистого нерва
2) барабанно-сосцевидная щель
3) каменисто-барабанная щель
4) дно каменистой ямочки
7. через пирамиду височной кости проходит канал
1) зрительный
2) лицевой
3) мыщелковый
4) канал подъязычного нерва
8. локализация входного отверстия канальца барабанной струны
1) стенка сонного канала
2) дно яремной ямки
3) стенка канала лицевого нерва
4) шило-сосцевидное отверстие
9. выходное отверстие лицевого канала
1) борозда большого каменистого нерва
2) поддуговая ямка
3) стенка внутреннего слухового прохода
4) шило-сосцевидное отверстие
10. отверстие на барабанной части височной кости
1) наружное слуховое
2) внутреннее слуховое
3) наружное отверстие сонного канала
4) ярёмное
11. в образовании передней черепной ямки участвует
1) нижняя носовая раковина
2) сошник
3) лобная кость
4) небная кость
12. в образовании средней черепной ямки участвует
1) лобная кость
2) затылочная кость
3) верхняя челюсть
4) височная кость
13. в образовании задней черепной ямки участвует
1) скуловая кость
2) затылочная кость
3) слёзная кость
4) нижняя челюсть
14. на дне средней черепной ямки имеется отверстие
1) ярёмное
2) зрительное
3) слепое
4) рваное
15. в среднюю черепную ямку открывается
1) нижняя глазничная щель
2) ярёмное отверстие
3) верхняя глазничная щель
4) решётчатое отверстие
Эталоны ответов на тестовые задания по теме
№ вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ | № вопроса | Правильный ответ |
Задача № 1.
Воспаление ячеек сосцевидного отростка височной кости (мастоидит) рассматривается как частое осложнение в практике ЛОР – врачей.
1. Как называется самая большая ячейка сосцевидного отростка?
2. Где эта ячейка локализована по отношению к барабанной полости?
Задача № 2.
При воспалении глотки гнойный процесс может распространиться в барабанную полость через слуховую трубу.
1. На какой стенке барабанной полости открывается полуканал слуховой трубы?
2. Частью какого канала он является?
Задача № 3.
Известна сложность рельефа пирамиды височной кости, связанная как с особенностями ее функции, так и с многообразием анатомических образований, расположенных в этой зоне. В связи с этим укажите:
1. Как называется ямочка, расположенная на вершине гребешка, отделяющего яремную ямку от наружного отверстия сонного канала?
2. Какое анатомическое образование у человека располагается в этой ямочке?
3. Какие анатомические структуры височной кости участвуют в образовании височно-нижнечелюстного сустава?
Задача № 4.
Сложность внутренней конструкции пирамиды височной кости во многом определяется наличием многочленных каналов и канальцев, в которых расположены различные сосуды, нервы и т.д. Вспомнив строение височной кости, укажите какие анатомические образования соединяют между собой:
1. Сонно-барабанные канальцы?
2. Канал лицевого нерва?
Задача № 5.
Судебно-медицинское исследование при травме головы выявило повреждение в зоне рваного отверстия, что сопровождалось повреждением жизненно важных образований, проходящих через это отверстие. В связи с этим, укажите:
1. Какие кости ограничивают рваное отверстие?
2. Почему это отверстие получило такое название?
Задача № 6.
Перелом основания черепа в области задней черепной ямки привел к тяжелым последствиям.
1. Назовите все кости (их части), участвующие в образовании этой ямки, а также отверстия, открывающиеся в эту ямку.
2. Какие анатомические образования формируют границу между сводом и внутренним основанием черепа в области задней черепной ямки?
Задача № 7.
После тяжелой травмы у больного в бессознательном состоянии определяется кровотечение из наружного слухового прохода.
1. Какая кость черепа повреждена?
2. Чем можно объяснить кровотечение?
Ответ к задаче № 1.
1. Самая большая ячейка называется сосцевидной пещерой.
2. Сосцевидная пещера локализована у задней стенки барабанной полости.
Ответ к задаче № 2.
1. Полуканал слуховой трубы открывается на передней (сонной) стенке барабанной полости.
2. Полуканал слуховой трубы является частью мышечно-трубного канала.
Ответ к задаче № 3.
1. Каменистая ямочка.
2. На дне каменистой ямочки открывается нижнее отверстие барабанного канальца.
