Лексико-синтаксический и лексико-семантический

СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ

При лексико-синтаксическом способе (или сра­щении, слиянии) слова образуются из словосочета­ния путем слияния слов последнего в одно слово: сумасшедший – с ума сшедший, быстрораствори­мый – быстрорастворимый, сейчас – сей час.

Слова, образованные лексико-синтаксическим способом, отличаются от слов, образованных спосо­бом сложения, тем, что полностью повторяют морфемный состав словосочетаний, на базе которых они возникли.

При лексико-семантическом способе слово обра­зуется в результате расщепления многозначного сло­ва на слова-омонимы: охота (выслеживание зверей, птиц с целью их умерщвления или ловли) – охота (желание), титан (большой бак для нагревания воды) – титан (гигант, героическая личность; че­ловек, обладающий огромными творческими способ­ностями).

СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РАЗБОР

Словообразовательный разбор предполагает уста­новление, от какого производящего слова (т. е. слова, от которого образовано другое слово) с помощью каких словообразовательных средств и каким способом обра­зовано производное слово (т. е. слово, которое образо­валось). Например, слово лесник образовано от осно­вы слова лес суффиксальным способом: лесник–лес. Найти слово, от которого образовано данное, поможет определение лексического значения производного сло­ва: лесник — человек, который охраняет лес.

Словообразовательному анализу подвергаются только производные слова. Непроизводные слова не являются объектом словообразовательного анализа.

Основа того слова, от которого образовано данное, называется производящей. Она может быть произ­водной и непроизводной:береговой – берег (берег– непроизводная производящая основа), карьерист­ский – карьерист(карьерист– производная про­изводящая основа).

Для проведения словообразовательного анализа желательно поставить слово в начальную форму:

убежал — форма отубежать; убежать – бежать (пристав.).

Словообразование нужно отличать от формообра­зования. Перерисовал — это форма прошедшего вре­мени глагола перерисовать, здесь суффикс -л- слу­жит для образования не нового слова, а формы сло­ва. Словообразовательный же разбор данного слова будет таким: перерисовать «- рисовать (пристав.).

При словообразовательном разборе необходимо учитывать закономерности словообразовательного процесса. Например:

1. Производящее слово должно быть ближайшим по форме к производному: незаметный – заметный (не от «заметить»), расчудесный –чудесный (не от «чудеса»).

2. В образовании нового слова обычно участвуют только разные морфемы: приставка и суффикс (приставочно-суффиксальный способ), приставка и пост­фикс (приставочно-постфиксальный способ), суффикс и постфикс (суффиксально-постфиксальный способ),
приставка, суффикс и постфикс (приставочно-суффиксально-постфиксальный способ) и т. д. Поэтому, напри­мер, слово обезболить образовано от слова боль не при помощи двух приставок (о-, без-) и суффикса -и- (нет приставочно-приставочно-суффиксального способа), а при помощи приставки обез- и суффикса -и- (приставочно-суффиксальным способом). Слово подберезовик образовано от слова береза не при помощи приставки под- и двух суффиксов (-ое-, -ик) (нет приставочно-суффиксально-суффиксального способа), а при помощи приставки под- и суффикса -овик(приставочно-суффиксальным способом).

3. Если слово образовано приставочным, постфиксальным или приставочно-постфиксальным спосо­бом, часть речи остается той же: некрасивый–красивый, мыться–мыть, кто-то – кто, вдуматься – думать. При этом приставка и постфикс при­соединяются не к производящей основе, а к целому самостоятельному слову.

4. Если при образовании слова морфемным спо­собом изменилась часть речи, значит, в словообра­зовании участвовал суффикс (один либо в сочетании с другими морфемами): яблочный – яблоко, сни­зить – низкий. При этом суффикс может быть нулевым: синьосиний (нулевая суффиксация), безусоый–ус (приставочно-суффиксальный способ (нулевой суффикс)), белобородоый– белая + борода (сложно-суффиксальный способ (нулевой суффикс)).

