Б. Формирование фонематического восприятия (дифференциации фонем)
Логопедическая работа по дифференциации фонем проводится при устранении фонематической дислексии, обусловленной нарушением фонемного распознавания, акустической дифференциации звуков речи.
Нарушение слуховой дифференциации звуков речи проявляется в неусвоении букв, в заменах фонетически близких звуков при чтении.
Формирование дифференциации звуков проводится с опорой на различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный. Особенности использования тех или иных анализаторов определяются характером нарушения дифференцировок.
В большинстве случаев при фонематической дислексии замены букв при чтении обусловлены нечеткостью слухового восприятия и слуховых представлений о звуках. Ведущим нарушением при этом является нарушение слуховой дифференциации. Поэтому работу по дифференциации смешиваемых звуков необходимо начинать с опоры на более сохранное зрительное восприятие, тактильные и кинестетические ощущения, получаемые от органов артикуляции во время произношения звуков речи.
Использование кинестезии при дифференциации звуков довольно часто требует предварительной работы по уточнению и развитию кинестетических ощущений с опорой на зрительные и тактильные ощущения.
Способность кинестетического различения отрабатывается в упражнениях по определению различных речевых органов (губ, языка, голосовых складок) во время произношения звуков речи.
Умение различать положение губ отрабатывается первоначально на звуках И-У, поскольку различие в положении губ при произнесении этих звуков значительно.
Упражнения могут быть следующими:
1. Произнести звук И перед зеркалом и сказать, в каком положении при этом находятся губы. При затруднениях в ответе логопед может задать дополнительный вопрос: "Скажи, при произнесении звука И губы растянуты в улыбке или вытянуты вперед?"
2. Произнести звук У перед зеркалом. Ответить, в каком положении при этом находятся губы.
3. Произнести звуки ИУ слитно. Определить, одинаково ли положение губ при произнесении этих звуков.
4. После самостоятельного произнесения звука И определить, в каком положении находились губы (не глядя в зеркало).
5. Произнести звук У, определить положение губ при его произнесении (не глядя в зеркало).
6. Произнести последовательно звуки И-У и ответить, при произнесении какого звука губы растянуты.
7. Произнести звуки И-У и определить, при произнесении какого звука губы вытянуты вперед.
8. Определить звук по беззвучной артикуляции, т.е. по положению губ логопеда.
9. Определить первый и последний звук по беззвучной артикуляции рядов ИУ, УИ.
Аналогичным образом отрабатываются различия в положении губ при произнесении гласных звуков И-А, У-О, согласных М (губы сомкнуты) и Л (губы раскрыты) и др.
Умение кинестетически различать положение кончика языка (приподнят или опущен) формируется на звуках: С-Т, А-Д, А-Л, А-Т.
Различия в способе образования звуков (смычка или щель) уточняются в процессе дифференциации звуков Ш-Т, Ж-Д. Обращается внимание на то, что при произнесении звуков Ш и Ж кончик языка приподнят, но не касается альвеол, а при произнесении Т и Д образуется смычка, кончик языка прижимается к верхним альвеолам (к бугоркам верхних зубов).
Умение кинестетически различать узкий и широкий кончик языка вырабатывается на звуках Н-Л. При произнесении этих звуков кончик языка приподнят и прижимается к альвеолам верхних зубов. Внимание учеников обращается на то, что при артикуляции звука Н кончик языка широкий, а при произнесении Л - узкий.
Различие в работе голосовых складок при произношении звонких и глухих отрабатывается вначале на звуках, не смешиваемых в произношении. Для этого можно использовать тактильные ощущения кисти руки, получаемые при вибрации гортани в момент произнесения звонких звуков. Логопед предлагает детям приложить к гортани большой и указательный пальцы со стороны ладони или тыльную ее сторону. С помощью этих приемов они учатся определять наличие дрожания голосовых складок при произнесении звонких и отсутствие дрожания гортани - при произнесении глухих согласных звуков. В последующем детям можно дать задание определить наличие или отсутствие дрожания гортани при произнесении смешиваемых звонких и глухих звуков.
Такая предварительная работа по развитию кинестетических ощущений подготавливает детей к работе по развитию слухопроизносительных дифференцировок.
