Взаимосвязь хозяйственных циклов и циклов развития управленческих систем

Историческое развитие общественной жизни опиралось на последние изменения хозяйственной жизни. Усложнение экономических отношений носило циклический характер, заставляло пересматривать общественные отношения, приспосабливая их к изменившимся требованиям времени. Это проявлялось, прежде всего, в смене циклов хозяйственной жизни и систем государственной жизни.

Система государственного устройства более инертна, и ее изменение следует за накоплением критической массы экономических новаций и изменений. Лишь после этого происходит изменение системы государственного устройства, которая фиксирует и оформляет новый тип хозяйственного и государственного устройства. Так, на смену достаточно унифицированной системы хозяйственных отношений в родовой общине приходит товарное производство в рабовладельческих государствах, которое сменяется натуральным хозяйством, а затем рыночными отношениями.

Стремление к унификации и регулированию со стороны государства хозяйственных отношений явно просматривается в современной экономической политике наиболее развитых государств (США, Япония). Причем сама эта цикличность связана с природой хозяйственной жизни, поскольку для достижения определенного благополучия необходима концентрация ресурсов. Своеобразный способ инвестирования, который отличается от деятельности в рамках конкретного предприятия или отрасли лишь масштабно. При анализе соответствия между структурами управления обществом и формами хозяйственной жизни, существующей врамках данного цикла, можно отметить тот факт, что эти два явления тесно связаны между собой; Так, многовековое производство систем с ограниченностью хозяйственных взаимосвязей породило бюрократические административные системы управления, которые полностью соответствовали господствующим тогда отношениям. Кстати, сама борьба городов с феодалами и получение городами различных прав автономии в этот период также свидетельствует о том, что унифицированная бюрократическая система управления государством не соответствует типу хозяйственных отношений, существующих в эти периоды (товарное производство).

С другой стороны, период рабовладения, в течение которого связи и отношения были богаче, дает нам примеры как восточных деспотий (Египет, Китай), так и первых демократических республик (Древняя Греция; Древний Рим). На этих примерах наглядно видно, что природный фактор, а именно необходимость для земледелия на Востоке строительства сложнейших оросительных систем, требовал массового привлечения рабочей силы, а также и болеежестокой централизованной системы власти и системы насилия.

Все эти примеры позволяют сделать вывод о том, что система управления государством в целом и хозяйством в частности зависит отвида и типа хозяйства, как в рамках цикла, так и в рамках конкретной экономической системы государства.

§2. Основные факторы, определяющие особенности муниципального образования

Конституция Российской Федерации определила задачу органов местного самоуправления как решение вопросов местного значения, связанных с местом совместного проживания. Естественно, что структура этих вопросов, связанных с их регулированием, сложна и многогранна. На муниципальном уровне можно условно выделить следующие интересы совместного проживания:

· совместное использование ресурсов для производственной и любой хозяйственной деятельности;

· совместное использование социальной инфраструктуры;

· регулирование общественной жизни муниципального образования (общественный порядок, национальные отношения).

Перечисленные выше интересы совместного проживания определяются, прежде всего, характеристиками населенного места: это территория, население и инфраструктура, - а также ролью местного самоуправления, определенной его компетенцией.

Поэтому, для того чтобы выработать некоторые подходы к определению территории муниципального образования, необходимо дать характеристики объекта управления и субъекта управленческой деятельности.

Объект управления, т. е. место проживания, характеризуется сложившейся инфраструктурой, типом муниципального хозяйства, характеристикой субъектов хозяйственной деятельности, территорией и населением. Именно эти характеристики оказывают определяющее влияние на формирование интересов совместного проживания. Основными параметрами, характеризующими территорию внутри субъекта России, являются ее географические и хозяйственные факторы. Географические факторы многогранны, но интересны те из них, которые могут оказывать влияние на укрепление или разрыв совместных интересов.

Первым фактором, оказывающим определяющее влияние, являются территории и природные условия. При определении оптимальных географических показателей важно учитывать вопросы территориальной близости и возможность совместного использования природных ресурсов данной территории.

Вторым фактором, характеризующим место, являются совместные интересы в хозяйственной деятельности, которые могут выражаться как в совместном использовании природных ресурсов, так и в однотипности производства, осуществляемого на данной территории, либо его взаимодополняемость в рамках единого производственного цикла.

Третьим фактором, определяющим характеристику места, является форма расселения населения на данной территории и его социальные характеристики.

Четвертым фактором, характеризующим объект управления, является учет инфраструктурного единства территории, чрезвычайно важного при определении характеристик территории муниципального образования.

Однако само определение особенности территорий должно рассматриваться, прежде всего, с позиции тех задач, которые государство возложило на органы местного самоуправления, поэтому от объема предметов ведения и полномочий напрямую зависит оптимальность размера территории.

Кроме того для определения территории МО необходимо уточнить характеристики субъекта управления, поскольку именно в них определяется цель деятельности МО.

Наши рекомендации