Могут использоваться дополнительные модули.

Список рефератов, курсовых и дипломных работ по данной области знаний.

Методические рекомендации по изучению данного курса ДО и по работе в сети Интернет.

Chat -Возможность побеседовать с преподавателем и другими студентами в режиме реального времени. Обычно преподаватель заранее сообщает в своих объявлениях график своего выхода в час – например, по полчаса два раза в неделю в определенное время.

Методические рекомендации для тьюторов по организации занятий.

Папки заданий для самостоятельной работы студента.

Портфолио(Портфель студентов) –Все, что написал студент, помещается здесь, включая электронные письма, выполненные работы, задания, ответы преподавателя.

Классная комната –имена и E-mail слушателей класса, преподавателя, ассистентов, с возможностью послать письмо любому из них или всех сразу, включая преподавателя.

Учебные группы -В зависимости от требований преподавателя, студенты могут объединяться в небольшие "бригады", коллективно выполняющие отдельные проекты.

Доска объявлений- информация для всех студентов группы и для конкретного студента.

Файлы для скачивания студентами(презентации, файлы Word).

Лабораторные работы(моделирование лабораторных работ с помощью языков программирования и непосредственная передача данных в ходе лабораторной работы в Интернет).

3. Сценарий разработки курса ДО:

1.Определить цели и задачи курса.

2.Учесть особенности целевой группы, для которой создается этот курс и выбрать методику дистанционного обучения с учетом особенностей технического обеспечения обучаемого и целей курса.

3.Организация учебного процесса, методы взаимодействия преподавателя и обучаемого, виды и формы занятий.

4.Определить средства доставки курса и информационные носители.

5.Структуризация и подготовка учебного материала. Провести разбивку курса на разделы и разбивку содержания раздела на небольшие смысловые части – занятия (модули). Каждый раздел и каждое занятие модуля должны иметь заголовок. Курс должен быть не только хорошо изложен, но и удобно структурирован на сайте.

6.Составление сценария реализации. Подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию).

7.Подготовка медиафрагментов. Разработка рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела ДОс эргономической точки зрения.

8.Подбор списка литературы и гиперссылок на ресурсы Интернет (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек и электронных магазинов) подбор для каждого модуля гиперссылок на внутренние и внешние источники информации в сети Интернет.

9.Система контроля, оценки и сертификации. Подбор тестов, задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, тем рефератов и курсовых работ, составление подсказок. Проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи.

10.Разработка методических материалов по изучению курса, календарь курса.

11.Программирование материалов курса для представления в Интернете.

12.Тестирование курса, в том числе на различных разрешениях экрана и различных браузерах.

13.Опытная эксплуатация курса.

14.Модернизация курса по результат опытной эксплуатации курса.

4. Оценка качества курса

Для оценки качества курса и оценки работы тьютора широко используется анкетирование обучаемых.

На заключительной стадии обучения целесообразно заполнение слушателями анкеты оценки качества курса.

Анкета может включать следующие вопросы:

· Оценка эффективности курса.

· Сильные и слабые стороны курса.

· В какой мере удалось добиться поставленных целей.

· Возможность использования полученных знаний в профессиональной деятельности.

· Какие формы дистанционного обучения должны быть использованы в большей степени.

· Оценка работы тьютора.

· Будете ли Вы рекомендовать данный курс своим коллегам?

· И другие вопросы.

Для определения эффективности дистанционных курсов используются следующие критерии: субъективная удовлетворенность обучаемых учебным курсом; практические навыки, приобретенные обучаемыми; время, необходимое обучаемым для изучения материалов учебного курса; соотношение между количеством слушателем начавшими обучение и успешно закончившими курс и др.

Лекция № 9: Возможности дистанционных технологий в управлении образовательной деятельностью обучающихся.

План лекции:

1. Уровни доступа к программной среде и материалам курса.

2. Базы данных по учебному процессу.

Ключевые понятия: база данных, уровень доступа к программной среде, динамические, справочные и архивные данные.

1. Уровни доступа к программной среде и материалам курса

Важнейшим элементом системы дистанционного доступа к сервисам является персональное средство доступа (ПСД) Это оборудование, используемое физическими лицами — потребителями сервисов.

Достаточно очевидным общим требованием к ПСД является требование исчерпывающей функциональности, т е способности обеспечить полный спектр функций, необходимых для доступа к сервисам без использования каких-либо еще средств или устройств помимо ПСД . Его владелец должен иметь возможность получить доступ ко всем необходимым сервисам Исходя из требования исчерпывающей функциональности можно сформулировать и остальные требования . Например, ПСД должно одновременно являться и средством коммуникации общего характера

ПСД должно обеспечивать возможность выполнения полного спектра функций, связанных с обеспечением безопасности, в том числе таких, как:

возможность защиты доступа к функциям ПСД локальными средствами (локальный пароль, биометрия);

возможность оперативной дистанционной блокировки ПСД;

возможность уведомления пользователя о существенных для него событиях;

идентификация пользователя с помощью различных механизмов;

подтверждение сообщений с помощью различных механизмов;

защищенное хранение информации и данных.