5. Существительные, обозначающие лиц женско­го пола, обычно образуются от соответствующих им существительных, обозначающих лиц мужского по­ла: учительница –учитель,молчунь[й'а] – молчун.

6. Существительные, обозначающие опредмеченное качество, признак, как правило, образуются от соответствующих прилагательных: зеленьозеленый, доброта –добрый.

7. Существительные, обозначающие опредмеченные действия, состояния, как правило, образуются от соответствующих глаголов: бегобежать, ожидани[йэ] – ожидать.

8. Основа изменяемых существительных всегда оканчивается на согласный, поэтому словообразова­тельный разбор слов типа отстаивание необходимо
оформлять так: отстаивани[йэ] – отстаивать.

9. Сложные существительные могут быть образо­ваны от уже имеющихся сложных прилагательных: полноводность–полноводный (суффиксальный спо­соб). Сложные прилагательные могут быть образо­ваны от уже имеющихся сложных существительных: железобетонный – железобетон(суффиксальный способ).

10. Глаголы с суффиксами -ва-, -ива-, -ыва- чаще всего образуются от соответствующих им глаголов без данных суффиксов, при этом суффикс -ва- обыч­но ударный: разливать– разлить, обувать – обуть, навеивать – навеять, обвешивать –обвесить, замариновывать – замариновать.

11. Наречия на -о, -е образуются преимущественно от соответствующих им прилагательных: бесстраш­но – бесстрашный, вызывающе– вызывающий.

12. Слова с уменьшительно-ласкательными суф­фиксами обычно образуются от слов этой части речи без данных суффиксов: пробежечка– пробежка, тихонько – тихо.

13. Иногда непроизводные слова могут иметь основу, состоящую не только из корня: дышать.

14. Необходимо учитывать, что большинство производных слов русского языка относится к 1– 4-й ступеням словообразования:

1-я ступень: каминный – камин.

2-я ступень: каменистость – каменистый – ка­мень.

3-я ступень: покраснени[й'э]– покраснеть– краснеть – красный.

4-я ступень: неподдельность–неподдельный– поддельный – подделать – делать.

Производные слова 5– 6-й ступени встречаются редко: примиренчески–примиренческий – прими­ренецпримирени[йэ] – примирить – мирить –мир.

15. Иногда существуют несколько вариантов об­разования одного и того же слова: 1) накрахмали­ваться–накрахмаливать (постфиксальный);2) накрахмаливаться – накрахмалиться(суффик­сальный).

Последовательность словообразовательного разбора

1. Определить, какой частью речи является сло­во, поставить его в начальную форму (причастие, дее­причастие — в форму инфинитива).

2. Определить слово, от которого образовалось данное, выделить производящую основу.

3. Определить, при помощи каких словообразова­тельных средств образовалось данное слово, выде­лить их.

4. Определить способ образования слова.

5. Указать (при устном разборе) процессы, сопро­вождающие словообразование (чередование гласных и согласных, усечение производящей основы, нало­жение морфем и т.д.).

Образец письменного словообразовательного разбора

Дверной – дверь (суффикс.).

Выписал, н.ф. – выписать; выписать – писать (прист.).

Оценив (дееприч.) – форма глагола «оценить»; оценить – ценить (прист.).

Грузоподъёмный – груз + подъём (сложно-суффикс.).

Уютная гостиная; гостиная (существ.) – гос­тиная (прилаг.) (морфолого-синтаксич.).

МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР

Морфемный разбор (разбор слова по составу) предполагает установление морфемного состава кон­кретного слова.

Основой правильного морфемного разбора слова является составление словообразовательной цепочки от «конца» к «началу», т. е. определение ряда однокоренных слов, в котором каждое последующее является производящим дляпредыдущего, например: 1) обледенени[йэ] – обледенеть–леденеть – лед; об/лед/ене/ний/э]; 2) обез­боливать – обезболить – боль;обез/бол/ива/ть.

Служебные части речи обычно не подвергаются морфемному разбору.

Наши рекомендации