Общая характеристика учебного предмета.

Пояснительная записка

Общая характеристика программы

Рабочая программа по химии для 8 класса со­ставлена на основе федерального компонента госу­дарственного стандарта основного общего образо­вания, Примерной программы основного общего образования по химии и программы к учебникам для 8—11 классов общеобразовательных учреждений автора О.С. Габриеляна (М.: Дрофа).

Курс химии 8 класса предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химических явлений на основе атомно-молекулярного учения и создает прочную базу для дальнейшего изучения химии. Особое внимание уделено формированию системы основных хими­ческих понятий и языку науки: жизненно важным веществам и явлениям, химическим реакциям, ко­торые рассматриваются как на атомно-молекулярном, так и на электронном уровне. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе — рассмотрению периодического закона и Периодической системы химических элементов (ПСХЭ) Д.И. Менделеева, строения и свойств ве­ществ, сущности химических реакций.

Значительное место в содержании данного кур­са отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильно­го обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведени­ем практических работ, так как теорию необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено из­учение правил техники безопасности и охраны тру­да, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.

Цели обучения:

освоение знаний о химических объектах и процессах природы, направленных на решение глобальных проблем современности.

Задачи обучения

• Формирование знаний основ химической науки - важнейших фактов, понятий, хими­ческих законов и теорий, химического языка;

развитие умений сравнивать, вычленять в изу­чаемом существенное, устанавливать причин­но

• причин­но-следственную зависимость в изучаемом материале, делать доступные обобщения, связно и доказательно излагать учебный ма­териал;

• знакомство с применением химических зна­ний на практике;

• формирование умений наблюдать, фиксиро­вать, объяснять химические явления, проис­ходящие в природе, в лаборатории, в повсе­дневной жизни;

• формирование специальных навыков обра­щения с веществами, выполнения несложных опытов с соблюдением правил техники безо­пасности в лаборатории;

• раскрытие роли химии в решении глобальных проблем, стоящих перед человечеством;

• раскрытие у школьников гуманистических черт и воспитание у них элементов экологи­ческой и информационной культуры;

• раскрытие доступных обобщений мировоз­зренческого характера и вклада химии в на­учную картину мира.

Общая характеристика учебного предмета.

Особенности содержания обучения химии в средней (пол­ной) школе обусловлены спецификой химии как науки и по­ставленными задачами. Основными проблемами химии явля­ются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, получение веществ с заданными свойства­ми, исследование закономерностей химических реакций и пу­тей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому в примерной программе по химии нашли от­ражение основные содержательные линии:

• вещество — знания о составе и строении веществ, их важнейших физических и химических свойствах, биологиче­ском действии;

• химическая реакция — знания об условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, о способах управ­ления химическими процессами;

• применение веществ — знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто употреб­ляются в повседневной жизни, широко используются в про­мышленности, сельском хозяйстве, на транспорте;

• язык химии — система важнейших понятий химии и тер­минов, которые их обозначают, номенклатура неорганических веществ, т. е. их названия (в том числе тривиальные), химиче­ские формулы и уравнения, а также правила перевода инфор­мации с естественного языка на язык химии и обратно.

Поскольку основные содержательные линии школьного курса химии тесно переплетены, в примерной программе со­держание представлено не по линиям, а по разделам фунда­ментального ядра содержания общего образования.

Деятельность образовательного учреждения общего образо­вания в обучении химии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение следующих личностных ре­зультатов:

• в ценностно-ориентационной сфере — воспитание чув­ства гордости за российскую химическую науку, гума­низма, целеустремлённости;

• в трудовой сфере — готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

• в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами освоения выпускника­ми основной школы программы по химии являются:

• владение универсальными естественно-научными спо­собами деятельности: наблюдение, измерение, эксперимент, учебное исследование; применение основных методов позна­ния (системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности;

• использование универсальных способов деятельности по решению проблем и основных интеллектуальных опера­ций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

• умение генерировать идеи и определять средства, не­обходимые для их реализации;

• умение определять цели и задачи деятельности, выби­рать средства реализации цели и применять их на практике;

• использование различных источников для получения химической информации.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по химии являются:

1. В познавательной сфере:

• давать определения изученных понятий: вещество (хими­ческий элемент, атом, ион, молекула, кристаллическая решет­ка, вещество, простые и сложные вещества, химическая формула, относительная атомная масса, относительная молекуляр­ная масса, валентность, оксиды, кислоты, основания, соли, амфотерность, индикатор, периодическая система, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, степень окисле­ния, электролит); химическая реакция (химическое уравне­ние, генетическая связь, окисление, восстановление, электро­литическая диссоциация, скорость химической реакции);

• формулировать периодический закон Д. И. Менделеева и раскрывать его смысл;

• описывать демонстрационные и самостоятельно прове­денные эксперименты, используя для этого естественный (русский, родной) язык и язык химии;

•описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

• классифицировать изученные объекты и явления;

• наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и в быту;

• делать выводы и умозаключения из наблюдений, изучен­ных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных;

• структурировать изученный материал и химическую ин­формацию, полученную из других источников;

• моделировать строение атомов элементов первого — третьего периодов, строение простейших молекул.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой и использованием веществ;

• разъяснять на примерах (приводить примеры, подтверж­дающие) материальное единство и взаимосвязь компонентов живой и неживой природы и человека как важную часть этого единства;

• строить свое поведение в соответствии с принципами бе­режного отношения к природе.

3. В трудовой сфере:

• планировать и проводить химический эксперимент;

• использовать вещества в соответствии с их предназначени­ем и свойствами, описанными в инструкциях по применению.

4. В сфере безопасности жизнедеятельности:

•оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным обо­рудованием.

Место предмета

На изучение предмета отводится 2 ч. в неделю, итого 70 ч. за учебный год. Предусмотрены 4 контрольных работы, 2 проверочные и 8 практических.

Особенности класса

В работе с классом необходимо учитывать достаточно слабый уровень мотивированности усвоения учебного материала, низкий уровень ассоциативного мышления. Для более успешного усвоения материала предусматриваются разнообразные формы занятий: практикумы, работа в группах, деловые игры. Подобраны различные типы заданий: поисковые, альтернативные, проблемные.

Наши рекомендации