Анализ раздаточного материала

· Выберите фрагмент своей исследовательской работы

· Представьте конкретную ситуацию для презентации выбранного фрагмента (где – конференция, форум и пр.; для какой аудитории)

· Продумайте необходимость разработки раздаточного материала. Предназначены ли формат и содержание для того, чтобы
- проинформировать
- проиллюстрировать
- подтолкнуть к размышлению
- спровоцировать индивидуальное или групповое интерактивное действие
- служить формой ведения записей
- стимулировать дальнейшее исследование

· Выберите соответствующий формат раздаточного материала

· Будете ли вы использовать:
- цветовое оформление
- рисунки
- формат списка
- крупный шрифт
- интерактивный формат?

Все выше упомянутые рекомендации относительно раздаточного материала в равной степени применимы к презентациям PowerPoint – ведь зачастую раздаточный материал дублирует содержание слайдов. Презентации PowerPoint обладают несомненными достоинствами: есть возможность выбора из готовых форматов; материал демонстрируется на широком экране; есть возможность работы в режиме online; слайды можно редактировать и использовать для других презентаций.

Вместе с тем, презентации PowerPoint имеют ряд недостатков, как-то: заданный статичный формат; необходимость заголовка для каждого слайда означает, что требуется несколько слайдов для изложения сложного материала; использование презентации в затемненной комнате может привести к снижению концентрации внимания слушателей. Но, пожалуй, самым главным недостатком является неумение авторов создавать качественные слайды – часто на слайде представлен длинный текст, скопированный из книги или журнала, или несколько едва различимых графиков, или картинка или анимация, не имеющая нечего общего с содержанием выступления.

Вот, например, как должен выглядеть хороший слайд.

Рекомендации по составлению слайдов

  • 1-2 слайда на 1 минуту презентации
  • Изложение информации – конспективное, не целыми предложениями
  • Максимум 6 пунктов на слайд
  • Использование ключевых слов и фраз
  • Максимум 6 – 10 слов на 1 пункт
  • Графики и визуальные средства (при необходимости)

Практика

Этап практики предполагает репетицию вашего выступления. Мы уже говорили об отличии между письменной формой доклада и сценарием выступления (как существует большая разница между романом и сценарием фильма, поставленного по этому произведению). Устное выступление, предполагает определенную долю импровизации – но импровизации в рамках выстроенного сценария.

Обязательно прорепетируйте свое выступление с секундомером в руке. Ведите учет не только того времени, когда вы говорите, но и того времени, которое потребуется аудитории на прочтение текста слайда или просмотр графика. Если вы планируете использовать интерактивный формат, учитывайте время, которое потребуется для выполнения задания.

Специалисты по развитию презентационных навыков рекомендуют репетировать перед зеркалом или сделать видеозапись своего выступления. Во время репетиции принимайте во внимание все элементы реальной презентации. Подготовьте себя к любым неожиданностям, например, вас может подвести оборудование. На этот случай у вас есть раздаточный материал, текст сценария с выделенными заголовками или развернутый план выступления на карточках. Вы можете легко построить свой доклад на этом.

Презентация

Перед началом выступления проверьте аудиторию, в которой вы будете выступать, работу оборудования, качество раздаточного материала, в порядке ли ваши заметки и слайды. Определитесь, где вы будете стоять, чтобы не заслонять визуальный материал. Вокруг вас должно быть достаточно свободного пространства.

Во время выступления следуйте следующим рекомендациям:

· Представьтесь для того, чтобы привлечь внимание слушателей. Назовите тему своего выступления, сформулируйте цели и задачи.

· Убедитесь, что имеется достаточное количество раздаточного материала. Убедитесь, что материал слайдов виден присутствующим. Убедитесь, что вас слышат на последних рядах – это важно!

· Говорите четко и ясно, не очень быстро, но и не очень медленно, иначе может сложиться впечатление, что вы тянете время, так как вам нечего сказать.

