Лексико-синтаксический и лексико-семантический
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ
При лексико-синтаксическом способе (или сращении, слиянии) слова образуются из словосочетания путем слияния слов последнего в одно слово: сумасшедший – с ума сшедший, быстрорастворимый – быстрорастворимый, сейчас – сей час.
Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, отличаются от слов, образованных способом сложения, тем, что полностью повторяют морфемный состав словосочетаний, на базе которых они возникли.
При лексико-семантическом способе слово образуется в результате расщепления многозначного слова на слова-омонимы: охота (выслеживание зверей, птиц с целью их умерщвления или ловли) – охота (желание), титан (большой бак для нагревания воды) – титан (гигант, героическая личность; человек, обладающий огромными творческими способностями).
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР
Словообразовательный разбор предполагает установление, от какого производящего слова (т. е. слова, от которого образовано другое слово) с помощью каких словообразовательных средств и каким способом образовано производное слово (т. е. слово, которое образовалось). Например, слово лесник образовано от основы слова лес суффиксальным способом: лесник–лес. Найти слово, от которого образовано данное, поможет определение лексического значения производного слова: лесник — человек, который охраняет лес.
Словообразовательному анализу подвергаются только производные слова. Непроизводные слова не являются объектом словообразовательного анализа.
Основа того слова, от которого образовано данное, называется производящей. Она может быть производной и непроизводной:береговой – берег (берег– непроизводная производящая основа), карьеристский – карьерист(карьерист– производная производящая основа).
Для проведения словообразовательного анализа желательно поставить слово в начальную форму:
убежал — форма отубежать; убежать – бежать (пристав.).
Словообразование нужно отличать от формообразования. Перерисовал — это форма прошедшего времени глагола перерисовать, здесь суффикс -л- служит для образования не нового слова, а формы слова. Словообразовательный же разбор данного слова будет таким: перерисовать «- рисовать (пристав.).
При словообразовательном разборе необходимо учитывать закономерности словообразовательного процесса. Например:
1. Производящее слово должно быть ближайшим по форме к производному: незаметный – заметный (не от «заметить»), расчудесный –чудесный (не от «чудеса»).
2. В образовании нового слова обычно участвуют только разные морфемы: приставка и суффикс (приставочно-суффиксальный способ), приставка и постфикс (приставочно-постфиксальный способ), суффикс и постфикс (суффиксально-постфиксальный способ),
приставка, суффикс и постфикс (приставочно-суффиксально-постфиксальный способ) и т. д. Поэтому, например, слово обезболить образовано от слова боль не при помощи двух приставок (о-, без-) и суффикса -и- (нет приставочно-приставочно-суффиксального способа), а при помощи приставки обез- и суффикса -и- (приставочно-суффиксальным способом). Слово подберезовик образовано от слова береза не при помощи приставки под- и двух суффиксов (-ое-, -ик) (нет приставочно-суффиксально-суффиксального способа), а при помощи приставки под- и суффикса -овик(приставочно-суффиксальным способом).
3. Если слово образовано приставочным, постфиксальным или приставочно-постфиксальным способом, часть речи остается той же: некрасивый–красивый, мыться–мыть, кто-то – кто, вдуматься – думать. При этом приставка и постфикс присоединяются не к производящей основе, а к целому самостоятельному слову.
4. Если при образовании слова морфемным способом изменилась часть речи, значит, в словообразовании участвовал суффикс (один либо в сочетании с другими морфемами): яблочный – яблоко, снизить – низкий. При этом суффикс может быть нулевым: синьо–синий (нулевая суффиксация), безусоый–ус (приставочно-суффиксальный способ (нулевой суффикс)), белобородоый– белая + борода (сложно-суффиксальный способ (нулевой суффикс)).
5. Существительные, обозначающие лиц женского пола, обычно образуются от соответствующих им существительных, обозначающих лиц мужского пола: учительница –учитель,молчунь[й'а] – молчун.
6. Существительные, обозначающие опредмеченное качество, признак, как правило, образуются от соответствующих прилагательных: зеленьо–зеленый, доброта –добрый.
7. Существительные, обозначающие опредмеченные действия, состояния, как правило, образуются от соответствующих глаголов: бего–бежать, ожидани[йэ] – ожидать.
8. Основа изменяемых существительных всегда оканчивается на согласный, поэтому словообразовательный разбор слов типа отстаивание необходимо
оформлять так: отстаивани[йэ] – отстаивать.
9. Сложные существительные могут быть образованы от уже имеющихся сложных прилагательных: полноводность–полноводный (суффиксальный способ). Сложные прилагательные могут быть образованы от уже имеющихся сложных существительных: железобетонный – железобетон(суффиксальный способ).
10. Глаголы с суффиксами -ва-, -ива-, -ыва- чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов, при этом суффикс -ва- обычно ударный: разливать– разлить, обувать – обуть, навеивать – навеять, обвешивать –обвесить, замариновывать – замариновать.
11. Наречия на -о, -е образуются преимущественно от соответствующих им прилагательных: бесстрашно – бесстрашный, вызывающе– вызывающий.
12. Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами обычно образуются от слов этой части речи без данных суффиксов: пробежечка– пробежка, тихонько – тихо.
13. Иногда непроизводные слова могут иметь основу, состоящую не только из корня: дышать.
14. Необходимо учитывать, что большинство производных слов русского языка относится к 1– 4-й ступеням словообразования:
1-я ступень: каминный – камин.
2-я ступень: каменистость – каменистый – камень.
3-я ступень: покраснени[й'э]– покраснеть– краснеть – красный.
4-я ступень: неподдельность–неподдельный– поддельный – подделать – делать.
Производные слова 5– 6-й ступени встречаются редко: примиренчески–примиренческий – примиренец– примирени[йэ] – примирить – мирить –мир.
15. Иногда существуют несколько вариантов образования одного и того же слова: 1) накрахмаливаться–накрахмаливать (постфиксальный);2) накрахмаливаться – накрахмалиться(суффиксальный).
Последовательность словообразовательного разбора
1. Определить, какой частью речи является слово, поставить его в начальную форму (причастие, деепричастие — в форму инфинитива).
2. Определить слово, от которого образовалось данное, выделить производящую основу.
3. Определить, при помощи каких словообразовательных средств образовалось данное слово, выделить их.
4. Определить способ образования слова.
5. Указать (при устном разборе) процессы, сопровождающие словообразование (чередование гласных и согласных, усечение производящей основы, наложение морфем и т.д.).
Образец письменного словообразовательного разбора
Дверной – дверь (суффикс.).
Выписал, н.ф. – выписать; выписать – писать (прист.).
Оценив (дееприч.) – форма глагола «оценить»; оценить – ценить (прист.).
Грузоподъёмный – груз + подъём (сложно-суффикс.).
Уютная гостиная; гостиная (существ.) – гостиная (прилаг.) (морфолого-синтаксич.).
МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР
Морфемный разбор (разбор слова по составу) предполагает установление морфемного состава конкретного слова.
Основой правильного морфемного разбора слова является составление словообразовательной цепочки от «конца» к «началу», т. е. определение ряда однокоренных слов, в котором каждое последующее является производящим дляпредыдущего, например: 1) обледенени[йэ] – обледенеть–леденеть – лед; об/лед/ене/ний/э]; 2) обезболивать – обезболить – боль;обез/бол/ива/ть.
Служебные части речи обычно не подвергаются морфемному разбору.