Лекция № 11: Создание электронного учебного пособия.
План лекции:
1. Понятие ЭУП, его характеристики.
2. Общие требования к аппарату представления информации в ЭУП.
3. Этапы разработки ЭУП.
4. Разработка дизайна дистанционного курса и поиск эффективных способов интерактивности для модуля дистанционного курса педагогики.
Ключевые понятия: электронное учебное пособие, модуль дистанционного курса, авторское право, интерактивность.
1. Понятие ЭУП, его характеристики
«Электронный учебник – это комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине».
Электронный учебник часто дополняет обычный, а особенно эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически мгновенную обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию, поиск которой в обычном учебнике затруднен; существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям; наряду с кратким текстом – показывает, рассказывает, моделирует и позволяет быстро, но в темпе наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному разделу.
Электронный вариант учебника вмещает в себя и средства контроля, так как контроль знаний является одной из основных проблем в обучении. Долгое время в отечественное системе образования контроль знаний, как правило, проводилось в устной форме. Многие, конечно, не разделяют этой позиции, считая, что тесты исключают такие необходимые навыки, как анализирование, сопоставление. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствует повышению эффективности обучения, а также являются незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося.
Кому и зачем нужен электронный учебник?
Выделяют ряд преимуществ электронных пособий и учебников:
· облегчают понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;
· допускают адаптацию в соответствии с потребностями учащегося, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;
· предоставляют возможности для самопроверки на всех этапах работы;
· выполняют роль наставника, предоставляя неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.
На практических занятиях:
· позволяют преподавателю проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами, оставляя за собой роль руководителя и консультанта;
· позволяют преподавателю с помощью компьютера быстро и эффективно контролировать знания учащихся, задавать содержание и уровень;
· сложности контрольного мероприятия позволяет использовать компьютерную поддержку для решения большего количества задач, освобождает время для анализа полученных решений и их графической интерпретации.
а также:
· позволяют выносить на лекции и практические занятия материл по собственному усмотрению, возможно, меньший по объему, но наиболее существенный по содержанию, оставляя для самостоятельной работы с ЭУ то, что оказалось вне рамок аудиторных занятий;
· позволяют оптимизировать соотношение количества и содержания примеров и задач, рассматриваемых в аудитории и задаваемых на дом;
· позволяют индивидуализировать работу со студентами, особенно в части, касающейся домашних заданий и контрольных мероприятий.
· позволяют студентам получать всегда новую информацию, не тратя денежных средств;
· позволяют учебным заведениям экономить денежные средства на покупку печатной литературы для каждого студента.
2. Требования к электронным учебникам
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представляет собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий;
2. Каждый фрагмент наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
3. Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций;
4. На иллюстрациях, представляющие сложные модели и устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, планы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом);
5. Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области;
6. Видеоинформация или анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении. Видео клипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренной, замедленной или выборочной схеме;
7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.
В режиме работы электронного учебника можно выделит три основных режима:
· обучение без проверки;
· обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала;
· тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки.
В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования: структурированность, удобство в обращении, наглядность изложенного материала. Чтобы удовлетворить вышеперечисленные требования, целесообразно использовать гипертекстовые технологии.
3. Основные формы электронных учебных изданий
Электронный курс обычно содержит три составляющих: презентационная часть, в которой излагается основная информационная часть курса, упражнения, с помощью которых закрепляются полученные знания, и тесты, позволяющие проводить объективную оценку знаний студента.
Тест. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет учащийся в определенной предметной области. Как правильно поставленный диагноз является первым шагом к выздоровлению, так и результаты объективного тестирования позволяют выбрать оптимальный путь к вершинам знаний. В настоящее время почти все контрольные и экзаменационные испытания, в том числе и получение различного рода сертификационных свидетельств, стараются заменить системой тестов или тестовых испытаний. Очевидно, что система тестирования - наиболее объективный способ оценки знаний студентов, так как при этом контроле исчезает очень важный фактор личного отношения преподавателя к студенту.
Энциклопедия. Это базовая форма электронного средства обучения. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования. Ведь она должна удовлетворить каждого из тех, кто к ней обратится. Естественно, что информация должна быть представлена в адекватной форме. Для электронных энциклопедий характерен соответствующий сервис: ссылки, закладки, поиск по ключевым словам и т.д.