ПСД должно обеспечивать пользователю постоянную глобальную доступность сервисов — возможность доступа к сервисам в различных режимах в любое время из любой точки мира, для чего в том числе обеспечивать следующие возможности.

ПСД должно обеспечивать пользователю возможность выбора режима использования.

ПСД должно обеспечивать возможность практически неограниченного развития функциональности.

ПСД должно быть доступным для использования различными категориями пользователей, в том числе пользователей с разным уровнем технической грамотности, разным уровнем дохода, пользователей с ограниченными возможностями Для этого (в числе прочего) должны выполняться такие требования, как простота использования, ценовая доступность для массовых пользователей.

ПСД должно быть практичным, его использование не должно создавать для пользователя излишних трудозатрат, неудобств или ограничений, в том числе ПСД должно удовлетворять таким требованиям, как удобный пользовательский интерфейс, портативность, ударостойкость, энергонезависимое хранение.

В условиях дистанционного обучения проблемы управления и администрирования учебной деятельности учащихся выходят на первый план. Вызвано это прежде всего сложностью рассматриваемой системы, ее комплексным характером, когда взаимодействие преподавателя и учащегося зависит от множества технологических посредников — устройств и сервисов сети или электронных оболочек, в которых проходит дистанционное обучение.

Наиболее просто управление учебным процессом в условия дистанционного обучения происходит в случае автономного (отдельного) курса, предлагаемого небольшой группе учащихся. На первом этапе работы преподаватель или администратор курса набирает группу учащихся, предлагает заполнить стандартные входные анкеты, где они сообщают о себе минимальную, но достаточную для установления контактов с ними, информацию. Составляется список, учащиеся регистрируются (самостоятельно им с помощью учителя) на сайте курса, а дальше начинают работать в соответствии с принятым учебно-тематическим планом, руководствуясь целями и задачами обучения.

Далее, в процессе обучения преподаватель осуществляет регулярные контакты с учащимися по электронной почте, в форумах, чатах или в отдельных случаях использует традиционные средства связи (например, когда учащийся не появляется в сети более одной недели). При небольшом количестве учащихся управление их учебной деятельностью осуществляется без особых проблем. Опытный преподаватель дистанционного обучения владеет приемами, необходимыми для активизации учебной деятельности учащихся и установления контактов с ними, знает индивидуальный учебный стиль каждого ученика в отдельности и вовремя отслеживает все изменения в работе учащихся или проблемы, которые у них могут возникнуть. В случае автономного курса преподаватель может выполнять функции администрирования учебного процесса без чьей-либо помощи. Тогда же, когда речь идет об обучении одновременно нескольких групп или даже потоков учащихся по разным курсам и программам в «виртуальном университете», ситуация будет другой. Преподаватель не может справиться с администрированием большого количества учащихся, ему напо мощь в этом случае приходят его коллеги, выполняющие функции администраторов (координаторов) и менеджеров.

2. Базы данных по учебному процессу

Итак, в ситуации, когда учебным процессом охвачены одновременно сотни учащихся, управление учебным процессом берет на себя администратор, а основным инструментом, с которым он работает — сетевые базы данных (базы данных учащихся, успеваемости и пр.).

Базы данных (БД) — это совокупность взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам. Обычно они создаются в специализированных пакетах программ, предусматривающих создание форм, таблиц, в которые вводятся необходимые сведения. Данные связываются через поля (столбцы таблиц) в единую реляционную базу данных. Для поиска и отбора необходимых данных создается запрос, по которому происходит поиск, обновление, удаление данных и может формироваться новая таблица сведений, создаваться необходимый отчет и т. д.

При разработке курса дистанционного обучения создаются определенные системы и базы данных, функции которых выходят за рамки ввода, сбора, отбора, сортировки сведений и пр., т. е. только манипуляций с информацией. Комплекс таких данных необходим для управления учебным процессом и его осуществления в режиме, отвечающем дидактическим целям и задачам процесса дистанционного обучения, т. е. базы данных участвуют в выполнении функций по организации, планированию деятельности, коммуникации и анализу.

По сути, базы данных по учебному процессу являются необходимыми составляющими информационной среды, в которой осуществляется деятельность участников обучения. Системы и базы данных по учебному процессу в различных инструментальных средствах и оболочках для создания курсов дистанционного обучения могут быть организованы по-разному, но в основном они несут похожую целевую нагрузку.

