Сектор содействия трудоустройству выпускников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Сектор содействия трудоустройству выпускников
Как искать работу
выпускнику университета
Вологда
УДК 331.53:378(0.76)
Как искать работу выпускнику университета: методические рекомендации для студентов ВоГУ И.В. Борисова, Л.В. Трусова. – Вологда: ВоГУ, 2017. – 21 с.
В методических рекомендациях «Как искать работу выпускнику университета» рассмотрены методы поиска работы и реального трудоустройства студентов и выпускников, правила составления резюме, анкеты, сопроводительного письма.
Методические рекомендации предназначены для студентов Вологодского государственного университета.
Составители:
начальник сектора содействия трудоустройству выпускников Трусова Л.В. , менеджер сектора содействия трудоустройству выпускников Борисова И.В.
Рецензент: канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента Вологодского государственного университета М.В. Ступина
Содержание
Введение……………………………………………………………..…………….4
1. Подготовьтесь как следует к поиску работы…….…………………………..6
2. Определите свое реальное положение на рынке труда ……………...………6
3. Планирование поиска работы…………………………………………..…….6
3.1 Правила составления резюме…………………………………………...……6
3.2 Правила написания сопроводительного письма…………………………...10
3.3 Анкета при приеме на работу……………………………………………..…11
4. Источники информации для поиска вакансий………………………………..11
4.1 Непосредственное обращение к работодателю………...………………….12
4.2 СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение……………………………….12
4.3 Сеть Интернет…………………………………………………….………....13
4.4 Знакомые, друзья, родственники……………………………………………14
4.5 Кадровые агентства………………………………………………………….15
4.6 Выставки, ярмарки рабочих мест……………………………………………16
4.7 Служба занятости…………………………………………………………….16
5. Подготовка и прохождение собеседования……………………………………17
6. Принятие решения и заключение контракта……………….………………….19
Заключение…………………………………………………………………………20
Введение
Успешность трудоустройства выпускников вузов является одним из показателей функционирования системы высшего образования, рынка труда и экономики в целом. Она во многом зависит от того, насколько продуктивен будет процесс подготовки и приспособления выпускников вузов к выходу на рынок труда. Вместе с тем, отечественный и зарубежный опыт показывают, что значительное количество выпускников испытывает серьёзные трудности при переходе от учебы к работе, оказывается занятым на неквалифицированных местах или остается без работы.В связи с этим необходимо включить в содержание образования молодёжи знания и умения продвижения себя на рынке труда. Делая карьеру в рыночных условиях, молодой человек выступает как создатель и продавец своей рабочей силы, поэтому ему необходимы знания конъюнктуры рынка труда, его законов и методов работы на нём.
Уважаемые студенты! Сейчас вы учитесь в высшем учебном заведении, чтобы получить специальность, с помощью которой будете обеспечивать себя и свою семью. Однако в нашей жизни недостаточно быть профессионалом, нужно ещё и суметь правильно найти место в мире труда, уметь устроиться на хорошую работу, знать свои права как работника и добиваться их соблюдения. Методические рекомендации «Как искать работу выпускнику университета» предназначены для того, чтобы вы научились ориентироваться на рынке труда, планировать свою собственную профессиональную карьеру, получили представление о том, как грамотно искать работу и общаться с работодателем.
Методические рекомендации «Как искать работу выпускнику университета» предназначены для:
- формирования навыков уверенного поведения в меняющихся социально-экономических условиях, развитие самостоятельности, инициативности, способности к успешному самоопределению в обществе;
- подготовки выпускников к успешной адаптации на рынке труда, повышению социально-профессиональной мобильности на рынке труда, к эффективной реализации профессиональной карьеры;
- практического освоения методов поиска работы и реального трудоустройства, отработка навыков самопрезентации (резюме, анкета, собеседование).
Поиск работы - активная душевная, умственная, информационно-поисковая, коммуникативная деятельность по подбору наиболее подходящего варианта работы. Удачный поиск работы заканчивается процедурой трудоустройства. Процесс поиска работы включает в себя несколько этапов, которые далее и рассмотрим.