· Расположите свои записи так, чтобы вы их могли хорошо видеть. Кафедра отдаляет от аудитории, но позволяет удобно расположить записи на уровне глаз.

· Объясните сложные термины или названия, используйте записи на доске, раздаточный материал или слайды.

· Выделяйте основные моменты своего выступления, повторяя их и обращаясь к ним в слайдах, используя карандаш или ручку в качестве указки.

· Не поворачивайтесь спиной к слушателям.

· Слайды должны быть четкими, ясными и не перегруженными информацией.

· Не читайте текст!

· Поддерживайте визуальный контакт с аудиторией. Это не означает, что нужно уставиться на одного человека. Должно создаваться впечатление, что вы охватываете всю аудиторию и говорите с каждым.

· Избегайте ненужных телодвижений и жестов, как-то: бренчание ключами или мелочью, постоянное хождение взад-вперед, покачивание на каблуках или из стороны в сторону; игра с ручкой или скрепкой, попавшейся под руку.

· Избегайте использования ненужных речевых оборотов и так называемых слов-паразитов. Если в поведении присутствует маньеризм, аудитория склонна переключить свое внимание на его проявления, а не на содержании доклада.

· Старайтесь соблюсти регламент выделенного вам на выступление времени, особенно если после вас есть следующий выступающий. Ваше выступление должно завершиться структурированным заключением, которое подведет итог всему, сказанному вами (заключительный абзац).

После окончания выступления будьте готовы ответить на вопросы, которые возникли у слушателей во время вашего доклада. Очень часто этот этап проходит более оживленно, чем сам доклад.

Существуют несколько типов людей, которые любит задавать сложные и каверзные вопросы. Первый тип людей задает вопросы с единственной целью заставить вас еще раз объяснить то, что вы уже объяснили. Здесь вам поможет предварительная репетиция выступления и знание своего предмета. Поэтому такого рода вопросы не являются такими уж сложными. Действительно сложные вопросы могут звучать от тех, кто хочет поспорить с вашей точкой зрения или представленными фактическими данными. В этом случае вам нужно заранее продумать свою стратегию поведения.

Если кто-то задает вопрос, перебивая ваше выступление, попросите их подождать до конца презентации – иначе вы «собьетесь с курса». Если вопрос достаточно простой, можно на него ответить сразу же. Если вам задан вопрос о статистических данных, которые вы в данный момент не можете прокомментировать, или же вопрос поднимает проблему, не раскрытую в вашем выступлении, поблагодарите за вопрос и предложить обсудить его после окончания выступления.

После окончания доклада будьте готовы поделиться своей работой с интересующимся лицам. Не забудьте дать необходимые ссылки с тем, чтобы они в дальнейшем могли вас процитировать.

Материал, подготовленный и представленный на научном мероприятии, может быть опубликован. Публикации, наряду с докладами и презентациями, являются неотъемлемой частью работы над диссертацией и научной работы в целом, так как они позволяют вам внести свой вклад в научно-исследовательскую культуру, а также сделать свое имя известным среди других специалистов в данной области.

Прежде чем написать тезисы или статью для публикации, внимательно ознакомьтесь с требованиями данного печатного издания, а также с характером предыдущих публикаций.

7. Организация научно-исследовательской работы в
магистратуре

В соответствии с Государственными образовательными стандартами ВПО по направлениям магистерской подготовки, основная образовательная программа магистранта состоит из образовательной и научно-исследовательской составляющих. Научно-исследовательская работа студента-магистранта (НИРМ.00) включает: научно-исследовательскую работу в семестре (НИРМ.01), научно-исследовательскую практику (НИРМ.02), научно-педагогическую практику (НИРМ.03) и подготовку магистерской диссертации (НИРМ.04). Общее количество часов, отведенное на научно-исследовательскую работу, распределяется по видам работ в зависимости от специфики магистерской программы, и это фиксируется в учебном плане программы и индивидуальных планах магистрантов.

Наши рекомендации