Задачник. Это важнейшая форма обучающей программы. Задачник в обучающей программе наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Термин задачник не должен вводить в заблуждение. Задачник может быть и по гуманитарным дисциплинам. Главное в электронном задачнике - дозированная помощь. Пользователь получает именно ту и только ту учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема - подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал. При подборе задач приходится решать противоречивую оптимизационную проблему. С одной стороны, каждая задача должна раскрывать или гарантировать через дозированную помощь усвоение определенного теоретического материала и быть по силам каждому из тех пользователей, на которых рассчитан электронный обучающий продукт. С другой стороны, количество задач не должно пугать пользователя и не лишать его столь важной уверенности в своих силах. Формирование хорошего электронного задачника по силам только методистам самой высокой квалификации.
Креативная среда. Современные обучающие программы должны обеспечивать творческую работу пользователя с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений. С точки зрения программиста, креативная среда является одной из наиболее трудоемких составных частей обучающей программы. Очень сложно решить проблему интерфейса креативной среды. Здесь нужны и талант, и знания, и мастерство. Ведь изучение интерфейса креативной среды не должно быть дополнительным барьером, неожиданно возникающим перед пользователем. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу над проектом.
Невербальная среда. Традиционно электронные средства обучения вербальные по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий, вербальных по своей природе. Вербальные методы изложения информации после определенного порога приводят к перегрузке пользователя. Ведь он должен сначала усвоить систему словесной кодировки знаний, запомнить информацию, описывающую знание в закодированной форме, раскодировать знание и научиться применять его для решения проблем, сначала учебных, а затем и реальных. При этом очень много сил и времени тратится на усвоение словесных описаний знаний и навыков. Современные компьютерные технологии позволяют существенно упростить эту работу. В электронном учебнике можно реализовать методический прием «делай как я». При этом многословные инструкции заменяются конкретными действиями над объектом изучения. Подобного рода невербальные среды только появляются, но за ними большое будущее. Такая среда наделяет обучающую программу чертами живого учителя.
Перечисленные формы могут быть реализованы в виде отдельных электронных курсов, либо сгруппированы. Все зависит от замысла создателя электронного курса, который должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных курсов. Успех электронного курса будет зависеть от того, как часто он будет использоваться в обучении.
4. Достоинства и недостатки электронных учебников
К достоинствам можно отнести:
1. Возможность адаптации и оптимизации пользовательского интерфейса под индивидуальные запросы обучаемого. В частности, имеется в виду возможность использования как текстовой или гипертекстовой, так и фреймовой структуры учебника, причем количество фреймов, их размеры и заполнение может изменяться. Вместо части фреймов, по желанию студента, можно использовать всплывающие окна с тем же самым содержимым, например, с рисунками или списком определений.
2. Возможность использования дополнительных (по сравнению с печатным изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным нам представляется включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего лекторскому тексту.
3. Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного учебника. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.
4. Развитый поисковый механизм не только в пределах электронного учебника, но и вне его. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.), даже написать электронное письмо автору пособия с просьбой объяснить те или иные положения учебника. При использовании сетевых обучающих структур возможно обсудить положения учебника с другими студентами (в электронном читальном зале), оставаясь на своем рабочем месте.
5. Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя учебника, как указано в следующем пункте.
6. Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний студента, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования студенту предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.
7. Главное преимущество электронного учебника это возможность интерактивного взаимодействия между студентом и элементами учебника. Уровни ее проявления изменяются от низкого и умеренного при перемещении по ссылкам до высокого при тестировании и личном участии студента в моделировании процессов. Если тестирование подобно собеседованию с преподавателем, то участие в моделировании процессов можно сопоставить с приобретением практических навыков в процессе производственной практики в реальных или приближенных к ним условиях производства.
Основные недостатки электронных учебников и других электронных материалов:
1. Отсутствие в большинстве случаев концепции, которая лежит в основе издания электронного учебника или иного пособия.
2. Большинство электронных учебников (учебных материалов) представляют собой упрощенные популяризаторские справочники, весьма поверхностные, которые не могут стать источником системного, углубленного знания.
3. Не все достаточно хорошо воспринимают текст на экране.
4. Методически не продуманная (а иногда и просто вредная) подача учебного материала. Учащимся предписывают действовать по определенной довольно жесткой схеме, тем самым сковывая их самостоятельную деятельность.
Мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными. Они отвлекают, раздражают, не дают сосредоточиться. Выразительные средства должны быть довольно скупы и не подменять собою содержательную часть.
5. Форматы электронных книг
Существует несколько групп форматов электронных книг – графические и растровые форматы. Растровые форматы представляют объект в виде множества точек, векторные – в виде простейших геометрических фигур (точки, линии, многоугольники).