Правила составления резюме
Резюме – это визитная карточка, инструмент, с помощью которого соискатель может воздействовать на работодателя задолго до личной встречи. Оно дает возможность продемонстрировать соискателю свои сильные стороны, рассказать о достижениях, успехах, навыках, наработанном опыте. По этому документу, как правило, о Вас складывается первое впечатление.
Цель резюме:
- привлечь внимание работодателя к своей кандидатуре;
- убедить его, что вы являетесь одним из самых подходящих претендентов на существующую вакансию;
- способствовать приглашению вас на собеседование.
Структура резюме:
1. Персональная информация. Должна содержать фамилию, имя и отчество, дату рождения, контактную информацию. Укажите домашний и мобильный телефоны, адрес электронной почты.
2. Желаемая должность. В компании может быть открыто несколько вакансий, поэтому лучше укажите должность, на которую претендуете.
3. Основное образование. Укажите годы начала и окончания учебы, полное название учебного заведения, полученную специальность. Если у Вас нет опыта работы, лучше подробно описать ход и результаты учебы и указать места прохождения практики. В разделе образование (помимо основного) указывайте только те курсы и тренинги, которые отвечают намеченной цели. Укажите научные проекты, курсовые, дипломные работы, если темы соответствуют сфере будущей занятости.
4. Опыт работы. Лучше всего представить последовательность перехода с одной должности на другую в обратном порядке. Указывайте даты с точностью до месяца. Акцентируйте внимание работодателя на том опыте, который соответствует Вашей теперешней цели. Вы должны показать, что умеете работать и добиваться результатов.
Если Вам не хватает опыта работы по специальности, необходимо включить в резюме весь опыт работы:
- производственную практику на старших курсах;
- летнюю работу;
- помощь преподавателям в вузе;
- частную предпринимательскую деятельность;
- временную работу в проектах;
- неоплачиваемую работу (возможно, участие в организации конференций, работу в общественных или благотворительных организациях).
5. Дополнительные сведения. Рассказывайте только о том, что может пригодиться для выполнения соответствующих должностных обязанностей: личные качества, знание компьютерных программ, деловые связи, владение иностранными языками, водительские права, наличие автомобиля, готовность к командировкам и ненормированному рабочему дню.
Включите в резюме всю позитивную информацию!Обязательно укажите технические навыки и навыки работы с программами ПК.
6. Личные качества. Описывая свои личные качества, пишите о тех, которые адекватны желаемой должности.
7. Рекомендации. Если Вы на хорошем счету в своем образовательном учреждении, то можете указать в качестве рекомендателя преподавателя. В этом случае уместно указать ФИО, должность, научные звания рекомендателя и координаты для связи с ним. Если Вы указали подобную информацию в резюме, заранее побеспокойтесь о рекомендательном письме.
Исключите незначимую информацию. Если в объявлении о вакансии не было особого требования, не присоединяйте к резюме рекомендательные письма, копию вкладыша диплома или сертификатов.
Основные требования к стилю написания резюме: краткость, конкретность, активность. Постарайтесь разместить весь объем информации на одной странице (А4), но не перегружайте ее. Резюме должно быть напечатано без ошибок, разборчивым простым шрифтом (шрифт Times New Roman или Arial, размер шрифта 12-14 пунктов).
Для расставления акцентов в резюме лучше использовать полужирный шрифт (не курсив, не подчеркивание).
Для каждой новой должности и предприятия с особыми условиями труда составляйте новое резюме.
Пример
Петров Сергей Иванович
Дата рождения: 12.07.1986
Дом. адрес: 160000, Вологда, ул. 60 лет Октября, д.25, кв.105
Контактные телефоны: (8172)33-44-84 (дом.), 8-950- 185-66-15 (моб.)
E-mail: petrov @yandex.ru
Образование:высшее.
Выпускник Вологодского государственного университета.
Годы учебы: 2012-2016 гг.
