Комплекс задач для достижения поставленных целей.
В процессе достижения поставленных целей Программой решаются следующие задачи:
1. обеспечение усилиями Управления общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района, соответствующих комиссий Земского собрания Чайковского муниципального района, управленцев всех уровней, средств массовой информации, общественных организаций непрерывной поддержки устойчивого развития системы образования и упрочения его приоритетности как основы социально-экономического и духовного прогресса района;
2. создание действенных механизмов административного, общественного и правового контроля за исполнением норм законодательства, защиты прав субъектов образовательного процесса, соблюдения гарантий государства в области образования на территории района;
3. дальнейшее преобразование разнонаправленного инновационного движения образовательных учреждений района в общий, демократически управляемый процесс модернизации и реформирования традиционной системы образования при сохранении лучшего из старой системы;
4. разработка комплексной системы информационно-методической поддержки развития системы образования, эффективного стимулирования научно-исследовательской и инновационной деятельности в сфере образования;
5. активное формирование в районе образовательных учреждений - инновационных центров по всем направлениям развития, а также поддержка образовательных учреждений и центров, занятых инновационной подготовкой кадров в системе образования;
6. совершенствование системы эффективной подготовки и переподготовки кадров в системе образования и системы аттестации педагогических работников;
7. соединение всех направлений обновления системы образования (проектная деятельность и проектная культура, развивающее обучение, гуманитаризации, демократизации, индивидуализации, информатизации) в единую взаимосвязанную систему в практической образовательной деятельности;
8. обеспечение единого поэтапного продвижения и преемственности проектной деятельности и проектной культуры, развивающих и развивающихся отношений, развивающего обучения во всех звеньях образовательного процесса (от дошкольного до старшего звена);
9. комплексное обновление технологии и содержания всех учебных дисциплин в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов;
10. дальнейшее развитие комплексного медико-психолого-социально-педагогического сопровождения деятельности образовательных учреждений в период их развитии;
11. совершенствование путей и способов эффективной психолого-педагогической, социальной поддержки детей-сирот, инвалидов, детей из многодетных и неблагополучных семей, детей с общей школьной дезадаптацией и девиантным поведением;
12. координация усилий всех компетентных органов для разработки конкретной системы мер, направленных на преодоление ухудшения здоровья детей в образовательных учреждениях. Совершенствование всей системы поддержания здоровья детей, воспитания культуры здорового тела и духа;
13. устранение сохраняющегося разрыва между образованием, получаемым в школе, и потребностями реальной жизни;
14. совершенствование комплекса мер в системе образования, обеспечивающих цивилизованную интеграцию выпускников школ в развивающуюся рыночную экономику, обеспечивающих социальную мобильность личности и противодействие негативным социальным процессам;
15. обеспечение в средних школах района необходимой базовой и профильной подготовки учащихся в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов;
16. развитие продуманной системы дифференциации и индивидуализации образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся – от особо одаренных детей до детей с ограниченными возможностями, а также путем формирования индивидуальных образовательных программ и построения индивидуальных образовательных маршрутов, учитывающих особенности и способности учащихся;
17. разработка и реализация комплекса мер, направленных на ослабление и решение, в конечном счете, проблем, связанных с предоставлением детям и их родителям услуг дошкольного образования;
18. организация эффективного использования финансовых средств, выделяемых системе образования района.
3.3. Концептуальные подходы к реализации Программы.
Происходящие в России реформы предопределили реальность многообразия идеологий, чем создали предпосылки для свободы выбора стратегических направлений развития образовательных систем.
Программа выдвигает и обосновывает одну из возможных стратегий развития образования одного из районов Пермского края – стратегию системных изменений образования и содержит проектные решения связанных с этим проблем на основе нижеследующих концептуально значимых идей:
1. Сферный подход.
Образование вышло за пределы компетенции одного ведомства и воспринимается как сфера, в которой соединяются интересы различных групп общества. От развитости этой сферы зависит решение множества жизненно важных для района проблем.
Образование уже приобрело и продолжает приобретать исключительную социальную значимость. Оно все более становится главным, если не единственным социальным институтом, способным и располагающим для этого необходимым потенциалом как для сохранения и трансляции базовых культурно-образовательных ценностей российского общества, так и для воздействия на формирование новых ориентиров общественного развития, новых представлений о нормах социальных отношений.
Реализация принципа сферности образования предопределяет изменение роли образования в социальном и экономическом развитии района, что проявляется в участии системы образования в разработке и координации проектов и программ по решению проблем социальной и экономической политики развития района.
2. Отношение к образованию как одной из необходимых функций культуры, базы для социально-экономического развития.
Сохранение опыта и ценностей культуры важно для всей системы образования. Система образования строится как система передачи (трансляции) культурного опыта и одновременного создания новых культурных ценностей. Культуроосвоительная и культуросозидательная (культуротворящая) деятельности при этом находятся в состоянии взаимопроникновения.
Благодаря образованию обеспечивается трансляция культурного опыта от поколения к поколению и тем самым создаются условия, благоприятные для существования самой культуры. Соответственно, конструирование оптимально функционирующей системы образования предполагает учет этой органической связи сразу в нескольких аспектах: общечеловеческом, национальном и региональном, с одной стороны, современном и историческом - с другой.
3. Регионализация образования.