Базы данных по учебному процессу содержат сведения обо всех его компонентах. Их можно объединить в три категории:

· справочные данные, которые создаются в процессе разработки курса дистанционного обучения и непосредственно перед процессом обучения (например, списки учащихся);

· динамические данные, создаются в процессе обучения;

· архивные данные, создаются во время и после процесса обучения.

Ксправочным даннымможно отнести:

информацию о материалах курса (цели, задачи, учебный план и т. д.), его авторах;

· информацию о преподавателях и обучающихся;

· глоссарии, имеющиеся в электронном учебнике;

· ссылки на различные источники информации (бумажные, электронные, сетевые), библиотеки;

· разные функции помощи (часто задаваемые вопросы, подсказки по разделу и т. д.).

Справочные данные могут создаваться автором (группой авторов), методистом, программистами, преподавателем дистанционного обучения — теми, кто имеет отношение к созданию курса дистанционного обучения; администратором — на этапе набора и приема обучающихся.

Поддержка таких данных заключается в методическом сопровождении материалов курса и возможном (при необходимости) их обновлении.

Это может произойти в случаях:

· коррекции учебного плана (сроки, задания и пр.) в соответствии с запросами обучающихся. Например, формирование индивидуальной траектории обучения для некоторых обучающихся;

· срочной коррекции методических материалов (появление новинок в соответствующей области знаний, необходимых в учебном процессе);

· коррекции списка обучающихся (отчисление за невыполнение учебного плана, перевод из группы в группу) или преподавателей (возможная замена преподавателя).

Кдинамическим даннымотнесем сведения, формируемые в процессе обучения: доски объявлений, форумы, информация о зачетах (зачетные книжки), о выполненных заданиях и результатах обучения (промежуточных, итоговых, а также о результатах тестирования и самотестирования). Некоторые из таких сведений удаляются по окончании обучения, но многие из динамических сведений переводятся в разряд «архивных».

К созданию таких данных могут иметь отношение практически все участники учебного процесса — работники образовательного учреждения и обучающиеся. Первые выполняют функции начальной организации учащихся, детального планирования форм и методов обучения, консультирования, анализа и с помощью предоставляемых оболочкой средств (семинарские занятия, общение в форуме и чате). За обучающимися закрепляются в основном роли «ответной реакции» (самостоятельное размещение в оболочке рефератов, проектов, других работ в электронной конференции, выполнение необходимых заданий).

Поддержка динамических данных со стороны работников образовательного учреждения сводится к постоянному их обновлению в соответствии с требованиями и сроками учебного плана; со стороны обучающихся — выполнению заданий в указанные сроки, участие в предлагаемых формах взаимодействия и т. д.

Кархивным даннымпричислим следующие:

· архивы выполненных обучающимися работ (рефераты, различные творческие работы, проекты и пр.), которые доступны для просмотра в режиме обучения;

· данные, пополняющиеся по окончании обучения каждой последующей группы (зачетные книжки; возможно информация об обучающихся, сведения о которых могут остаться доступными после окончания обучения только администратору курса);

· статистические данные об учащихся и результатах их обучения (количество обучившихся из числа принятых на курс; характеристика контингента — возраст, пол, социальная и географическая принадлежность).

Архивные данные создаются работниками образовательного учреждения, исходя из целесообразности сохранения тех или иных сведений:

для использования их в процессе обучения последующими группами;

· в качестве источников для обновления материалов курса;

· в качестве информации для проведения статистического анализа по различным характеристикам (материалы курса, участники обучения, успешность и результативность учебного процесса и т. д.) на текущий или заданный (определенный) момент времени;

· в качестве материалов для научного исследования;

· для оценивания материалов курса и деятельности участников учебного процесса (обучающих и обучающихся).

При использовании любых программных оболочек для создания курса дистанционного обучения четко разграничиваются полномочия участников учебного процесса, т. е. различаются уровни их доступа как к самой программной среде, так и к материалам курса. Выделяют, как правило, такие уровни доступа, как «администратор оболочки или системы в целом» (системный администратор), «администратор курса» (координатор), «преподаватель», «учащийся». Разница в полномочиях этих лиц очевидна: администратор оболочки может проводить конфигурацию системы в целом и имеет все права по ее изменению, редактированию, заведению новых пользователей и удалению старых. Администратор курса может делать то же самое, но в рамках только лишь своего WEB-курса, преподаватель имеет права, необходимые и достаточные для проведения обучения, а учащийся — самый низкий уровень доступа к программной среде. В зависимости от того, каким уровнем доступа к системе обладает участник дистанционного курса, он видит и саму оболочку, и WEB-курс по-разному. Чем выше уровень доступа, тем более открыта программная среда, тем больше команд в активе администратора. Самый усеченный так называемый «пользовательский» вариант WEB-курса видит учащийся. Для того чтобы разграничить уровни доступа для различных категорий участников учебного процесса вводится система персональных идентификаторов — логинов и паролей.

Наши рекомендации