Экономический факультет
Направление: менеджмент организации.
Профессиональный опыт:
Продавец – консультант.
Должностные обязанности: поддержание и формирование ассортимента строительных материалов, выписка материалов со склада, консультирование клиентов по всему ассортименту стройматериалов, оформление заявок.
ООО «Русский градус».
Торговый представитель.
Должностные обязанности: поддержание товарного ассортимента в магазинах на вверенной территории, работа с существующей базой и создание новой, мониторинг конкурентов, мерчендайзинг.
Дополнительные навыки:
Знание программ: Windows, MS Office. Работа с Internet. Умение работать с электронной почтой, с офисной техникой.
Личные качества:
Высокая работоспособность, настойчивость в достижении цели, честность, грамотная речь, коммуникабельность, активная жизненная позиция, креативное мышление, целеустремлённость, мобильность, стремление к обучению, к личностному и профессиональному росту. Опыт прямых продаж и работы с людьми.
Готовность к командировкам:да.
Пожелания к будущей работе: Работа по специальности в должности менеджера в сфере торговли. Минимальная оплата труда – от 15000 рублей.
Анкета при приеме на работу
Анкета – документ, который позволяет работодателю структурировать личную и профессиональную информацию о вас, получить дополнительные сведения, которые по каким-то причинам не нашли отражения в резюме. К сведениям, содержащимся в анкете, кадровый специалист обращается неоднократно в процессе планирования обучения и повышения квалификации персонала, подготовки аттестации, составления списков резерва, статистической отчетности и т.п. Так что, если вы планируете дальнейший профессиональный и карьерный рост, в ваших интересах серьезно подойти к сообщению своих анкетных данных.
Советы по заполнению анкеты:
1. Сосредоточенно прочитайте все вопросы от начала до конца и подберите документы, которые вам понадобятся: паспорт, диплом, свидетельства о повышении квалификации, трудовую книжку, водительские права и т.п.
2. Исправления при заполнении анкеты крайне нежелательны. Они красноречиво свидетельствуют о вашей невнимательности и неаккуратности. Прежде, чем приступить к заполнению анкеты, потренируйтесь на черновике.
3. Обратите внимание, что в конце большинства анкет отведено место для указания даты ее заполнения и личной подписи. Не пропускайте эти позиции.
4. В анкете приводится только достоверная информация. Некоторые позиции заполняются строго в соответствии с документами. Указанные вами сведения, скорее всего, будут проверяться кадровым специалистом. Причем некоторые кадровики предпочитают делать это в присутствии кандидата на должность, сопровождая проверку вопросами, уточнениями и замечаниями. Столкнувшись с большим количеством неточностей в заполненной вами анкете, кадровый специалист может заподозрить вас в желании скрыть некую личную и профессиональную информацию.
5. При заполнении анкеты от вас требуется подтвердить серьезность своих намерений и еще раз доказать, что вы достойны получить работу.
Сеть Интернет
Информационные ресурсы государственной службы занятости населения:
- федеральная государственная информационная система "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" WWW.gosuslugi.ru;
- информационный портал Федеральной службы по труду и занятости "Работа в России" WWW.trudvsem.ru;
- сайт Правительства Вологодской области/Биржа труда www.vologda-oblast.ru;
- интернет-сайт Департамента труда и занятости населения Вологодской области www.depzan.info;
- портал службы занятости населения Вологодской области: занятость35.рф;
- специализированные сайты по поиску работы: www.job.ru, www.headhunter.ru, www.joblist.ru.
На сайтах можно не только найти вакансии, но и оставить свое резюме, получив возможность найти работу не только в своем регионе. Также можно найти описания должностных инструкций того или иного специалиста.
Сайты компаний-работодателей содержат самые свежие перечни вакансий, формы заявок на стажировку. По электронной почте Вы можете также отправить свое резюме и сопроводительное письмо.