Применительно к настоящей Программе регионализация означает рассмотрение проблем образования в контексте и взаимосвязи с производственной, культурной, социальной, политической, научной жизнью района. Особое место в этом ряду проблем занимает учет и использование историко-культурного потенциала района.
Современная культурология склонна видеть в каждом исторически сложившемся регионе, городе, селении своеобразный культурно-исторический организм. Учет историко-культурного и природно-географического своеобразия региона совершенно необходим в построении всей системы образования. Очевидно, что необходимо воспитывать не только человека вообще и даже не только русского человека, но и “чайковца” в частности, культивировать земляческие чувства. Однако не менее важно осмыслить сверхзадачу локально и регионально ориентированного образования: восстановление естественных духовных связей человека и его непосредственной жизненной среды. Такая связь возможна только в том случае, если окружающая среда в восприятии человека одушевляется, то есть приобретает историческое, культурное и персонифицированное (личностно-значимое) измерение.
4. Соотнесение опыта реорганизации системы образования района с основными тенденциями модернизации федеральной и региональной систем.
Модернизация российского образования перешла на новый этап. Вводится новый базисный учебный план общеобразовательной школы, разрабатывается региональный компонент. Сохраняется единое образовательное пространство. Обеспечивается переход на программно-целевую модель организации образования. Расширяются международные контакты. Разрабатываются и реализуются международные проекты.
Дальнейшее развитие получает проектирование и моделирование новых образовательных учреждений. Общеобразовательные школы преобразуются в лицеи, колледжи, гимназии. Растет число экспериментальных площадок.
В самостоятельное направление выделяется образование наукоориентированных детей.
Утверждается практика социальной поддержки детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных и неблагополучных семей, детей с общей школьной дезадаптацией и девиантным поведением.
Принимаются меры для переоснащения образовательных процессов комплектами учебников и учебно-методических пособий.
Реорганизуются работа учреждений дополнительного образования.
Успешно решаются противоречия, связанные как с процессами лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, так и с процессом аттестации педагогических кадров.
Фиксируется дефицит бюджета с позиции развития учащегося, самоопределения, социальной и профессиональной адаптации, вводится т.н. методика подушевого финансирования.
Признается наличие старых субъект-объектных, трансляционных, технократических форм обучения при развитии новых субъект-субъектных (гуманистические, “культуросообразные”) формы образования.
Выстраивается работа по профилизации, информатизации образования.
5. Формирование способности образования к преодолению системных противоречий.
К таковым относятся противоречия между междисциплинарным характером культурно-социальных проблем, требующих интегрированного знания, и тенденцией дифференциации различных областей знания, выражающегося в предметоцентризме; декларируемыми гуманистическими целями образования и наличием старых технократических форм обучения; субъективированным способом существования культуры как процесса и ее представленностью в обучении в виде статических отчужденных знаковых систем; коллективными формами производства, общественной формой существования культуры и индивидуальными формами освоения новых знаний.
6. Создание условий для планомерного развития образования.
Развитие образования понимается как управляемый процесс обновления содержания, форм, структуры и структурных связей системы образования, обусловленный, с одной стороны, изменением социальных отношений и представлений общества о назначении образования, а с другой – изменением образования за счет выполнения новых функций, достижения новых целей и задач, получения новых результатов.
7. Смена парадигмы образования.
Определение новых подходов к пониманию ценностей, места, функций и идеологии образования, форм его организации - процесс незавершенный, не осознанный практикой, не обеспеченный наукой на должном уровне, что предполагает необходимость проведения специальных работ.
Смена парадигмы образования - проблема прежде всего философская. В связи с не разработанностью именно этого аспекта пока не сформированы общие подходы к рассмотрению многих базовых для образования понятий и определений, к обновлению содержания образования и его технологий на основе государственных стандартов.
“Окультуривание” процесса реформирования образования можно рассматривать и с позиции определения образования как полюса роста и необходимой базы для социализации молодого поколения. От того, как инновационные процессы происходят в образовании сегодня, будут зависеть формы и методы изменений в социоэкономическом развитии общества завтра. Целый ряд методических подходов и технологий, апробированных образованием, уже сегодня с успехом могут быть использованы в других сферах.
8. Обеспечение непрерывности образования.
Понимаемое как «не ограниченное ни во времени относительно сроков обучения, ни в пространстве относительно места, ни относительно методов обучения, непрерывное образование объединяет образовательную деятельность и ресурсы в системе образования в целях достижения гармоничного развития потенциальных способностей личности и прогресса в преобразовании общества» (Материалы ЮНЕСКО).
Такой подход наиболее полно соответствует российским и мировым тенденциям общественного развития, а самое главное – интересам всех поколений горожан, которые на протяжении всей своей жизни должны иметь возможность удовлетворять свои потребности в обновлении ранее полученных знаний и опыта, в развитии своих потенциальных способностей и раскрытии талантов, в получении новых профессий.
Основными принципами непрерывного образования признаются: преемственность, гуманистический характер, интеграция, единство культурного и образовательного пространства, вариативность, доступность, обновление содержания, технологий.
9. Уточнение понятийного аппарата науки о развивающейся сфере образования; формирование языка, адекватно и полно отражающего используемые при программировании теории и методологии.
Принятые в Программе концептуальные идеи позволяют создать образ желаемого состояния системы образования до 2016 года, выработать предполагаемую структуру действий по развития системы непрерывного образования района.