Вклад Коменского в становление педагогической науки.

Комен. (1552—1670) руководил братской шк., а позже был избран епископом. Коменский создал в это время свое выдающееся произведение «Великая дидактика» (1632), которое положило начало науке о процессе обучения. В эти же годы К. написал первое в мире специальное руководство по воспитанию детей дошкольного возраста «Материнская школа».Ряд черт мировоззрения К сложился под влиянием культуры эпохи Возрождения.К требовал, чтобы все дети - богатых и бедных, знатных и незнатных, мальчики и девочки, жители городов и сельских местностей — обучались,в шк. родного языка. К выдвинул идею всеобщего начального обучения. По мнению К, имеются 3 ступени, воспитания: познание себя и окружающего мира, управление собой и стремление к богу.

К., исходя из природы человека, делит жизнь подрастающего поколения на 4 возрастных периода,. детство — от рождения до 6 лет включительно,

отрочество - от 6 до 12 лет,

юность - от 12 до 18 лет,

возмужалость - от 18 до 24 лет.

В основу этого деления он кладет возрастные особенности: детство хар-тся усиленным физ. ростом и развитием органов чувств; отрочество — развитием памяти и воображения; юность, хар-тся более высоким уровнем развития мышления. Для детей до 6 лет вкл. он предлагает материнскую шк., под кот-ой он разумеет дошкольное воспитание под руководством матери. Для отрочества предназначается шестилетняя школа родного языка в каждой общине, селении, местечке. Для юношей должна быть в каждом городе лат.шк., или гимназия. Для возмужалых молодых людей в каждом государстве или большой области —академия. Каждая следующая ступень явл. продолжением предыдущей. К. выдвинул демократический принцип единой школы. Классно-урочная система. К. установил понятие шк-ого года с его делением на учебные четверти, ввел каникулы, определил организацию учебного дня (4 учебных часа в школе родного языка, 6 часов в лат. шк.), теоретически разработал классно-урочную систему учебных занятий и практически применил ее. В шк. тогда прием учащихся производился в разное время, в течение всего года. Учитель занимался индивидуально с учениками. К. настаивал на том, чтобы прием в школу производился один раз в году, чтобы учитель вел коллективную работу со всем классом. Он положил начало классно-урочной системе учебных занятий, дал указания как вести урок, уделяя часть его опросу учащихся, часть — объяснению нового материала и упражнениям по закреплению нового. К. указывал, что каждый урок должен иметь свою определенную тему и свою гл. задачу. Учитель должен вним. следить, чтобы все учащиеся принимали актив. участие в занятиях, и поддерживать во время урока дисциплину в классе.К. создал выдающееся произведение «Великая дидактика»(1632).В этом труде он сформулировал цель воспитания подрастающего поколения, согласно которой каждый человек должен быть подготовлен к существованию в вечной, загробной жизни, но при этом в своем земном существовании он должен быть разумным созданием. К. выделяет 3 задачи воспит: научное образование; нравственное воспитание; религиозное воспитание.

Под научным образов. понимается познание вещей, искусств. Под нравственным воспит. - внешняя воспитанность, основа побуждений. Под религиозным - внутреннее богопочитание.

В основу познания и обучения К. раскрыл принцип наглядности. Он понимал наглядность широко, не только как зрительную, но и как привлечение всех органов чувств к лучшему и ясному восприятию вещей и явлений. Им было провозглашено «золотое правило» дидактики:«Все что только возможно предоставлять для восприятия видимое для восприятия зрением; слышимое – слухом; запахи – обонянием; подлежащее вкусу – вкусом; доступное осязанию – осязанием. Если какие-либо предметы сразу можно воспринимать несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами».

К. требовал, чтобы учение начиналось не со словесными толкованиями о вещах, а с конкретных наблюдений за ними. Великая заслуга К. в разработке наглядности как одного из важнейших дидактических принципов. Бессмысленной механической зубрежке, догматичности, обучения К. противопоставил требование сознательности обучения.С возрастными особенностями детей К. советует, сначала развивать ощущения учащихся, затем память, далее мышление и, наконец, речь и руку. К. говорил, что надо закладывать прочное основание добиваться, чтобы учащиеся усваивали преподаваемое им. Огромное значение для прочного усвоения учебного материал имеют упражнения и повторение усвоенного материала учащимися. К. стремился, как можно сильнее развивать познавательные способности учащихся, поощрять детскую любознательность.

Наши рекомендации