Тот, кто в первый раз обращается к INTERNET в поисках работы, почти всегда испытывает разочарование. Результаты оказываются хуже, чем ожидалось. Причина чаще всего в том, что человек не знает, как сформировать свой запрос. Самый эффективный путь - составить запрос, вставив в него 2-3 слова, характерных для профессиональной лексики по интересующей профессии или специальности. Не надо давать сложных определений или наоборот слишком узких, конкретных названий своей специальности. Наиболее целесообразно искать работу через INTERNET в том случае, если вы:
- имеете дома или на работе персональный компьютер, подключенный к
сети INTERNET ;
- являетесь специалистом высокой квалификации.
При этом поиск работ становится более удобным благодаря тому, что:
- вы можете искать вакансии, сообщать информацию о себе и устанавливать контакты с работодателем, не выходя из-за рабочего стола;
- вы легко можете искать работу в другом городе или даже другой стране;
- вы можете общаться с работодателем, находящимся в любой точке мира, при этом делать это более быстро, надежно и дёшево, чем с помощью телефона или факса;
- информация, которую вы размещаете о себе, доступна для широкого круга пользователей круглосуточно, хранится сколь угодно долго и обходится дешевле, чем использование платных объявлений в других средствах массовой информации.
Кадровые агентства
Прежде чем обращаться в коммерческую фирму, занимающуюся трудоустройством, стоит обдумать и оценить два момента.
Во-первых, какова ваша конкурентоспособность на рынке труда? Иными словами, обладаете ли вы такой профессией/специальностью или какими-то другими качествами, что фирме будет выгодно вами заниматься.
Во-вторых, что это за фирма? Понятно, что если такое агентство недавно начало свою деятельность, то можно предполагать, что банк вакансий у них невелик и, следовательно, ваши деньги будут потрачены без толку. В то же время стоит поинтересоваться - сколько вам будет стоить трудоустройство в той или иной фирме, потому что разброс цен здесь очень велик и, возможно, небольшая фирма найдет вам работу за приемлемую цену.
При оценке коммерческих фирм в сфере занятости следует интересоваться, как долго существует эта фирма. Рынок труда очень динамичен, и если коммерческая фирма удержалась на нем полтора-два года, то это хороший признак.
Кроме того, следует выяснить, имеет ли фирма лицензию на право предоставления услуг в сфере трудоустройства безработных граждан и незанятого населения. Лицензия выдается фирме на определенный срок и является гарантией качества предоставляемых услуг.
Большинство кадровых агентств заинтересовано в подборе специалистов среднего и высшего звена. Вместе с тем, обладая опытом работы от года и законченным высшим образованием, Вы становитесь привлекательным и для кадровых агентств.
Необходимо помнить, что существует два основных типы кадровых агентств:
1. Агентства по подбору персонала (рекрутинговые агентства). Выполняют оплачиваемые клиентом, компаниями-работодателями, заказы на поиск и отбор персонала. Обязательств по трудоустройству соискателей такое агентство на себя не берет.
2. Агентства по трудоустройству. В той или иной форме берут плату с соискателей, обратившихся в агентство за помощью в трудоустройстве. А компаниям-работодателям предлагаются бесплатные услуги по подбору персонала.
Служба занятости
Здесь Вы сможете воспользоваться информационным банком вакансий, узнать новости рынка труда. Получить индивидуальную консультацию, пройти профессиональное тестирование. Услуги государственные центры занятости оказывают бесплатно.
Федеральная служба занятости имеет региональные органы, городские и районные (окружные) в городах - центры (бюро) занятости, сельские и межрайонные отделения, учебно-методические центры и центры профориентации и психологической поддержки.
Учебные и учебно-методические центры создаются для того, чтобы содействовать трудоустройству безработных граждан и незанятого населения; обеспечивать их профессиональную подготовку, переподготовку, обучение вторым (смежным) профессиям, специальностям, повышение квалификации по профессиям, специальностям, видам деятельности, которые пользуются спросом на рынке труда.
