II.Сообщение темы и цели урока
-Мы продолжаем путешествие по Грамматическому царству, Орфографическому государству. Сегодня мы будем изучать главные члены предложения, будем учиться определять главные члены в предложении.
III. Актуализация знаний
-Для начала давайте попробуем выбрать вид транспорта, на котором будем путешествовать. (Путешествие должно проходить на корабле.)
Согласна, ведь Королевство Предложений омывают три моря.
— Какие же это моря? (Море Повествования, море Восклицания и море Вопросов.) (На доске размещается плакат.)
Раз есть три моря, то нужны и три корабля, чтобы одновременно плыть по разным морям.
Давайте сделаем так: первый ряд будет путешествовать по морю Повествования, второй ряд — по морю Восклицания, а третий — по морю Вопросов.
Итак, вперед, мореплаватели! Мы можем отправляться в путешествие по Королевству Предложений. Но как, же мы поплывем без капитанов? Давайте выберем капитана для каждой команды. Им может стать тот, кто лучше умеет держать штурвал. Для этого вы должны прочитать зашифрованное на «штурвале» предложение, записать его, выразительно прочитать вслух и доказать, что это действительно предложение Кто первым справится, тот и поведет свой корабль по морю.
1-й ряд— «Осенью лес стоит в разноцветном убранстве» (Это повествовательное предложение. Оно выражает законченную мысль. В предложении сообщается о лесе и о том, что он стоит в разноцветном убранстве. В конце предложения ставится точка)
2-й ряд— «Как красив осенний лес!». (Это предложение выражает чувство восхищения, оно восклицательное. В конце предложения ставится восклицательный знак.)
3-й ряд— «Что делают дети осенью?». (Это предложение содержит вопрос. Оно вопросительное. В конце предложения ставится вопросительный знак.)
Капитанов мы выбрали, но чтобы наши корабли не потерпели крушения, мы должны вспомнить три волшебных правила тех морей, по которым поведем свои корабли. (Капитаны рассказывают о повествовательном, вопросительном и восклицательном предложениях. Затем они получают отличительные знаки с надписями: «Капитан», «Капитан!», «Капитан?»).
Итак, теперь мы можем отправляться. А по дороге будем вести путевые записки. То есть все, что увидим и услышим во время нашего путешествия, запишем в свой путевой дневник (тетрадь).
IV. Орфографическая разминка
* * *
К..рабелыцики д..вятся, На знакомом острову
На к..раблике т..лпятся: Ч..до видят наяву.
(А. С. Пушкин.)
—Прочитайте, объясните пропущенные орфограммы.
—Спишите. В родственных словах выделите корень.
—Определите количество предложений.
— О каком чуде говорится в стихотворении?
— О ком говорится в предложении?
— Что говорится о корабельщиках?
V. Чистописание
мМм
омо лмл смс уму шмш
Море, м..рской, м..ряк.
—Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
VI. Изучение нового материала
Зрительный диктант
На несколько секунд учитель показывает предложения, а дети стараются запомнить прочитанное и записать по памяти в тетрадь: «В порту стоят корабли. Капитан поднялся на мостик».
-А сейчас мы определим, куда же именно отправятся наши корабли. Как вы думаете, в какие города? (Ученики делают свои предположения, так как названия городов на карте закрыты листочками бумаги.)
Названия этих сказочных населенных пунктов — город Подлежащее и город Сказуемое.
Работа с учебником (правило — с. 46).
Учащиеся знакомятся с главными членами предложения.
Практическая работа
—Для того чтобы не сбиться с курса, отметим свой путь графически, то есть подчеркнем в записанных нами предложениях подлежащее и сказуемое.
— Кто готов прокомментировать свою работу? (В порту стоят корабли. В предложении говорится о кораблях. (Что?) корабли — это подлежащее, подчеркиваем одной чертой. Корабли (что делают?) стоят — это сказуемое, подчеркиваем двумя чертами.)
Аналогичная работа проводится со вторым предложением. Все выполняют работу в тетрадях.
—Мы уже находимся у причалов городов, но чтобы городские ворота открылись перед нами, нужно знать волшебные слова. Как вы думаете, какие? (Подлежащее обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопросы «кто?» или «что?».)
Учитель открывает на карте город с названием Подлежащее. Такая же работа проводится и при ознакомлении с городом Сказуемое.
Физкультминутка
VII. Закрепление изученного
—Нам еще предстоит сложное задание. Пока мы плыли на кораблях домой и любовались природой, по радио было получено задание от короля Предложения. Он сообщает, что тот, кто справится с его заданием, получит титул почетного гостя королевства Предложений, который дает право свободного, гулять по просторам вверенного ему государства.
Разноуровневая работа (учащиеся выбирают любое задание)
1 уровень — подчеркните главные члены предложения,
Кудрявая береза стоит у реки. Ветерок шевелит молодые листочки.
2уровень — найдите предложение, поставьте в конце его нужный знак препинания; подчеркните главные члены предложения.
Воробей клевал крошки хлеба
Пушистый кот Васька грелся на
Ира на крыльце кормит
Живет лес белочка
Летом она сушила грибы и
Зимой белка в дупле грызет орехи
3уровень — из данных слов составьте предложения, запишите их; подчеркните подлежащее и сказуемое.
Увидели, грача, на, дворе, мальчики, поздней, и, осенью, больного, е дом, в, принесли. В, каждый, пору, зимнюю, след, птиц, виден, чистом, зверей, и, снегу.
—Итак, с заданием справились все. Король Предложение удостоверяет, что ученики третьего класса достойно справились со всеми трудностями изучения правил королевского величества. Он жалует всех титулом почетных гостей их владений и разрешает всем беспрепятственно гулять по просторам своего волшебного королевства.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия
—Какую тему мы изучали на этом занятии?
— Понравилось вам наше путешествие?
— Довольны ли вы своими ответами?
— Чтобы вам хотелось еще повторить?
IX. Домашнее задание.
Упражнение 68, с. 48.
ТЕМА: Главные члены предложения
Цель: учить выделять главные члены предложения;
развивать умение устанавливать связь между словами при помощи вопросов;
обогащать словарный запас учащихся, развивая при этом орфографическую зоркость; повторить правила проверки безударной гласной в корне слова;
воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологический настрой.
Долгожданный дан звонок.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Дети.Все на месте, все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки.
В путь пойдем мы спозаранку,
Не забудем про осанку.
Дети.Мы проверили осанку
И свели лопатки — так,
Повернулись, улыбнулись
Сели на места.
- Итак, девиз нашего урока: «Узнавай новое! Пиши без ошибок!»
В этот замечательный осенний день нас приглашает к себе на урок царица Грамматика. Послушаем, что скажут о ней ребята.