3. Нижнечелюстная ямка и суставной бугорок височной кости.
Ответ к задаче № 4.
1. Область наружного отверстия сонного канала и барабанную полость.
2. Внутренний слуховой проход и шило-сосцевидное отверстие
Ответ к задаче № 5.
1. Рваное отверстие ограничено латерально и сзади верхушкой пирамиды, которая вклинивается между телом затылочной кости и большим крылом клиновидной кости.
2. Отверстие имеет неровные края.
Ответ к задаче № 6.
1. В образовании задней черепной ямки принимают участие затылочная кость, задние поверхности пирамид височной кости и внутренняя поверхность сосцевидных отростков правой и левой височных костей. Дополняют ямку небольшая часть тела клиновидной кости (спереди) и задненижние углы теменных костей – с боков.
В заднюю черепную ямку с каждой стороны открывается (правое и левое) внутреннее слуховое отверстие, яремное отверстие, большое затылочное отверстие.
2. Границей между сводом и внутренним основанием черепа в области задней черепной ямки является борозда поперечного синуса, переходящая с каждой стороны в борозду сигмовидной пазухи.
Ответ к задаче № 7.
1. Височная кость.
2. Поврежден канал внутренней сонной артерии.
Задача № 1.
Одной из возможных травм у боксеров является перелом скуловой дуги.
1. Чем образована скуловая дуга?
2. Укажите название ямки, которую с латеральной стороны ограничивает скуловая дуга?
Задача № 2.
Гнойный процесс ячеек решетчатой кости вследствие отсутствия своевременного лечения разрушил часть решетчатой кости и перешел на анатомические образования глазницы.
1. Какая стенка глазницы пострадала?
2. Как называется часть решетчатой кости, отделяющая решетчатые лабиринты от глазницы?
3. Укажите ее топографические взаимоотношения с другими костями?
4. Какие ещё кости участвуют в образовании указанной стенки глазницы?
Задача № 3.
Частое в клинической практике воспаление слизистой оболочки носа иногда сочетается с воспалением верхнечелюстной пазухи (гайморит). Это происходит в связи с имеющимся сообщением этих двух полостей.
1. Укажите, каким отверстием и в какой носовой ход открывается гайморова пазуха?
2. Какие придаточные пазухи носа сообщаются с верхним носовым ходом?
Задача № 4.
При поражении верхних отделов передней поверхности тела верхней челюсти (в зоне расположенного здесь отверстия) возможно повреждение проходящего через него нерва и поэтому нарушение иннервации верхней губы, крыла носа и др.
1. Как называется это отверстие?
2. Какой канал заканчивается этим отверстием?
3. В какую борозду переходит задняя часть этого канала?
Задача № 5.
Искривление носовой перегородки, причиняющее большие неудобства (например, затруднение носового дыхания), зачастую требует хирургического вмешательства. Для проведения такой операции необходимо знать анатомию перегородки полости носа.
1. Назовите кости, формирующие носовую перегородку.
2. Как называются отверстия в задней части полости носа, разделенные носовой перегородкой?
Задача № 6.
При травме в области переносицы часто нарушается целостность носовых костей и, следовательно, костной спинки носа.
1. Укажите, с какими другими костями граничит носовая кость?
2. Как называется борозда, расположенная на задней поверхности носовой кости?
Задача № 7.
В клинику поступил больной с острым воспалением верхнечелюстной пазухи — гайморитом. Обстоятельства требуют ее пункции. Следуя общему правилу, врач направил больного на рентгенологическое исследование, отложив вмешательство.
1. Какие, с анатомической точки зрения, существуют основания для такого порядка действий?
2. Назовите сроки формирования верхнечелюстной пазухи.
Задача № 8.
У пациента воспалительный процесс из глазницы вследствие несвоевременного лечения перешел в область крыловидно-небной ямки.
1. Почему возможно подобное осложнение? Дайте анатомическое обоснование указанной ситуации.
2. Какие еще топографические образования черепа могу оказаться вовлеченными в воспалительный процесс.
Задача № 9.
При поражении медиальной стенки глазницы в передней ее части (травме, заболевании) может быть нарушена целостность расположенной здесь костной структуры.
1. Какие кости черепа могут быть повреждены в передней части медиальной стенки глазницы.
