Xix. исследование понимания речи
А. Характеристика пассивного словаря
1. Объём словаря ______________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Точность понимания слов _____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
Б. Понимание различных грамматических форм словоизменения
1. дифференциация единственного и множественного числа существительных
СТОЛ –СТОЛЫ СТУЛ-СТУЛЬЯ БЕРЁЗА - БЕРЁЗЫ
ДОМ - ДОМА ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ
2. различение предложно-падежных конструкций:
В НА ПОД ПО НАД ПЕРЕД ЗА ОКОЛО
В-ИЗ НА-С ПОД - ИЗ-ПОД
3. Дифференциация форм словообразования
А) дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов
ДОМ-ДОМИК ОДЕЯЛО-ОДЕЯЛЬЦЕ ЗАМОК-ЗАМОЧЕК
СТУЛ-СТУЛЬЧИК ПОДУШКА-ПОДУШЕЧКА
Б) дифференциация существительных, образованных с помощью суффикса ИНК:
ВИНОГРАД – ВИНОГРАДИНКА БУСЫ-БУСИНКА РОСА-РОСИНКА
В) дифференциация глаголов с различными приставками (шёл, ушёл, зашёл, вошёл, отошёл, вышел, перешёл) _______
______________________________________________________________________________________________________
4. Понимание словосочетаний и простых предложений
А) понимание словосочетаний
“Покажи ключом карандаш” _____________________________________________________________________________
“Покажи ключ карандашом” _____________________________________________________________________________
“Где собака хозяина, хозяин собаки?”_____________________________________________________________________
“Где мама дочки, дочка мамы?”__________________________________________________________________________
б) понимание простых распространённых предложений
Покажи картинку: Девочка рвёт цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.
В) понимание вопросительных предложений:
- Кого ловит девочка? _______________________________________
- Чем девочка ловит бабочку? ________________________________
- Кто ловит бабочку? ________________________________________
Г) понимание сложно-подчинённых предложений и сложных логико-грамматических конструкций (с 6 лет):
- Петю догоняет Миша. Кто бежит первым? ________________________
- Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади? _______________________
- Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш? _______________________
- Папа читал газету после того, как пообедал. Когда папа читал газету: до обеда или после? ______________
Д) понимание связной речи _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД: ____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________
XX. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
1. Исследование активного словаря
А) конкретные существительные (назвать картинки по лексическим темам) ____________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
б) обобщающие понятия (назвать одним словом группу предметов) ___________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________
в) существительные, обозначающие части тела, части предметов;
с 5 лет:
- части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др. ______________________________________________
- части одежды: рукав, воротник, пуговица ________________________________________________________________
- части мебели: спинка, ножка, сиденье ___________________________________________________________________
- части машины: дверца, колёса, руль, кабина______________________________________________________________
с 6 лет:
- части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь_______________________________________________________________
- части одежды: воротник, манжета, петля ________________________________________________________________
- части машины: кузов, кабина, фары, мотор ______________________________________________________________
- части окна: рама, подоконник, стекло __________________________________________________________________
- название профессий _________________________________________________________________________________
г) глагольный словарь
с 5 лет:
-Что ты делаешь в течение дня? _________________________________________________________________________
- Кто как передвигается? _______________________________________________________________________________
- Кто как кричит? _____________________________________________________________________________________
c 6 лет:
-Кто какие звуки издаёт? ______________________________________________________________________________
- Кто что делает? (с использованием названий профессий людей) _____________________________________________
д) прилагательные
- обозначающие цвет (белый, чёрный, красный, синий, зелёный – с 4 лет; коричневый, розовый, голубой, оранжевый – с 5 лет) _______________________________________________________________________________
- обозначающие форму (круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный) _______________________
е) подбор антонимов (6 лет):
ДОБРО – ГОРЕ- ДРУГ-
БОЛЬШОЙ- ШИРОКИЙ- ВЫСОКИЙ-
ПОДНИМАТЬ - ДАВАТЬ- ПОКУПАТЬ-
2. Состояние словоизменения
а) употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (с 4 лет):
СТОЛ- КУКЛА- УХО-
СЛОН- РУКАВ- ГЛАЗ-
РОТ- ЛИСТ- ДЕРЕВО-
ОКНО- СТУЛ- ВОРОБЕЙ-
ПЕНЬ- ЛЕВ- СОН-
Б) употребление существительных в косвенных падежах без предлога:
У меня есть карандаш (кукла) __________________________________________________________________________
У меня нет __________________________________________________________________________________________
Я рисую ____________________________________________________________________________________________
В) употребление формы родительного падежа множественного числа (Много чего?) – с 5 лет
ШАР- СТОЛ- ДОМ-
БЕРЁЗА- ЧАШКА- КНИГА-
ДЕРЕВО- ЛИСТ- СТУЛ-
МЯЧ- КЛЮЧ- КАРАНДАШ-
г) употребление предложно-падежных конструкций
В НА ПОД НАД ЗА ПЕРЕД ОКОЛО
д) согласование существительного и прилагательного в роде и числе
ШАР- МАШИНА- ПЛАТЬЕ- КАРАНДАШИ-
е) согласование числительных с существительными
2 5
ДОМ- ________________________________________________________________________________________________
КУКЛА - _____________________________________________________________________________________________
ШАР - _______________________________________________________________________________________________
ЖУК- ________________________________________________________________________________________________
3) Состояние словообразования
а) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:
СТОЛ- ГНЕЗДО- ОКНО-
КРОВАТЬ- ПЛАТЬЕ- ДОМ-
ЛОЖКА- КУКЛА- ШКАФ
б) образование названий детёнышей животных
КОШКА (с 4 лет)- ЗАЯЦ (с 5 лет) - КОРОВА (с 6 лет)-
УТКА (с 4 лет)- МЕДВЕДЬ (с 5 лет)- СОБАКА (с 6 лет)-
ЛОШАДЬ (с 6 лет)- ОВЦА (с 6 лет) - СВИНЬЯ (с 6 лет)-
в) образование прилагательных от существительных (с 6 лет)
ДЕРЕВО- МЕТАЛЛ-
МЕХ- СОЛОМА-
РЕЗИНА- КИРПИЧ-
БУМАГА- СНЕГ-
ПУХ- ШЕРСТЬ-
БРУСНИКА- ЧЕРНИКА-
НОРА ЛИСЫ- ЛАПА МЕДВЕДЯ-
ХВОСТ ЗАЙЦА- УХО ВОЛКА-
Г) образование приставочных глаголов (с 6 лет)
ХОДИТ- УХОДИТ-ВХОДИТ-ВЫХОДИТ-ПЕРЕХОДИТ
БЕЖИТ-УБЕГАЕТ-ВБЕГАЕТ-ВЫБЕГАЕТ-ПЕРЕБЕГАЕТ
Д) образование глаголов совершенного вида – с 6 лет
рисовал- писал- делал-
ВЫВОД:____________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________
XXI.СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
(пересказ для детей 4-5 лет, рассказ по серии сюжетных картинок – для детей 6 лет)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое заключение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________