Однако, как и любая другая, эта классификация условна. Например, PostScript (.ps, .eps), PDF могут быть чисто векторными. Так же DOC, PDF могут содержать только растровые отсканированные картинки или же наоборот – содержать только текст.
Существует также разделение форматов электронных книг на предназначенные для чтения текста он-лайн и для сохранения на компьютере пользователя. К первой группе относятся файлы такого формата, как HTML и TXT, ко второй – RTF, DjVu, PDF и др.
Графические растровые форматы: TIFF, JPEG, DjVu.
Графические векторные форматы с оформлением: RTF, HTML, OPF FlipBook, PDF, LIT, ExeBook, RBS.
Простой текст (plaintext): TXT.
6. Обзор программ по созданию электронных книг
AdobeAcrobatProfessional является самым современным средством создания, обработки и распространения защищенных PDF-документов высокого качества. Любые электронные или бумажные материалы - даже Web-сайты, инженерные чертежи и электронные письма - могут быть представлены в виде PDF-файлов. Важной особенностью программы является возможность включения в документы комментариев. В профессиональной версии AdobeAcrobat входят дополнения, необходимые для конструирования, проектирования, а также другие средства, позволяющие осуществлять работу с техническими документами. Сайт программыhttp://www.adobe.com/.
KeeBookCreatorPro - платное программное обеспечение для создания электронных книг. В виртуальной библиотеке KeeBookCreator дает возможность легко и просто создавать цифровые альбомы с текстами, фотографиями и мультимедийными документами. Создаваемые kee-книги можно аннотировать и классифицировать, располагая на виртуальных книжных полках программы, отправлять по электронной почте или просто помещать на вебсайте для распространения. Официальный сайт разработчикаhttp://www.keeboo.com.
SBookBuilder - бесплатная программа, которая позволяет создавать электронные книги в формате EXE. Доступны функции: назначение пароля на книгу, отмена возможности печати. Все опции программы находятся на одной странице. Очень удобно для создания бесплатных электронных книг новичками. Интерфейс программы на английском языке. Официальный сайт программы:http://jansfreeware.com
KvisoftFlipBookMakerPro - это программа, позволяющая конвертировать pdf файлы в книги с возможностью перелистывания страниц. С помощью данной программы можно создавать профессиональные фотокниги, 3d книги, альбомы и видеожурналы. Программа позволяет конвертировать файлы в различные форматы, такие как SWF, FLV, EXE, HTML. Kvisoft FlipBookMaker включает в себя более 20 встроенных шаблонов с возможностью создания своих собственных, позволяет добавить название книги, цвет и фон, кнопки навигации. Есть возможность импортировать фотографии или изображения в форматах JPG, BMP, JPEG, PNG, музыкального сопровождения.
FlippingBookPublisher - программа для создания электронных изданий и публикаций с эффектом перелистывания страниц. Триальная версия позволяетимпортировать до 10 страниц. В полной версии программы возможно импортировать в один проект до 2000-2400 страниц.
Кнопка авторства, водяные знаки, а также любые упоминания о торговой марке FlippingBook не могут быть удалены в ознакомительной версии. В полной версии продукта возможно редактировать все параметры авторства. Сайт программыhttp://flippingbook.com/ru/
6.Структурная организация электронного учебного пособия
Традиционное построение электронного учебного пособия заключается в следующем: предъявление учебного материала, практические задания, тестирование.
Требования к электронному учебному пособию:
1. Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована, и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.
2. Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места.
3.Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций.
4.На иллюстрациях, представляющих сложные модели или устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, плана, схемы, чертежа сборки изделия, пульта управления объектом и т.д.).
5.Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными перекрестными ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации, а также мощным поисковым центром. Перспективным элементом может быть подключение специализированного толкового словаря по данной предметной области.
6. Видеоинформация или анимации должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении.
7. Наличие аудиоинформации, которая во многих случаях является основной и порой незаменимой содержательной частью учебника.
Алгоритм создания электронной книги.
1. На первом этапе создания электронной книги необходимо подготовить текст будущей книги в любом текстовом редакторе.
2. Подготовить изображения к тексту книги.
3. Создать шаблонweb- страниц в любом редакторе html – страниц. Например, можно использовать программуFronPage 2003.
4. Заполнить шаблоны web - страниц текстом и изображениями, используя для этого редакторhtml- страниц.
5. Создать графическую 3D обложку электронной книги.
6. На стартовую страницу книги вставить изображение 3D обложки электронной книги.
7. Создать гиперссылки для навигации между страницами книги.
8. Выполнить компиляцию книги с помощью компилятораNatataeBookCompiler.