2. Какой канал, идущий из глазницы может быть поврежден при такого рода заболевании (травме)?
Задача № 10.
Известно, что при сильном плаче (слезоотделении) вследствие наличия анатомического сообщения между глазницей и носовой полостью появляются прозрачные выделения из носа.
1. Какое анатомическое образование соединяет глазницу и полость носа?
2. Как называется ямка в глазнице, которая книзу переходит в вышеупомянутое анатомическое сообщение?
Задача № 11.
Известным признаком, используемым в криминалистике и археологии, позволяющим предположительно определить возраст человека по анатомии его костей, является величина угла нижней челюсти.
1. Какие особенности имеет величина угла нижней челюсти в детстве, зрелом возрасте и в старости?
2. Какие изменения происходят с зубными альвеолами при потере постоянных зубов?
Задача № 12.
На занятии по анатомии преподаватель обратил внимание Обучающийсяов на некоторые особенности в строении черепа: наличие треугольной кости в верхних отделах затылочной области, а также продольная щель в области твердого неба (“волчья пасть”).
1. Как называется треугольная кость в верхних отделах затылочной области?
2. Несращение каких анатомических структур обусловило формирование “волчьей пасти”?
Задача № 13.
Передняя стенка этого топографического образования черепа выполнена бугром верхней челюсти, задняя стенка – крыловидным отростком клиновидной кости, медиальная стенка – перпендикулярной пластинкой небной кости.
1. О каком топографическом образовании идет речь?
2. С какими полостями, ямками и т.д. будет сообщаться это образование и посредством чего?
Задача № 14.
В травмпункт доставлен ребенок с нарушением речи, зиянием ротовой щели, нарушением прикуса и смещением зубного ряда.
1. О травматическом повреждении какой кости черепа следует предполагать?
2. На какой части кости расположены зубы?
Ответ к задаче № 1.
1. Скуловая дуга образована скуловым отростком височной кости и височным отростком скуловой кости.
2. Височная ямка.
Ответ к задаче № 2.
1. Пострадала медиальная стенка глазницы.
2. Указанная пластинка решетчатой кости называется глазничная.
3. Вверху глазничная пластинка решетчатой кости соединена с глазничной частью лобной кости, внизу – с глазничной поверхностью тела верхней челюсти и глазничным отростком небной кости, спереди – со слезной костью, кзади – с латеральной поверхностью тела клиновидной кости.
4. Медиальная стенка глазницы образована (спереди назад): слезной костью, глазничной пластинкой решетчатой кости и латеральной поверхностью тела клиновидной кости.
Ответ к задаче № 3.
1. Полулунная расщелина, средний носовой ход.
2. В верхний носовой ход открываются задние ячейки решетчатой кости и апертура клиновидной пазухи.
Ответ к задаче № 4.
1. Подглазничное отверстие.
2. Этим отверстием заканчивается подглазничный канал
3. Задняя часть этого канала переходит в подглазничную борозду.
Ответ к задаче № 5.
1. Перпендикулярная пластинка небной кости и сошник.
2. Хоаны. Каждая хоана ограничена с латеральной стороны медиальной пластинкой крыловидного отростка, с медиальной – сошником, сверху – телом клиновидной кости, снизу – горизонтальной пластинкой небной кости.
Ответ к задаче № 6.
1. Носовая кость своим медиальным краем соединяется с такой же костью противоположной стороны. Латеральный край соединяется с передним краем лобного отростка верхней челюсти.
2. На задней поверхности носовой кости расположена решетчатая борозда.
Ответ к задаче № 7.
1. Врач должен учесть варианты расположения сосудов, нервов и корней зубов верхней челюсти по отношению к стенкам пазухи. В некоторых участках стенки пазухи могут быть истончены или вовсе отсутствовать.
2. Верхнечелюстная пазуха начинает формироваться на 5−6-м месяце внутриутробной жизни.
Ответ к задаче № 8.
1. Распространение воспалительного процесса из глазницы в крылонебную ямку возможно вследствие наличия между этими образованиями сообщения через нижнюю глазничную щель.
2. Воспалительный процесс может также распространиться из глазницы в полость носа через носо-слезный канал и в среднюю черепную ямку через верхнюю глазничную щель и зрительный канал.
Ответ к задаче № 9.
1. В передней части мед