Место муниципального хозяйства в системе хозяйственных отношений
Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо, прежде всего, установить родовое понятие слова «хозяйство», чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина «муниципальное хозяйство».
Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером вида деятельности и территории, на которой осуществляется эта деятельность. Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а само право государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависит от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов
С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно, с одной стороны выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений, т.е. собственник, а с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себекак признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъектаВ этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия, что такое «муниципальное хозяйство».
Первая группа исследователей рассматривает муниципальное хозяйство как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности, и подходит к решению вопроса с позиции кому принадлежит данная собственность.
Вторая группа исследователей относит кмуниципальному хозяйству совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного управления распространяются на все, хозяйствующие на его территории субъекты. По определению Л. А. Велихова, муниципальное хозяйство - это «деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения».
Поэтому в данном определении присутствует тот критерий, по которому можно развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.
Таким образом, муниципальное хозяйство – это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных или общественных потребностей населения. Из этого определения следует, что система местного самоуправления занимает особое место в государстве в силу своей общественно-государственной природы, и с этой точки зрения она выполняет две важнейшие функции:
· связь между государством и населением;
· связь между государством и мелким собственником.
В связи с этим очень важно определить отличие местного самоуправления от государственной власти, а муниципального хозяйства от государственного и частного. Являясь неотъемлемой частью государства, органы местного самоуправления, тем не менее, имеют особенности, отличающие их от органов государственной власти. Эти особенности были сформулированы Л. А. Велиховым в книге «Основы городского хозяйства», где он определил четыре основных принципа отличия органов местного самоуправления от органов государственной власти, вызванных общественным характером этой власти:
· самоуправление в отличие от государственной власти – власть подзаконная, действующая в пределах и на основании законов, принимаемых органами государственной власти;
· самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается;
· для реализации полномочий по этим предметам ведений местное самоуправление должно иметь местные ресурсы в виде самостоятельного бюджета и муниципальной собственности;
· власть требует обязательного наличия представительства населения, т. е. она выборна по своей природе.
Эти четыре принципа показывают, с одной стороны, отличие местного самоуправления от государственной власти, с другой стороны, неразрывную связь местного самоуправления с государственной властью в целом. Теперь зададимся вопросом, какие же черты государственной власти несет на себе местное самоуправление и муниципальное хозяйство?
Формирование органов местного самоуправления происходит с двух сторон, а именно: со стороны населения, которое поручает органам местного самоуправления исполнение определенных функций, и со стороны государства. В целом же компетенция органов местного самоуправления закрепляется законом. Иными словами, государство не только позволяет органам местного самоуправления исполнять часть общественных дел самостоятельно, но возлагает на него выполнение ряда собственных функций, что, как правило, сопряжено с постоянными контактами с населением. При этом особенно важно, то, что государство передаст не только функции, но и полномочия по принятию от его имени общеобязательных решений, оставляя за собой право контроля над исполнением по результатам деятельности.
Иначе говоря, местное самоуправление является производной от государственной власти, действующей с позволения, и в четко обозначенных государством и законом рамках. Особенности положения местного самоуправления в государстве и, прежде всего, его двойственная природа накладывают отпечаток и определяют особенности муниципального хозяйства.
В чем же суть этой двойственности местного самоуправления, применительно только к муниципальному хозяйству?
Муниципальное хозяйство с точки зрения ведения хозяйственной деятельности в значительной степени носит черты частного хозяйства, так как выступает на рынке как самостоятельный и, что особенно важно, равноправный субъект хозяйственной деятельности, и, следовательно, оно может самостоятельно использовать находящуюся в его распоряжении собственность, финансовые ресурсы и землю. Однако использовать все эти ресурсы органы местного самоуправления должны в целях выполнения общественных функций, возложенных на них.
С другой стороны, органы управления муниципальным хозяйством выступают в роли подрядчика, исполняющего государственные функции, которые оплачиваются государством. Прежде всего, это касается функций, исполнение которых невозможно централизованными государственными структурами. Это учет движения населения и собственности, организация повседневных контактов с населением по вопросам, отнесенным к ведению государства (например, социальное обеспечение). Организация подобной деятельности требует значительной регламентации со стороны государства и создает базу для эффективной деятельности самих органов государственной власти всех уровней.
Таким образом, муниципальное хозяйство отличается от государственного достаточно широкими правами в области хозяйственной деятельности и прежде всего в области распоряжения собственными ресурсами, а от частного хозяйства – общественным характером использования результатов деятельности.
Муниципальное хозяйство – это экономическая категория, выражающая экономические отношения между органами местного самоуправления, являющимися органом власти и субъектом хозяйственных отношений и вследствие этого имеющими двойственную природу, и субъектами хозяйственной и иной общественно значимой деятельности по поводу использования местных ресурсов в коллективных интересах территориальной общности.