Центры профориентации и психологической поддержки оказывают консультационные услуги всем группам населения, включая выпускников школ, женщин, возвращающихся на рынок труда, граждан, находящихся под угрозой высвобождения, и безработных, по подбору подходящего места работы в соответствии с индивидуальными потребностями, возможностями и психологическим состоянием клиента.
Итак, что же представляет государственная служба занятости? Прежде всего, служба занятости:
- ведет учет свободных рабочих мест и граждан, нуждающихся в трудоустройстве;
- информирует о возможностях трудоустройства, содействует выбору подходящей работы гражданами и подбору работников работодателями;
- сохраняет и создает новые рабочие места путем прямого инвестирования и кредитования;
- направляет безработных на обучение профессиям, которые пользуются спросом на рынке труда;
- проводит профконсультирование незанятых граждан, оказывает им психологическую поддержку;
- поддерживает предпринимательскую инициативу и содействует организации своего дела, самозанятости;
- оплачивает обучение, включая аренду помещений и выплату стипендий;
- регистрирует безработных и выплачивает им пособия по безработице и другие виды материальной помощи;
- организовывает общественные работы;
- оформляет досрочный выход на пенсию;
- разрабатывает программы занятости, мероприятия по социальной защите различных групп населения.
Государственная служба занятости может предоставлять и дополнительные услуги (по договорам):
- обеспечивать профессиональной информацией население, в т.ч. учащуюся молодежь;
- осуществлять психологическую поддержку занятых граждан, находящихся под угрозой высвобождения;
- вести профессиональный отбор лиц, принимаемых на работу, другие услуги.
Плата за услуги может взиматься как с работодателя при устройстве на работу, так и с населения. Например, Молодежная биржа труда использует средства учредителей, выборочно взимает плату за услуги с работодателя, а услуги населению - бесплатные.
Подготовка и прохождение собеседования
Прежде чем отправиться на собеседование, проведите необходимую подготовку. Не пожалейте потратить хотя бы день на поиски максимального объема информации о компании, в которую вы отправляетесь на собеседование. Учитывайте всевозможные мелочи, которые могут оказать большое влияние на результат собеседования. Постарайтесь прибыть на собеседование на несколько минут раньше назначенного срока. Ваш внешний вид должен быть безупречен, одежда должна соответствовать случаю. В приемной следует быть вежливым и вести себя с достоинством. В комнату интервьюера надо входить легко и уверенно.
Что нужно взять с собой на собеседование:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность специалиста;
- страховое свидетельство государственного пенсионного страхования,
идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
-документы, подтверждающие Ваши опыт, квалификацию, образование, умения, знания: трудовая книжка, дипломы, аттестаты, удостоверения;
- заранее подготовленные резюме, характеристики, рекомендации;
- документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
- блокнот и ручку на случай, если придется что-то записать;
- заранее подготовьте адреса и телефоны тех людей, которые могут за Вас поручиться, предварительно обговорив с ними этот вопрос;
- зеркальце и платок - посмотреть, хорошо ли вы выглядите.
Типичные вопросы, задаваемые на собеседовании:
1. Расскажите о себе.
2. Последняя (настоящая) работа.
3. Что нравилось (нравится) в Вашей работе?
4. Что меньше всего нравилось (нравится) в Вашей работе?
5. Рабочие обязанности в последней организации?
6. Основные успехи в работе?
7. Почему вы хотите у нас работать?
8. Выполняли ли вы подобную работу раньше?
9. Каковы ваши сильные стороны?
10. Какие ваши слабые стороны?
11. На какую зарплату вы рассчитываете?
12. Есть ли у вас вопросы по поводу будущей работы?
13. Каковы долгосрочные цели и задачи?
14. В какой должности Вы видите себя через 5 лет?
