Общая характеристика учебного предмета «мир природы и человека»
Рабочая программа
(вариант 1)
по предмету: «Мир природы и человека»
предметная область: «Естествознание»
класс: 1
Учебный год
Учитель начальных классов: Никифорова Л.В.
с.Кыйы 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………...3 |
2. Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека»………….….……………...…… 4 |
3. Описание места учебного предмета «Мир природы и человека»в учебном плане……….………………5 |
4. Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Мир природы и человека»….… 5 |
5. Программа формирования базовых учебных действий………………………………………………...…..6 |
6. Содержание учебного предмета ««Мир природы и человека»»………………………...…….....…..…… 7 |
7. Тематическое планирование…………………………..…………………………………………………..…10 |
8. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования……………………………………………………………………………...................................…14 |
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………..14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Преподавание устной речи ведётся по программе Н.Б. Матвеева Программа «Окружающий мир» 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011.Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Программа курса «Мир природы и человека» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.
«Мир природы и человека» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Программный материал по «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. В процессе освоения программы создаются условия:
- для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География»;
- преемственная система знаний между названными предметами.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Мир природы и человека» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников.
В системе предметов образовательной школы курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:
- формирование естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классовпонятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Для достижения поставленных целей изучения «Мир природы и человека» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Мир природы и человека» входит в образовательную область «Естествознание» учебного плана Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Рабочая программа по рисованию рассчитана в 1 классе на 66 часов, 1 час в неделю, 33 учебные недели.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
Неживая природа
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы.
Небо днём и ночью: солнце, облака, луна, звёзды. Наблюдения за сменой дня и ночи.
Время суток: утро, день, вечер, ночь, их признаки.
Деятельность человека в течение суток.
Земля: песок, камни, глина.
Солнце - источник тепла и света.
Элементарные представления о роли солнечного тепла и света в жизни растений, животных, человека; о влиянии солнца на смену времён года.
Живая природа
Растения
Выявление представлений о мире растений, их разнообразии: деревья, кустарники, травы, цветковые растения (различия этих групп не разбираются).
Части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.
Наблюдения за жизнью растений в своей местности: рост, цветение, образование плодов и семян; приспособление к смене времён года.
Элементарные представления о приспособлении растений к разным условиям жизни: растения жарких стран, растения стран с холодным климатом, их сравнение.
Животные
Общие представления о мире животных, их разнообразии: домашние и дикие животные, птицы, рыбы, насекомые (различия групп не разбираются).
Элементарные представления о приспособлении диких животных к разным условиям жизни: животные жарких стран, животные стран с холодным климатом, их сравнение.
Знакомство с животными своей местности.
Понятие о месте обитания, повадках, приспособлении к смене времён года (1-2 хорошо знакомых животных).
Человек
Пол, возраст, имя, фамилия.
Внешний облик человека: голова, шея, туловище, руки, ноги.
Правильная осанка человека. Кожа. Порез, ожог.
Первая помощь при порезах, ожогах кожи.
Лицо человека: глаза, уши, нос, рот, лоб, брови, щёки, подбородок.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, рот, кожа.
Элементарные представления о строении и работе органов чувств: глаза - орган зрения, ухо - орган слуха и т. д.
Профилактика травматизма и заболеваний органов чувств человека.
Заботимся о растениях и животных.Вместе с учителем, с его помощью малыши поливают растения, птиц и других животных кормом, приготовленным взрослыми. Сажают луковицы и крупные семена. Вместе со взрослыми и старшими детьми убирают участок — очищают его от снега и листьев, веточек, зимой подкармливают птиц. Педагог поддерживает стремление малышей к самостоятельности, разделяет их радость от положительных результатов труда.
