Эпоха просвещения во Франции (2-ая половина XVIII вв.) и её представители А. Гельвеций, Д Дидро.

Пед. взгляды К. А.Гельвеция (1715-1771). В 1758 году вышла в свет знаменитая книга Г. «Об уме». Власти осудили и запретили эту книгу, как направленную против религии и существующего строя. Книга была публично сожжена. Г. уехал за границу и в это время написал новый труд — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Г. полагал, что все представления и понятия у человека образуются на основе чувственных восприятий. Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды. Он указывал, что феодальный строй калечит людей. Церковь портит человеческие хар-ры. Г. считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Г. утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями. Г. считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. Под воспитанием Г. «понимает совокупность всех условий жизни индивидуума...»1. Г. заявлял, что «воспитание нас делает тем, чем мы есть». Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей. Г. надеялся, что в результате просвещения и воспитания будет создан человек, свободный от предрассудков. Педагогические взгляды Д. Дидро (1713-1784). Его произведения были враждебно встречены властями. Как только вышла в свет его работа «Письма о слепых в назидание зрячим», Дидро был арестован. Д. решительно опровергает положение Г., что воспитание может сделать все. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физ. организацию чел-ка, его природные особенности.

Он призывал в процессе воспитания учитывать его анатомо-физиологические особенности, а также социальные условия, в которых происходит становление личности. Д. наметил новые принципы организации просвещения: всеобщность и бесплатность обучения, его бессословность, светскость. Высказал соображения о содержании учебного плана школы с учетом взаимосвязи и взаимозависимости наук. Он призывал ученых к составлению научно обоснованных учебников, предлагал дифференцированно подходить к обучению, поощрять способных учащихся. Особое внимание уделял подбору учителей, обладающих всеми необходимыми, по его мнению, качествами. К этим качествам он относил, прежде всего, глубокое знание предмета, честность, отзывчивость и любовь к детям.

16. Система свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.

Ж.-Ж. Руссо (1712—1778)глубокий мыслитель, гуманист и демократ — придерживался теории естественного права. Он утверждал, что в первоначальном, или “естественном состоянии”, люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов.

Основу пед. взглядов Р. составляет теория естественного воспитания, кот-ая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве Р. утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

В воспитании, полагал Руссо, участвуют природа, люди и вещи.

Руссо полагал, что воспитывать природо-сообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Он требовал тщательного изучения ребенка, хорошего знания его возрастных и индивидуальных особенностей. Естественное воспитание — это и свободное воспитание.Воспитатель должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание.

Воспитание должно быть деликатным, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие его естеств.задатков и возможностей. Основное воспит.зависит от окруж.людей – родит., воспит., учителей. Воспит.даётся или природ., или чел-м, но результат достиг.тогда, когда они не противоречят друг другу. Воспитание детей начинается с их рождения.

Выдел.4.периода: 1) младенчество – от рожд.до 2 лет (физ.развитие, ребенок нужд.в движении. Необходимо укрепл.физ.сили и закаливать, не нужно торопить учить говорить). 2) детство – от 2 до 12 (накопление чувственного опыта, развитие тела). 3) отрочество – от 12 до 15 (переход от ощущениям к знаниям, особ – открыв.науку сам, переход к умственному и трудовому воспит.). 4) юношество – от 15 до вступления в брак (воспитание средца – любовь к себе и окружающим,нравствен.воспит.). В каждом периоде задатки проявляются по разному, а потребности меняются.Женское вопитание:Женщина должна быть воспитана для дома. Приспособление к мнению других, отсутств.самостоят.суждений, подчинение чужой воле. Никаких серьёзных умственных занятий для девушки не нужно. Они должны быть созданы для повиновения и нравиться мужчине. Она имеет добрые задатки с рождения, чувств.сердце, неглубокий, но проницательный ум.

17. Становление и развитие гос. Системы образования в Русском централизованом гос-ве в ХVIII в.

Наши рекомендации