Чтение учебника (учебного пособия)

Необходимо помнить, что работа с учебником – только начальный этап изучения дисциплины.

1) Учебник ориентирует в основных понятиях и категориях дисциплины, даёт частичные сведения об истории их возникновения и включения в научный оборот.

2) Учебник очерчивает круг обязательных знаний по предмету, не претендуя на раскрытие и подробное доказательство логики их происхождения.

3) Учебник предназначен не для заучивания, а для ориентации в проблемном поле учебной дисциплины. Из-за краткости изложения в учебнике иногда может оказаться непонятным тот или иной раздел или пункт.

4) Отдельные пункты и даже разделы учебной программы могут отсутствовать в тексте учебника.

Особенностью изучения литературы по юридическим наукам является необходимость «сверки» нормативного материала на предмет изменений и дополнений. В связи с отмеченным необходимо обращаться к базам справочных правовых систем «КонсультантПлюс», «Гарант».

Чтение учебника может быть сплошным и выборочным (чтение отдельных глав или разделов). Чтение должно быть вдумчивым, внимательным, при чтении не следует торопиться. Эффективность учебного труда зависит от скорости чтения. Обычная скорость от 100 до 200 слов в минуту (книжная страница содержит 300 - 400 слов). Можно научиться читать до 1000 слов в минуту. Уместно обратить внимание на основные приемы скорочтения:

1) Не произносить про себя читаемые слова.

2) Не переводить взгляд вдоль строки с одной строки на другую.

3) Читая текст, сосредотачивать внимание на самом главном его содержании.

При чтении могут встретиться непонятные слова, термины и определения. В этих случаях следует обратиться к справочнику или соответствующему словарю. Не следует при чтении пропускать сноски и примечания, т.к. в них разъясняются отдельные места, дополняются сжато изложенные в тексте положения.

При чтении необходимо выделить основную мысль, представить прочитанное как единое целое. Это легче сделать, если студент при чтении каждого параграфа (раздела) сам себе ответит на вопросы, о чем говорится в данной части текста, чем сказанное подтверждается или поясняется.

Чтение рекомендованной дополнительной учебной и научной литературы одна из важных частей самостоятельной учебы студента, которая обеспечивает глубокое и прочное усвоение материала по юриспруденции. Некоторые соображения:

1) Самостоятельное изучение и конспектирование рекомендованной литературы обычно приводит к знанию ответов на все вопросы, выносимые на экзамен.

2) Чтение и конспектирование литературы осуществляется не по принципу «книга за книгой», а «вопрос за вопросом» в соответствии с программой курса, при этом выделяются различные подходы к освещению одного и того же вопроса у различных авторов.

3) Изучение научной литературы должно сопровождаться поиском и фиксацией примеров, иллюстрирующих то или иное теоретическое положение.

4) При изучении дополнительной научной литературы особое внимание нужно уделить проработке проблемно ориентированных заданий семинарских (практических) занятий, включенных в программу и/или в текст учебника или пособия.

Заключительным этапом изучения учебника, книги или статьи является запись, конспектирование прочитанного. Конспект позволяет быстро восстановить в памяти содержание прочитанной книги. Кроме того, процесс конспектирования организует мысль, которая побуждает читающего к обдумыванию, к активному мышлению, улучшает качество усвоения и запоминания. Запись способствует выработке ясно, чётко и лаконично формулировать и излагать мысль. Запись следует вести сжато и обязательно своими словами.

Существуют три основные формы записи прочитанного: план, тезисы, конспект.

План – самая короткая форма записи прочитанного. Различают план простой и развёрнутый. Простой план включает перечень заголовков или вопросов, о которых говорится в главе (параграфе или статье), расположенных в том же порядке, что и в книге. Развёрнутый план - это такой план, в котором каждый вопрос разбит на подвопросы.

Тезисы представляют собой запись основных положений и идей, изложенных в книге или статье, и являются более полным раскрытием плана.

Конспект – это сжатое логически связанное изложение прочитанного материала. В конспекте помещаются не только главные положения книги, но и аргументы (цифры, примеры, таблицы и т.д.).

Таким образом, самостоятельная работа студентов является одним из видов учебных занятий и она в значительной мере определяет успех обучения в институте. Самостоятельная работа способствует приобретению глубоких и прочных знаний по юриспруденции, вырабатывает умение ориентироваться в огромном потоке информации и дает навыки работы с учебной и научной литературой. Самостоятельная работа приучает делать обобщения и выводы, вырабатывает умение логично излагать изучаемый материал, формирует у студентов творческий подход, способствует использованию полученных знаний для разнообразных практических задач, развивает самостоятельность в принятии решений.

Поиск литературы можно осуществлять по электронным каталогам сайтов известных в России библиотек (перечень см. в Рабочей программе дисциплины). В свою очередь, тексты нормативных правовых актов, а также материалов судебной практики, которые рекомендуются в Рабочей программе дисциплины, следует проверять на сайте http://www.pravo.gov.ru/ (официальный Интернет-портал правовой информации), а также на сайтах «Консультант Плюс» и «Гарант».

