Непосредственная практическая деятельность по реализации поставленных задач в работе над собой.

4) Самоконтроль и самокоррекция этой деятельности. Сущность этого этапа состоит в том, что личность постоянно держит в поле своего сознания деятельность по самосовершенствованию, и на этой основе своевременно устанавливает или предотвращает возможные отклонения реализованной программы самосовершенствования от заданной. С этой целью рекомендуется вести дневники, составлять планы, расписания, в которых методом самоотчета отражать содержание, характер работы над собой.

34. Самообразование и самовоспитание личности.

http://www.silchenkova.ru/syshn_processa_samoobr/index.html

Самобразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых навыков и умений.

Самообразовательная деятельность – исключительно нужная плодотворная форма развития социальных и профессиональных качеств личности. Благодаря самообразованию обновляется ее интеллектуальный потенциал, повышается идейно-теоретический уровень, совершенствуются ум и воля, профессиональное мастерство и культура.

Самообразованием должны заниматься практически все люди, однако его объем и характер может быть не у всех одинаков. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей человека, конкретных условий его жизни и деятельности.

Личность, обладающая высокой культурой, исходит из того, что от нее требуются всесторонние знания о своей жизни и деятельности, основательная практическая подготовка, глубокое понимание происходящего вокруг. Ей не обойтись без серьезных знаний педагогических и психологических основ обучения и воспитания, без всесторонней информированности и компетентности в выдвигаемых жизнью вопросах.

Для значительной части людей конечной целью педагогического самообразования все чаще становится приобщение к творческому поиску, эксперименту, всестороннему исследованию и осознанию необходимости своего самосовершенствования.

Для обеспечения целеустремленности и систематичности занятий по самообразованию опытные люди составляют соответствующий план, в котором предусматриваются объем и очерёдность намечаемой работы, сроки, отводимые на ее осуществление, целевая установка по каждому виду самостоятельной деятельности. Хороший план экономит время, спасает от суеты, когда все делается впопыхах, а, следовательно – дольше и хуже.

Главный инструмент духовного развития человека – чтение. Общение с книгой – это заочное общение с мудрейшими людьми мира.

В наш век возрастающего количества печатных изданий и необходимости их своевременного изучения остро встал вопрос о технике чтения. С одной стороны, она должна обеспечивать быстрый просмотр новых поступлений интересующей литературы, а с другой – глубокое изучение необходимых материалов. В этой связи люди с высокой педагогической культурой к книгам подходят дифференцированно и владеют, как правило, двумя способами чтения: углубленным и скоростным.

Главная задача самообразования – это самостоятельное развитие и совершенствование личности.

Красота ее проявляется в единстве духовности и реальных отношений к миру. Культурно-образовательная характеристика идеального человека состоит в том, что он непрерывно обогащает себя знанием духовных богатств, умениями и навыками самосовершенствования.

Всем этим и достигается гармония истины, добра и красоты, реализуется идеал всесторонне развитого и подготовленного к реальной жизни человека.

В отличие от идеала, цель самообразования состоит в том, чтобы сформировать из себя реальную, устойчивую личность, способную в новых социально-экономических и политических условиях вносить ощутимый вклад в совершенствование общественной жизни и самого себя. Это достигается, возможно, более полным развитием ее сущностных духовных и физических сил, способностей, дарований и талантов.

Общая стратегия самообразования гуманной, демократической максимально подготовленной личности заключается в обеспечении себе возможности всестороннего духовного развития, формирующего внутреннюю, интеллектуально-нравственную свободу выбора поведения и способность отстаивать свои жизненные позиции.

Достигается это в результате постоянной самостоятельной работы человека над литературой,в которой он находит примеры для подражания и саморазвития. Важное значение в связи с этим приобретает умение ориентироваться в потоке информации. Оно складывается из знания источников информации, их сильных и слабых сторон, умения находить нужную информацию, быстро и правильно ее оценивать, оперативно определять пути и условия использования полученных данных в теоретической или практической деятельности.

Затем человек начинает на основе прочитанного и выбранного в качестве образца для подражания осуществлять самостоятельные упражнения и тренировки,позволяющие вырабатывать и закреплять те качества, которые необходимы для практической деятельности.

Большая роль в процессе самообразования принадлежит также выполнению человеком самостоятельных практических заданий, которые он разрабатывает для дальнейшего самосовершенствования. Они позволяют шлифовать его профессиональные качества, проверять их в практической деятельности с учетом тех знаний, которые человек усвоил, и новой информации, получаемой об их проявлении в непосредственном процессе саморазвития.

И, наконец, всесторонне образованный человек постоянно следит за новыми достижениями в развитии общества в ходе работы с аудиовизуальными средствами, накапливая, а затем и впитывая с их помощью новые знания и навыки, необходимые для самосовершенствования и саморазвития.

Наши рекомендации