Решение поставленных задач предполагает выделение знаний, умений, навыков, уровней воспитанности, являющихся показателями их реализации
Педагогическое решение предполагает создание системы выработки определенных (в соответствии со спецификой предмета и возрастными особенностями детей) навыков-умений.
На занятиях православной культуры у детей развиваются навыки и потребности общения с объектами православной культуры: с Библией – величайшим памятником мировой литературы, литературой о жизни святых, православных традициях и ценностях, отраженных в произведениях искусства и в окружающей жизни. Для этого занятия с детьми рассматриваются как практические и творческие.
Умения в области православной культуры предполагают творческое применение полученных знаний в повседневной жизни. Например, полученные знания о детстве преп. Сергия Радонежского, об отношениях в семьях других святых не только помогают ребенку увидеть примеры, но и становятся средством формирования системы отношений в семье (послушания старшим, почитания каждого члена своей семьи), умения выполнять свои обязанности по отношению к близким, товарищам и т.д.).
V. Ожидаемый результат:
1. Дети должны усвоить основные положительные нравственные качества человека: (вежливость, верность, вера в человека, правдивость, скромность, совесть, терпимость, трудолюбие, уважение, человечность, честность, чуткость.)
- Важные категории и понятия этики: (добро и зло, правда и ложь, обман, корысть, этика, этикет, культурный человек, манеры, общение, поведение, чувство, любовь, дружба, забота, обида)
- Общие понятия гражданско-правового сознания: (Родина, патриот, патриотизм, подвиг, герой, обязанность, ответственность, право, устав, режим)
2. Дети должны знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения;
▪ оперировать понятиями «закон», «устав», «права», «обязанности»;
▪ правильно вести себя в общественных местах (школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье;
▪ быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях;
▪ уметь самостоятельно управлять собой, без посторонней помощи пытаться и решать некоторые свои психологические проблемы;
▪ демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его, признавать свою неправоту в случае ошибки, которых не следует бояться);
▪ осознавать необходимость доброй взаимосвязи с другими людьми, как самой большой человеческой ценности;
▪ осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие;
▪ различать плохие и хорошие поступки; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей; достойно вести себя в случае, когда от твоего слова что-то зависит;
▪ терпимо относиться к людям, вещам и взглядам; выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не желать мести;
▪ управлять страхом неудачи (получить двойку, замечание);
▪ действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека;
▪ выглядеть опрятно и аккуратно;
▪ осознанно оперировать понятиями «Родина», «любовь к Родине»; знать историю православной культуры, гордиться символами Государства; культурой и традициями своей Родины.
В рамках требований учащиеся должны:
-называть и показывать;
-определять и измерять, фиксировать;
-описывать, составлять;
-объяснять;
-прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения программного материала, помимо знаний и умения охарактеризовать термины и понятия в содержательном плане, также является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социально-культурном, бытовом контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами.
Можно выделить следующие универсальные учебные действия:
Личностные:
осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и государства (идентичность);
развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем — осознание ответственности за сохранение культурно-исторического наследия России;
знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён вистории Родины, знаменитых памятников православной культуры и святынь нашей земли;
осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, какблагодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;
умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;
настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.
Метапредметные:
Предметные:
развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;
знание памятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей;
развитие умения соотносить имена выдающихся исторических личностей с основнымивехами и важнейшими событиями родной истории;
развитие умения видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы и понимать их смысл;
развитие умения соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;
приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;
усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;
приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;