3. Тестовые задания для самостоятельного контроля знаний при подготовке к практическим занятиям:

Рекомендации по выполнению тестовых заданий:

Целью выполнения тестовых заданий является формирование у студентов навыков самостоятельного выбора ответов из нескольких вариантов, определения соответствия, либо нахождения не обозначенного ответа, расположения по определенному порядку и обоснования их в соответствии со знанием системы категорий теории государства и права и при необходимости норм действующего законодательства.

Выполнение тестовых заданий должно способствовать повышению теоретической и профессиональной подготовки студентов, лучшему освоению учебного материала, углубленному рассмотрению содержания тем дисциплины. При выполнении тестовых заданий студенты, должны показать умение работать с научной литературой, анализировать нормативно-правовые источники, делать обоснованные выводы.

При решении тестов ответ следует обосновать, опираясь на положения нормативных правовых актов. При этом должна использоваться и иная специальная литература.

Приступая к выполнению тестовых заданий, студент должен, прежде всего, уяснить суть предложенного вопроса, внимательно прочитать предлагаемые ответы, проанализировать выбранный ответ с точки зрения действующего законодательства.

Ответы на поставленные вопросы должны быть обоснованы ссылками на конкретные правовые нормы.

Тестовые задания

1. Какие суды составляют систему арбитражных судов в Российской Федерации?

а. ВС РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

б. ВС РФ, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ;

в. арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ, специализированные арбитражные суды.

2. В соответствии с Конституцией Российской Федерации законодательство о судопроизводстве в арбитражных судах в Российской Федерации находится в ведении:

а. Российской Федерации

б. Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

в. субъектов Российской Федерации

3. Дела о взыскании обязательных платежей и санкций рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий … со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

а. трех месяцев;

б. двух месяцев;

в. месяца.

4. Действующий Арбитражный процессуальный кодекс РФ введен в действие с:

а. 1 сентября 2002 года;

б. 1 января 2003 года;

в. 1 февраля 2003 года;

5. Комиссионная экспертиза проводится не менее чем … экспертами одной специальности.

а. двумя;

б. тремя;

в. пятью.

6. К фактам, не подлежащим доказыванию, относится:

а. факт, удостоверяемый документом, оформленным в соответствии с действующим законодательством и нотариально удостоверенным;

б. факт, о котором утверждает одна из сторон и привлеченный ей свидетель;

в. обстоятельства дела, признанные арбитражным судом общеизвестными

7. Кто непосредственно оценивает доказательство в гражданском процессе в соответствии с действующим законодательством:

а. стороны;

б. суд и стороны;

в. суд.

8. Возвращение искового заявления:

1. влечет невозможность вторичного обращения в суд с заявлением по тому же делу;

2. не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд;

3. означает, что заявление не соответствует требованиям, предъявляемым к форме и содержанию искового заявления.

9. Решение суда первой инстанции состоит из следующих частей:

а. описательная и резолютивная;

б. вводная, описательная, мотивировочная, заключительная;

в. вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная.

10. Оплата вознаграждения представителю в судебном процессе:

а. входит в состав судебных издержек;

б. не входит в состав судебных издержек.

11. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия путем направления копии судебного акта в порядке, установленном АПК РФ, не позднее чем за … до начала судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия, если иное не предусмотрено АПК РФ.

а. 10 дней;

б. 15 дней;

в. 20 дней.

12. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности …

а. истца;

б. ответчика;

в. свидетеля.

13. Какую ответственность несет эксперт за дачу заведомо ложного заключения?

а. гражданско-правовую;

б. уголовную;

в. административную.

14. Может ли адвокат выступать в арбитражном суде в качестве представителя индивидуального предпринимателя?

а. да;

б. нет;

в. только в случаях, установленных законом.

15. Кем определяется круг и содержание вопросов, по которым должна быть проведена экспертиза?

а. арбитражным судом;

б. истцом и ответчиком;

в. представителями сторон;

16. Возможно ли по действующему законодательству использование сведений, предоставленных свидетелем, который не может указать источник своей осведомленности:

а. да, возможно;

б. нет, невозможно.

17. В течение какого времени судьей должен быть разрешен вопрос о принятии искового заявления к производству арбитражного суда?

а. в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд;

б. в трехдневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд;

в. в десятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд;

18. В каком суде может быть обжаловано решение суда, не вступившее в законную силу?

а. в суде апелляционной инстанции;

б. в суде кассационной инстанции;

в. в Верховном Суде РФ.

19. Предъявление встречного иска возможно:

а. до принятия арбитражным судом первой инстанции решения;

б. до начала рассмотрения дела в суде первой инстанции;

в. в любое время.

20. Не является основанием пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам:

а. признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;

б. определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства;

в. установленные вступившим в законную силу приговором суда фальсификация доказательства, заведомо ложное заключение эксперта, заведомо ложные показания свидетеля, заведомо неправильный перевод, которые повлекли за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу.

21. Вид иска, отсутствующий в процессуально‐правовой классификации исков:

а. иск о признании;

б. иск о присвоении;

в. преобразовательный иск.

22. Истец не может изменить предъявленный иск:

а. путем замены предмета иска;

б. путем замены основания иска;

в. путем замены содержания иска.

23. Право последней реплики принадлежит:

а. третьему лицу, заявившему самостоятельные требования на предмет спора;

б. ответчику;

в. истцу.

Наши рекомендации