VII. Изучение нового материала
Работа с учебником (правило — с. 54, упражнение 81, с. 55).
-Составьте из слов предложение. Поставьте вопросы от одного слова к другому.
Однажды утром медвежонок побывал в гостях у кролика.
Медвежонок (что сделал?) побывал; побывал (когда однажды утром; побывал (где?) в гостях; побывал (у когс у кролика.
Составление схемы предложений.
Посмотрите, как показана связь слов в предложении.
В небе звенит песня жаворонка.
Звенит в небе; песня жаворонка; песня звенит.
Установите связь слов при помощи вопросов.
Прочитайте предложения, если допущены ошибки, исправь.
Небо заволокли тяжелые тучи.
Заволокли небо; тучи заволокли; тучи тяжелые.
Послышались глухие раскаты грома.
Послышались грома; раскаты послышались; раскаты глухие
Работа в группах.
1 группа — составьте по схемам предложения.
.
.
2 группа — составьте предложения по вопросам: «Что делает?», «какой?», «кто?». (Поет звонкий соловей.) «Как?», «что делают?», «какие?», «кто?». (Весело щебечут хлопотливые воробьи.)
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
-Чем занимались на уроке?
— С какими трудностями встретились?
— Что нового узнали на уроке?
IX. Домашнее задание
Упражнение 84, с, 56.
ТЕМА:
Предложение и словосочетание
Цель: создать условия учащимся для знакомства со словосочетанием;
учить выделять словосочетания в структуре предложения, строить словосочетания с различными синтаксическими отношениями;
развивать связную письменную и устную речь;
вырабатывать орфографический навык письма;
формировать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой
-Давайте поприветствуем сегодняшний день.
* * *
Пробудилось утро!
Здравствуй, день!
Здравствуй, класс уютный!
— А вам уютно в нашем классе? Значит, у вас должно создаться хорошее настроение и самочувствие. Теперь можно начинать урок.
II. Сообщение темы и цели урока
-На этом уроке мы познакомимся со словом «словосочетание», будем учиться выделять словосочетания в структуре предложений, а также составлять словосочетания.
III. Чистописание
** *
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает.
Может только показать,
Как согласную читать. (Мягкий знак.)
ьььъ ьььь
мт бъи ть сью
-Что вы знаете о мягком знаке?
— Что мягкий знак обозначает на письме?
Догадайтесь, как превратить слова:
хор — в хищного зверька;
мел — в мелкое место;
кон — в домашнее животное. (Хорь, мель, конь.)
Запишите пословицу и объясните ее смысл. Птица красна перьями, а человек — уменьем. Объясните написание «ь».
IV. Актуализация знаний.
-Из чего состоит наша речь? Из чего состоят предложения? (Ответы.)
— Как связаны между собой слова в предложении?
— Как найти в предложении слова, которые связаны по смыслу? (Нужно поставить вопрос от одного слова к другому.)
Эти знания нам пригодятся сегодня.
V. Проверка домашнего задания
-Сколько предложений у вас получилось? Установите (устно) связь слов в 4-м предложении.
— Как связаны между собой слова?
VI. Орфографическая разминка
Собрались и пол..тели
Утки в д..льнюю д..рогу.
Под к..рнями старой ели
М.стерит м..дведь берлогу. (Е. Головин.)
-Прочитайте отрывок из стихотворения. Определите тему. Объясните пропущенные орфограммы.
— Как установить связь слов в предложении? (Ответы.)
1 вариант — составьте схему (графически) первого предложения.
2 вариант — составьте схему (по вопросам) второго предложения.
Комментированное письмо. (Один ученик работает у доски.)
Осенью расплакались стройные березки.
— Почему березки расплакались?
Установите связь слов в предложении и запишите. (Березки (что сделали?) расплакались; березки (какие?) стройные; расплакались (когда?) осенью.)
VII. Изучение нового материала
Работа над толкованием слова «словосочетание».
-Из каких двух слов состоит это слово — «словосочетание»?
— Что означает слово «сочетание» сейчас узнаем из «Школьного толкового словаря русского языка»: «сочетать, сделать (делать) существующим вместе, одно наряду с другим».
Значит, словосочетание — это два или более слова, существующих вместе (в смысловой связи).
Работа над словосочетанием
Разбор предложения на доске.
- Найдите главные члены предложения.
Осенний ветер срывает последние листья с деревьев. (Подлежащее — ветер, сказуемое — срывает.)
- Найдите в предложении другие слова, которые связаны по смыслу сначала с подлежащим, затем со сказуемым или между собой. (Ветер (какой?) осенний; срывает (что?) листья; листья (какие?) последние; срывает (с чего?) с деревьев.)
(Эти словосочетания записываются на доске.)
- Попробуйте отыскать в каждой паре главное, на ваш взгляд, слово и слово, которое от него зависит.
— Вопросы ставим от главного к зависимому слову или наоборот? (От главного слова к зависимому.)
Вывод: в состав каждой пары слов входит главное и зависимое слово; вопрос ставится от главного слова к зависимому; такие пары слов называются словосочетаниями.
Физкультминутка
Упражнения выполняются согласно тексту.
Нас ждут другие задания впереди, Влево-вправо повернись.
Но чтобы справиться с ними, Раз — присядь, два — поднимись.
Отдохнуть мы все должны. Зайке холодно сидеть,
Девочки и мальчики, Надо лапочки погреть —
Представьте, что вы зайчики. Хлопать ими, потереть.
Раз, два, три, четыре, пять — Зайке холодно стоять,
Начал заинька скакать. Надо зайке поскакать.
Лапки вверх и лапки вниз, Кто-то зайку испугал,
На носочках подтянись, Зайка — прыг и ускакал.
Работа с учебником (правило — с. 57—58).
Осмысление нового материала
— Что называется словосочетанием?
— Как устанавливается связь между словами в словосочетании?
— Какое слово является главным в словосочетании? Какое — зависимым?
— Почему подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием?
Помните о том, что главные члены предложения не являются по отношению друг к другу ни подчиняющими, ни подчиненными, они равноправны, взаимозависимы, взаимно влияют друг на друга. Поэтому разбор предложения лучше начинать с отыскания главных членов.