Причины, по которым кандидатам чаще всего отказывают в работе:
- неуверенность в себе и нерешительность;
- незнание этикета, недостаток такта;
- нежелание смотреть в глаза;
- неумение хорошо говорить (слабый голос, ошибки в произношении);
- низкая квалификация;
- нежелание учиться и повышать свою квалификацию;
- презрительный отзыв о предыдущих работодателях;
- подчеркивание личных связей с влиятельными людьми;
- согласие на любую работу;
- неискренность, самооправдания, уклончивые ответы;
- отсутствие плана карьеры, четких целей и задач;
- завышенный уровень притязаний по должности и зарплате;
- «манеры всезнайки»: стремление показать свое превосходство;
- отсутствие интереса и энтузиазма;
- цинизм, низкий моральный уровень;
- агрессивность;
- неспособность воспринимать критику;
- авторитарность, попытка оказать давление на того, кто проводит собеседование.
6. Принятие решения и заключение контракта
При оформлении на работу необходимо знать, что любого работника принять на работу или уволить может только руководитель организации, который обязан заключить с работником трудовой договор. Данный договор может быть заключен на конкретно оговоренный срок. Согласно ст. 58 Трудового кодекса РФ, «если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок». Также необходимо отметить, что согласно ст. 70 Трудового кодекса РФ, «лицам, окончившим образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности», испытательный срок не устанавливается.
Официально, специалист считается работником организации только после заключения трудового договора в письменной форме на основании ст. 61 Трудового кодекса РФ. Трудовой договор составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя. После подписания трудового договора администрация организации издает приказ о приеме специалиста на работу, с которым необходимо ознакомиться в трехдневный срок с момента издания приказа. В приказе о приеме на работу должны быть указано наименование должности специалиста, его разряд и ставка.
Администрация организации обязана ознакомить принятого сотрудника с правилами внутреннего распорядка, с правилами техники безопасности, производственной санитарии и др.
Специалист можете расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом за две недели администрацию организации в письменной форме (заявление об увольнении). В день увольнения, администрация организации обязана полностью рассчитаться с сотрудником и выдать трудовую книжку с записью об увольнении. Согласно Постановлению Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках», все записи, внесенные в трудовую книжку, заверяются руководителем организации и подписью самого работника. Необходимо обратить внимание на формулировку причины увольнения, ее соответствие со статьей «Трудового кодекса РФ».
Поступаем на работу и закрепляемся на ней. Постоянно поддерживаем себя в форме (постоянно учимся).
Заключение
В заключении можно сформулировать следующие правила эффективного поиска работы:
- поиск работы следует вести системно, планомерно апробируя все возможные варианты трудоустройства;
- за получение работы нужно бороться;
- ваше трудоустройство зависит от вашей активности;
- не отказывайтесь от возможности приобрести новую профессию или организовать свое дело;
- не надо отказываться от временного трудоустройства;
- получить отказ – это нормально.
Необходимо извлекать пользу из ошибок, учиться на своем опыте и на опыте других людей.
Успешность в поиске работы зависит:
- от соответствия ваших реальных профессиональных возможностей потребностям рынка труда;
- от умения преподнести себя потенциальному работодателю при личной беседе;
- от активности поиска работы и вашей заинтересованности в работе.
Действия при отказе:
- не переживайте, настройтесь на то, что Вы можете получить отказ;
- при правильном настрое очередной отказ не будет выбивать Вас из колеи, и, возможно, следующая попытка будет более удачной;
- занимайтесь поиском работы постоянно, хорошую работу имеет тот, кто способен её упорно искать.
Несколько общих советов соискателям:
1. Помните отрицательный опыт трудоустройства – это тоже опыт, это ваш багаж.
2. Не торопитесь отказываться от предложений временной работы. Работа на временной основе дает вам нечто большее, чем просто возможность продержаться какое-то время. Вы приобретаете опыт работы и общения. Кроме того, спустя какое-то время вас могут принять и на постоянную работу.
3. Планируйте свою карьеру. Не обязательно все будет так, как запланировано, но в любом случае вы будете видеть перспективу.
4. Помните, рынок труда - это живой организм, с течением времени он меняется, поэтому успеха добивается тот, кто подготовлен к этим изменениям.
Желаем Вам успехов в трудоустройстве!
