Тема:Значение слова. Части речи. Состав слова. Звуки и буквы.

Цели:обобщить знания о составе слова, об однокорен­ных словах, частях речи; развивать умения соотносить звук и букву, классифицировать звуки: повторить правописание гласных в корне слов.

Организационный момент

Минутка чистописания

____________________________________

¾ Пропишите сочетания букв и узор.

____________________________________

¾ Прочитайте слова. Каким образом сочетания букв и узор связаны со словами ручка, тетрадь, карандаш? Как пишутся со­четания чк-чн? Как проверить правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова? Запишите слова. Подчеркни­те орфограммы. Слово тетрадь пришло из греческого языка и бу­квально означает вчетверо сложенный лист (тетра в переводе с греческого — четыре).

____________________________________

¾ Прочитайте слова. К каждому слову поставьте вопрос. Ка­кой частью речи являются эти слова? Соедините стрелками слова-прилагательные со словами ручка,тетрадь, карандаш, чтобы получились словосочетания. Запишите слова. Выделите окончания.

____________________________________

¾ Прочитайте, Какой частью речи являются эти слова? Поче­му не пишет написано раздельно? Назовите слова с приставками. Объясните написание приставок с-, за-. Запишите слова. Выде­лите приставки. Устно составьте предложения со словами-глаголами и словами-существительными, записанными ранее.

Сообщение темы и целей урока

Повторение изученного в 3 классе

Актуализация знаний уча­щихся о прямом и переносном значении слов, повторение информации о частях речи.

Выполнение упр. 7 (устно)

Закрепление сведений о прямом и переносном зна­чении слова, повторение сведений о связи имен прилага­тельных с существительными. Составление и запись предложений со словами в прямом и переносном значении(упр. 8)

Актуализация знаний учащихся о грамматических признаках глаголов, закрепление уме­ний выделять словосочетания, которые состоят из глаго­лов и имен существительных с предлогами и без них.

Выполнение упр. 9 (с комментированием)

Выполнение упр. 10

Чтение текста "Кому что дарить?"

Проверка пони­мания текста учащимися с помощью вопросов

Коллективное определение основной мысли текста, которая выражена в последнем предложе­нии.

Раз­бор по составу слова подарки.

Выполнение грамматического задания. Оно выпол­няется самостоятельно, с последующей взаимопроверкой.

Подведение итогов урока

6. Домашнее задание: упр. 11

__________________________

Самостоятельная работа по теме «Повторение»

Вариант 1

1. Поставь в конце предложений необходимые знаки препинания.

Книга – источник знаний

Любишь ли ты читать книги

Обращайся с книгами бережно

2. Раздели текст на предложения, поставьте в конце предложений нужный знак. В начале предложения малую букву исправь на большую.

Высоко в небе потянулись журавлиные стаи печальными криками прощаются они с родиной журавли будут зимовать в тёплой Африке

3. Зачеркни в каждом столбике лишние слова:

Имена существительные Имена прилагательные Глаголы
зима перьевой купается
зимний перистые купание
зимушка оперится купать

4. Разбери слова по составу.

Лётчик, полёт, перелётные.

5. Подчеркни выражения, употреблённые в переносном значении.

Золотые руки, злой волк, щёки горят, часы спешат, барабанщик барабанит.

Самостоятельная работа по теме «Повторение»

Вариант 2

1. Поставь в конце предложений необходимые знаки препинания.

Расскажи про свой первый школьный день

Как зовут твою учительницу

Овладевайте знаниями, ребята

2. Раздели текст на предложения, поставьте в конце предложений нужный знак. В начале предложения малую букву исправь на большую.

Высоко в небе слышится грустное курлыканье журавлей из-за деревьев показался журавлиный треугольник впереди вожак – самый опытный журавль

3. Зачеркни в каждом столбике лишние слова:

Имена существительные Имена прилагательные Глаголы
лес лесной ходьба
лесной лесистый ходить
лесок лесник проходит

4. Разбери слова по составу.

Моряк, морской, заморский.

5. Подчеркни выражения, употреблённые в переносном значении.

Золотые серьги, злой ветер, часы идут, барабанит дождь, дети убежали.

Дополнительный материал

Игра «Угадай слово»

Рифмованные шарады

Корнем с дорогой родится,
В сборе приставка таится,

Суффикс как в слове дневник.

Целым же в космос проник. (Спутник.)

Мой корень — родственник сраженья,

Приставка — в слове заявленье,
В наборщике есть суффикс мой,
А весь — тружусь я под землей. (Забойщик.)

Корень мой находится в цене.

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали.

Весь же — в дневнике я и в журнале.(Оценка.)

Корень извлечь из начинки несложно,

Приставка в сосуде хранится надежно,

Суффикс в гудении явно услышишь,

Вместе — на темы различные пишешь. (Сочинение.)

В списке вы мои обнаружите корень,

Суффикс — в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете

В целом — по мне на уроки пойдете. (Расписание.)

— Запишите слова, разберите их по составу.

Наши рекомендации