Место финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

Финансы призваны обеспечить процесс воспроизводства с точки зрения обеспечения его финансовыми ресурсами. Причина появления финансов – потребности государства в ресурсах, обеспечивающих их деятельность.

Без финансов невозможно обеспечивать :

1) индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе;

2) регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики;

3) стимулировать быстрейшее внедрение достижений НТП;

4) удовлетворять другие потребности.

Финансовая деятельность обусловлена экономическими законами. Они определяют экономическую необходимость развития материального производства и удовлетворения личных потребностей членов общества. Их обеспечение связано с распределением общественного продукта в целях образования фондов возмещения средств производства, страховых и резервных фондов, фондов личного и общественного потребления. В условиях формирования и развития рынка необходимость финансов возрастает.

5. Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов.

Финансы – это экономические отношения, связанные формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечение условий расширенного воспроизводства.

Функции финансов конкретизируют их сущность и раскрывают содержание.

1) Накопительная (аккумулирующая). Выражается через процесс образования фондов денежных средств, необходимые для функционирования любой хозяйственной системы.

2) Распределительная. Проявляется через распределение национального дохода, когда формируются основные или первичные доходы (их сумма равна национальному доходу). Первичные доходы не образуют денежных фондов, достаточных для удовлетворения всех потребностей, т.е. необходимо дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода. В результате образуются вторичные или производственные доходы.

3) Контрольная. Финансы обладают способностью контролировать складывающиеся стоимостные пропорции. Контрольная функция проявляется в контроле над распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Дополнительные функции:

1) Стабилизационная. Должна обеспечивать все хозяйствующие субъекты и граждан стабильными экономическими отношениями.

2) Стимулирующая. Проявляется в том, что государство с помощью финансовых рычагов может оказывать целенаправленное воздействие на развитие финансовых отношений в нужном направлении.

3) Воспроизводственная. Обеспечивает сбалансированность материальных трудовых ресурсов и денежных средств на всех этапах простого и расширенного воспроизводства.

Типы финансовой политики.

Классическая политика.

Являлась основным типом финансовой политики большинства стран до конца 20-х годов XX века. Основывалась на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

Основные направления:

· невмешательство государства в экономику,

· сохранение свободной конкуренции,

· использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета. Система налогов должна была создать необходимые поступления средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства.

Система управления финансовой деятельность была проста и сосредотачивалась, как правило, в одном органе управления - министерстве финансов (казначействе).

Регулирующая финансовая политика.

Получила развитие во многих странах мира с конца 20-х XX века и действует претерпевая некоторые изменения в нынешнее время.

В ее основу были положены труды по экономической теории английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей.

· Она основывалась на вмешательстве и регулировании государством циклического развития экономики

· Основным инструментом вмешательства в экономику являлись государственные расходы

· Усложнилась налоговая система

· Одним из механизмов регулирования стал подоходный налог

· Широкое распространение получил государственный кредит, на основе которого проводилась политика дефицита финансов

· Изменялась система управления финансами (специализация государственных органов)

Планово-директивная финансовая политика.

Применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой.

Основана на государственной собственности на средства производства, что позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Ее цель :

· Обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у государства для их последующего перераспределения в соответствии с основными направлениями государственного плана.

· Создание инструментов при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти.

· Управление финансами осуществлялось из единого центра Министерства финансов, которое занималось всеми вопроса использования финансового механизма в народном хозяйстве.

Планово-директивная финансовая политика показала свою достаточно высокую эффективность в годы, когда требовалась максимальная концентрация финансовых ресурсов для финансирования чрезвычайных расходов государства (в годы Второй мировой войны, восстановления народного хозяйства и т.п.). В то же время использование такой финансовой политики в условиях нормального функционирования экономики привело к отрицательным последствиям: снижению эффективности производства, замедлению развития социальной сферы общества, резкому ухудшению финансового положения государства.

Наши рекомендации