Учебно-тематический план
№ п.п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов |
1. | Сезонные изменения в природе | |
2. | Неживая природа | |
Живая природа | ||
Итого |
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ "МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА" 1 класс (1 вариант)
№ | Тема урока | Кол-во часов | БУД | Область развития жизненных компетенций | Дата | |
План | Факт | |||||
I четверть | ||||||
Сезонные изменения в природе | ||||||
Лето. Осень. Сезонные изменения в неживой природе осенью. Экскурсия | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Знать: времена года осень лето. названия осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяца Сбор природного материала". Солнце греет меньше. | 1.09 2.09 | |||
Наблюдение за солнцем осенью. Работа в календаре. Экскурсия | 8.09 9.09 | |||||
Целевая экскурсия: «Наблюдения за изменение окраски листьев, изменениями происходящими в природе осенью». | 15.09 16.09. | |||||
Осень. Игры детей в разное время года. Одежда людей осенью. Игры на воздухе. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга | Складывать изображения (одежда, животные) из двух, четырех частей. Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Знать правила личной гигиены. | 22.09 23.09 | |||
Неживая природа | ||||||
Названия и простейшие признаки объектов неживой природы. Экскурсия | отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях | Знать: названия и простейшие признаки объектов неживой природы | 29.09 30.09 | |||
Живая природа. | ||||||
Растения. Их разнообразие. Экскурсия | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Знать о разнообразии растений: деревья, кустарники, травы, цветковые растения. | 6.10 7.10 | |||
Животные. Их разнообразие. Экскурсия | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Знать о разнообразии животных: дикие животные, птицы, рыбы, насекомые. | 13.10 14.10 | |||
Жизнь диких животных осенью. | Знать о образе жизни диких животных в разное время года – 12 осенью, подготовка к зиме | 20.10 21.10 | ||||
Человек. Моё имя, фамилия, возраст, пол. «Сложи картинку» | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | осуществлять простейшее планирование своей деятельности и придерживаться плана при выполнении рисунка; | 27.10 28.10 | |||
Повторение. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Д.И. «Найди листок, какой покажу», | Развитие навыков самостоятельности | 3.11 | ||||
II четверть | ||||||
Сезонные изменения в природе | ||||||
Целевая экскурсия: «Наблюдения за изменениями, происходящими в природе поздней осенью» | Понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в со временном обществе; | Знать о явлениях и состояниях неживой природы поздней осень | 17.11 18.11 24.11 | |||
Явления и состояния неживой природы в разное время года. | 25.11 1.12 | |||||
Наблюдение и описание зимующих птиц: ворона, воробей. | 2.12 8.12 | |||||
Знакомство с названиями растений, наиболее распространённых в данной местности. Деревья. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Знать растения данной местности | 9.12 15.12 | |||
Одежда и занятия детей зимой. | проявлять самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей | Складывать изображения (одежда, животные) из двух, четырех частей. Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Знать правила личной гигиены. | 16.12 22.12 | |||
Неживая природа | ||||||
Явления в неживой природе: замерзание луж, рек | Знать: названия и простейшие признаки объектов неживой природы | 23.12 29.12 | ||||
III четверть | ||||||
Растения. Части растений. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | Выделять части растений, узнавать в природе и на рисунках деревья, кустарники, травы. Знать части растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. | 12.01 13.01 | |||
Наблюдения за комнатными растениями. Полив растений. | 19.01 20.01 | |||||
Животные. Приспособление диких животных к разным условиям жизни. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Знать о жизни животных в разных условиях: животные в жарких странах, животные стран с холодным климатом. | 26.01 27.01 | |||
Животные стран с холодным климатом. | 2.02 3.02 | |||||
Повторение. Наблюдения за трудом взрослого в природе и посильное участие в нем самих детей. | отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях; | Складывать изображения (одежда, животные) из двух, четырех частей. Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Знать правила личной гигиены. | 9.02 10.02 | |||
Сезонные изменения в природе | ||||||
Весна. Признаки весны. | Осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; | знать о влиянии солнца на сезонные изменения в природе, первоначальных представлений о явлениях и состояниях неживой и живой природы весной. | 24.02 | |||
Наблюдение за изменениями, происходящими в природе весной. | 2.03 | |||||
Временные представления: день-ночь. Их признаки, сравнение признаков. | 3.03 9.03 | |||||
Погода. Наблюдение за изменениями погоды. Погода вчера, сегодня, завтра. | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; | Сравнивать состояния погоды: дождь, снег, солнце, ветер, мороз, оттепель. | 10.03 16.03 | |||
Одежда и занятия детей весной. | Складывать изображения (одежда, животные) из двух, четырех частей. Называть своё имя, фамилию, пол, возраст. Знать правила личной гигиены. | 17.03 23.03 | ||||
IV четверть | ||||||
Неживая природа | ||||||
Наблюдения за облаками, ветром, землёй в разное время, отражение этих наблюдений в рисунках, аппликациях, рассказах. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | Знать название месяцев. Работа в календаре. Условные обозначения | 6.04 7.04 13.04 | |||
Живая природа | ||||||
Растения. Знакомство с хвойными деревьями данной местности. | отбирать необходимую информацию в тексте, иллюстрациях | Знать о способах ухода за растениями, жизненно необходимые условия. | 14.04 20.04 | |||
Проращивание семян, наблюдение за появлением корня, листьев, за ростом растения. | Готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе | 21.04 27.04 | ||||
Животные. Домашние животные. Их детёныши | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей | Назвать домашних животных, их детёнышей, определить их признаки. Рассказать о том, какую пользу приносят домашние животные людям. | 28.04 4.05 | |||
Наблюдение за птицами, насекомыми, животными, за их поведением весной. | 5.05 11.05 | |||||
Человек. Строения человеческого лица, основные части лица человека | Называть части тела человека | 12.05 18.05 19.05 | ||||
Повторение и закрепление. Времена года | 25.05 26.05 |
СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В I классе в течение учебного года отметки обучающимся не выставляются. Результат продвижения обучающихся в развитии определяется на основе анализа (1 раз в четверть) их продуктивной деятельности (поделок, рисунков, уровня развития речи).Контроль достижения обучающимися уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в следующих формах: устный опрос, письменные и практические работы. Систематический и регулярный опрос обучающихся является обязательным видом работы на занятиях. Необходимо приучить учеников давать развёрнутые объяснения, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю.