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Сектор содействия трудоустройству выпускников
Как искать работу
выпускнику университета
Вологда
УДК 331.53:378(0.76)
Как искать работу выпускнику университета: методические рекомендации для студентов ВоГУ И.В. Борисова, Л.В. Трусова. – Вологда: ВоГУ, 2017. – 21 с.
В методических рекомендациях «Как искать работу выпускнику университета» рассмотрены методы поиска работы и реального трудоустройства студентов и выпускников, правила составления резюме, анкеты, сопроводительного письма.
Методические рекомендации предназначены для студентов Вологодского государственного университета.
Составители:
начальник сектора содействия трудоустройству выпускников Трусова Л.В. , менеджер сектора содействия трудоустройству выпускников Борисова И.В.
Рецензент: канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента Вологодского государственного университета М.В. Ступина
Содержание
Введение……………………………………………………………..…………….4
1. Подготовьтесь как следует к поиску работы…….…………………………..6
2. Определите свое реальное положение на рынке труда ……………...………6
3. Планирование поиска работы…………………………………………..…….6
3.1 Правила составления резюме…………………………………………...……6
3.2 Правила написания сопроводительного письма…………………………...10
3.3 Анкета при приеме на работу……………………………………………..…11
4. Источники информации для поиска вакансий………………………………..11
4.1 Непосредственное обращение к работодателю………...………………….12
4.2 СМИ: газеты, журналы, радио, телевидение……………………………….12
4.3 Сеть Интернет…………………………………………………….………....13
4.4 Знакомые, друзья, родственники……………………………………………14
4.5 Кадровые агентства………………………………………………………….15
4.6 Выставки, ярмарки рабочих мест……………………………………………16
4.7 Служба занятости…………………………………………………………….16
5. Подготовка и прохождение собеседования……………………………………17
6. Принятие решения и заключение контракта……………….………………….19
Заключение…………………………………………………………………………20
Введение
Успешность трудоустройства выпускников вузов является одним из показателей функционирования системы высшего образования, рынка труда и экономики в целом. Она во многом зависит от того, насколько продуктивен будет процесс подготовки и приспособления выпускников вузов к выходу на рынок труда. Вместе с тем, отечественный и зарубежный опыт показывают, что значительное количество выпускников испытывает серьёзные трудности при переходе от учебы к работе, оказывается занятым на неквалифицированных местах или остается без работы.В связи с этим необходимо включить в содержание образования молодёжи знания и умения продвижения себя на рынке труда. Делая карьеру в рыночных условиях, молодой человек выступает как создатель и продавец своей рабочей силы, поэтому ему необходимы знания конъюнктуры рынка труда, его законов и методов работы на нём.
Уважаемые студенты! Сейчас вы учитесь в высшем учебном заведении, чтобы получить специальность, с помощью которой будете обеспечивать себя и свою семью. Однако в нашей жизни недостаточно быть профессионалом, нужно ещё и суметь правильно найти место в мире труда, уметь устроиться на хорошую работу, знать свои права как работника и добиваться их соблюдения. Методические рекомендации «Как искать работу выпускнику университета» предназначены для того, чтобы вы научились ориентироваться на рынке труда, планировать свою собственную профессиональную карьеру, получили представление о том, как грамотно искать работу и общаться с работодателем.
Методические рекомендации «Как искать работу выпускнику университета» предназначены для:
- формирования навыков уверенного поведения в меняющихся социально-экономических условиях, развитие самостоятельности, инициативности, способности к успешному самоопределению в обществе;
- подготовки выпускников к успешной адаптации на рынке труда, повышению социально-профессиональной мобильности на рынке труда, к эффективной реализации профессиональной карьеры;
- практического освоения методов поиска работы и реального трудоустройства, отработка навыков самопрезентации (резюме, анкета, собеседование).
Поиск работы - активная душевная, умственная, информационно-поисковая, коммуникативная деятельность по подбору наиболее подходящего варианта работы. Удачный поиск работы заканчивается процедурой трудоустройства. Процесс поиска работы включает в себя несколько этапов, которые далее и рассмотрим.