Целевые индикаторы реализации поставленных задач

Наименование индикатора
Место Российской Федерации в рейтинге стран мира в области развития информационного общества (в соответствии с международными рейтингами)
Уровень соответствия международным стандартам нормативно-правовой базы в РФ в области инновационной деятельности, в % 30% 80% 100%

Государственные закупки

В настоящее время государственные закупки не стали значимым инструментом стимулирования инновационной активности, в то время как в мировой практике закупки для государственных нужд выступают в качестве важного ресурса для создания спроса на инновации.

Приоритетными направлениями использования инновационного потенциала государственных закупок будут являться:

расширение способов и процедур размещения, учитывающих специфику инновационной продукции (включая многоэтапные конкурсы, процедуры конкурентных переговоров, предквалификацию и т.д.). На первом этапе такое расширение будет происходить в отношении конкретных закупок по решению Правительства Российской Федерации. По мере накопления и анализа опыта проведения таких закупок, минимизации коррупционных рисков, наиболее эффективные процедуры будут институционализированы в законодательстве и распространены на более широкий круг закупок;

повышение эффективности конкурсных процедур при размещении госзаказов на исполнение НИОКР, включая совершенствование квалификационных критериев для исполнителей и детализацию процедур проведения экспертной оценки качества представляемых заявок;

разработка пилотных проектов в органах государственной власти и субъектах Российской Федерации по формированию планов госзакупок, включающих инновационный компонент. В рамках реализации таких пилотных проектов с участием экспертов, ученых, участников рынка будут идентифицированы текущие и перспективные потребности органов власти и возможности их удовлетворения через закупку уже имеющейся на рынке инновационной продукции, либо через разработку новой.

При идентификации перспективных потребностей будут широко использоваться результаты научно-технологического прогноза (в т.ч. по методологии Форсайт) для данной сферы, а также «отраслевые» документы стратегического планирования (отраслевые стратегии, государственные программы, федеральные целевые программы и т.д.). Будут сформированы перечни современных инновационных технологий и решений, которые должны/могут быть использованы при разработке закупаемой продукции и услуг, а также перечня технологий и продуктов (устаревших, энергорасточительных, неэкологичных и т.д.), запрещенных к использованию для создания продуктов, выполнения услуг при госзакупках.

Важным фактором расширения спроса на инновации станет создание при поддержке государства информационной базы данных инновационных продуктов и технологий, включающей информацию о потребительских свойствах выпускаемой продукции, опыте ее эксплуатации потребителями. Данная информационная система будет создаваться на базе отраслевых ассоциаций бизнеса, экспертных структур, и в перспективе может быть использована для повышения инновационной направленности государственных закупок.

VI. Эффективная наука

Российский сектор исследований и разработок насчитывает более 3, 5 тыс. организаций (в 2008 году – 3666), в которых работает более 750 тыс. человек, примерно половина из которых – исследователи. Внутренние затраты на исследования и разработки в последние годы (до кризиса 2008 года) росли в абсолютном выражении , но при этом по отношению к ВВП составляют чуть более 1 % (в 2008 году – 1,04%). По объему затрат (по паритету покупательной способности) Россия близка к таким странам ЕС, как Италия, а по численности исследователей намного превышает крупнейшие страны Европы, любую из стран Европы.

Структура сектора относительно стабильна: основная часть науки по-прежнему сосредоточена в специализированных научно-исследовательских организациях (в том числе, чуть более 20% в организациях государственных академий наук) и конструкторских организациях (более 20%). Несмотря на тенденцию к опережающему росту в предкризисные годы доли вузовского сектора науки (рост доли персонала занятого ИР с 4,2% в 2005 году до 5,3% в 2008) и численности занятых исследованиями и разработками на промышленных предприятиях (рост доли с 5,3% до 6,8%), эти сегменты науки остаются относительно недоразвитыми по отношению к другим странам.

По раду направлений не снижается, а часто и повышается средний возраст исследователей, а удельные затраты в расчете на одного занятого растут, но все еще в 3-5 раз ниже, чем странах ОЭСР. Низкой по отношению к развитым странам остается и результативность научных исследований, измеряемая патентной и публикационной активностью и индексами цитирования. Отчасти такое положение связано с тем, что в России низка доля финансирования науки из внебюджетных источников, но одним из главных факторов является низкая эффективность самих государственных расходов, неоптимальная структура сектора, характеризуемая большим числом неэффективных организаций и исследовательских подразделений.

Глобально конкурентоспособный и динамично развивающийся сектор генерации знаний является фундаментом инновационной экономики, одним из важнейших источников информации для инновационных решений во всех областях экономики. Важен не только и не столько размер этого сектора, сколько его качество и эффективность функционирования.

Стратегической задачей в части развития науки является возвращение России в число ведущих мировых научных держав, способной проводить прорывные фундаментальные и прикладные исследования по актуальным для мировой экономики и науки и приоритетным для России направлениям.

Эффективный сектор генерации знаний должен обладать способностью гибко реагировать на новые мировые тенденции и потребности национальной экономики и общества, обеспечивать тесное взаимодействие между сферой фундаментальных, прикладных исследований и сектором высшего образования, а также эффективно осуществлять коммерциализацию новых технологических решений.

Достижение глобальной конкурентоспособности научного комплекса требует решения целого ряда задач, включая повышение качества кадрового потенциала, реструктуризацию сети научных организаций, радикальное повышение эффективности расходования выделяемых на поддержку науки средств, наращивания исследовательского потенциала на ключевых направлениях, инвентаризацию созданных компонент национальной инновационной системы, развитие инструментов и механизмов координации и взаимодействия всех участников инновационного процесса.

Решение указанных задач будет достигаться за счет реализации мер по трем основным направлениям повышения эффективности и результативности:

Первое - аудит качества действующих организаций, и при необходимости принятие решений об их реструктуризации (ликвидации неэффективных структурных подразделений, слиянии организаций, изменении организационно-правовой формы, приватизации и т.п.), что должно привести к сокращения числа неэффективно работающих учреждений в сфере науки и образования и ликвидации неэффективных структурных подразделений, полностью утративших потенциал для проведения исследований на современном уровне, концентрации работоспособных кадров в эффективных организациях и повышении уровня их материально-техническо оснащенности.

Второе - повышения эффективности работающих организаций путем создания дополнительных стимулов к повышению результативности работы отдельных исследователей и исследовательских коллективов, формирования новых моделей карьерного роста и продвижения исследователей и руководителей, реализующих принципы позитивного отбора наиболее талантливых из них.

Третье - дальнейшей концентрации ресурсов на приоритетных направлениях и формирования сети научно-исследовательских центров, исследовательских университетов и центров превосходства, обладающих глобальной конкурентоспособностью и обеспеченных материально-техническими и информационными ресурсами для проведения исследований на уровне лучших мировых центров в соответствующей области.

Наши рекомендации