При необходимости выполнении письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия:
Основная:
1. Н.Б. Матвеева Программа «Окружающий мир» 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011.
2. Матвеева Н. Б. Живой мир. 1 класс: учеб. для спец. (коррец.) образоват. учреждений VIII вида / Н. Б. Матвеева, М. С. Котина, Т. О. Куртова. - М. : Просвещение, 2012. – 96 с.
Дополнительная:
1. Лопухина И. С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи : пособие для воспитателей и родителей / И. С. Лопухина. – М. : Аквариум, 1996. – 384 с.
2. Попова Г. П. Занимательное азбуковедение / Г. П. Попова, В. И. Усачёва. – Волгоград: Учитель, 2005. – 252 с.
3. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. Для начальной школы / Авт. – сост. В. Н. Иванкова. – М.: ООО Аквариум-Принт, 2007. – 256 с.
4. Волкова Ю.С. Опорные схемы для составления описательных рассказов: дидактический материал.- Харьков: ЧП АМГРО ПЛЮС, 2006. – 38с.
Технические средства:
- персональный компьютер
- принтер
- сканер
- интерактивная доска
Рабочая программа
(вариант 1)
по предмету: «Мир природы и человека»
предметная область: «Естествознание»
класс: 1
Учебный год
Учитель начальных классов: Никифорова Л.В.
с.Кыйы 2016г.
СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………...3 |
2. Общая характеристика учебного предмета «Мир природы и человека»………….….……………...…… 4 |
3. Описание места учебного предмета «Мир природы и человека»в учебном плане……….………………5 |
4. Личностные и предметные результаты изучения учебного предмета «Мир природы и человека»….… 5 |
5. Программа формирования базовых учебных действий………………………………………………...…..6 |
6. Содержание учебного предмета ««Мир природы и человека»»………………………...…….....…..…… 7 |
7. Тематическое планирование…………………………..…………………………………………………..…10 |
8. Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной образовательной программы общего образования……………………………………………………………………………...................................…14 |
9. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса………………………..14 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа является частью адаптированной основной образовательной программы, которая составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и примерной адаптированной основной образовательной программы Муниципальной казенной общеобразовательной организации Тыарасинской специальной (коррекционной) школы - интернат МР Таттинский улус РС(Я). Преподавание устной речи ведётся по программе Н.Б. Матвеева Программа «Окружающий мир» 0-4 кл. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 кл./ под ред. И.М. Бгажноковой – СПб: Просвещение, 2011.Программа утверждена Министерством образования и науки РФ.
Программа курса «Мир природы и человека» реализует основные положения Концепции о стандартах специального образования.
«Мир природы и человека» в специальном образовательном учреждении VIII вида является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классов понятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе. Программный материал по «Мир природы и человека» базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт учителю возможность постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. В процессе освоения программы создаются условия:
- для изучения в дальнейшем таких базовых предметов, как «Естествознание» и «География»;
- преемственная система знаний между названными предметами.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Мир природы и человека» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников.
В системе предметов образовательной школы курс «Мир природы и человека» входит в обязательную часть предметных областей учебного плана и реализует познавательную и социокультурную цели:
- формирование естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом развития у учащихся младших классовпонятийного мышления на основе сведений о живой и неживой природе, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии.
Для достижения поставленных целей изучения «Мир природы и человека» необходимо формирование академических и жизненных компетенций и решение следующих практических задач:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, даёт новые знания об основных её элементах;
- на основе наблюдений и простейших опытных действий расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.