В логопедической работе по дифференциации звуков необходимо учитывать, что совершенствование слухопротносительных дифференцировок осуществляется более успешно в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием фонематического анализа и синтеза. Чем точнее представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в нем, тем четче определяет он его характер, правильнее дифференцирует звуки речи. Развитие функции фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию слухопроизносительной дифференциации.
Наиболее часто при фонематической дислексии у детей нарушается дифференциация следующих оппозиционных звуков: аффрикат и звуков, входящих в их состав (Ц-С, Ч-ТЬ, Ч-Щ), звонких и глухих, особенно смычных (Д-Т, Б-П, Г-К), свистящих 3-С, шипящих Ж-Ш, твердых и мягких, свистящих и шипящих (С-Ш, 3-Ж, Ц-Ч). С учетом постепенного усложнения можно рекомендовать следующую последовательность в работе над звуками: Б-П, Д-Т, Г-К, 3-С, Ж-Ш, С-Ш, 3-Ж, Ц-С, Ч-ТЬ, Ч-Щ.
Логопедическая работа по формированию слуховой дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа: первый - предварительный этап работы над каждым из смешиваемых звуков; второй - этап слуховой и произносительной дифференциации смешиваемых звуков.
На первом этапе последовательно уточняется произносительный и слуховой образ каждого из смешиваемых звуков. Работа проводится по следующему плану.
• Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.Например, при уточнении правильной артикуляции звука С необходимо обратить внимание на его произнесение: губы растянуты как бы в улыбке, кончик языка находится за нижними зубами; с помощью тактильного ощущения уточняется, что при произнесении этого звука об разуется узкая холодная струя воздуха, голосовые складки не дрожат. Слуховой образ звука сравнивается с неречевым звучанием (как будто течет вода из крана).
• Выделение звука на фоне слога.Для этого необходимо научить детей выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Так, логопед называет слоги, включающие звук, например, С и не имеющие его (ДА, СА, ВО, НЫ,СЫ, ЛУ, СО, СУ). Дети должны поднять флажок или букву, если в слоге слышится звук С.
• Формирование умения определять наличие звука в слове.Логопед предлагает слова, включающие данный звук и не имеющие его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками. Изучаемый звук необходимо связывать с соответствующей буквой. Впервые буква вводится только после узнавания звука в различном звуковом окружении. В этом случае буква связывается не только с изолированно произнесенным звуком, но и с фонемой, т.е. с обобщенным представлением о звуке. Таким образом, исключается механическая связь буквы и изолированно произнесенного звука, которая может служить дополнительной трудностью при формировании прежде всего слитного чтения слогов и слов.
Для формирования умения определять наличие звука в слове предлагаются следующие упражнения: 1. Поднять букву, соответствующую заданному звуку.
2. Назвать картинки; отобрать те, в названии которых имеется заданный звук (картинки на смешиваемые звуки исключаются). При дифференциации звуков С и Ш, например, на первом этапе включаются только слова со звуком С и без него. Исключаются слова со звуком Ш и другими фонетически сходными звуками (свистящими и шипящими). Примерные картинки: сова, рыба, сумка, парта, лопата, лес, собака.
3. Подобрать к заданной букве картинки, в названии которых имеется соответствующий звук (картинки при этом не называются). Не предлагаются картинки, в названии которых встречаются сходные фонетически и смешиваемые детьми звуки.
Это задание является более сложным, чем предыдущее, так как при его выполнении ребенок опирается не на слуховое восприятие звука или его артикуляцию, а на представление о нем.
4. Придумать слова, которые включают звук, соответствующий предъявленной букве.
5. Разделить страницу на две части. Слева написать букву, справа сделать прочерк. Логопед произносит различные слова. Если ученик услышит слово с заданным звуком, он должен нарисовать кружок (или записать слово) под буквой, если слово не имеет в своем составе нужного звука, кружок ставится (или записывается слово) там, где сделан прочерк.
• Определение места звука в слове:в начале, середине, конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
• Выделение слова с данным звуком из предложения.Предлагается, например, выделить из предложения слова, включающие заданный звук.
По указанному плану отрабатывается каждый из смешиваемых звуков.
На втором этапе проводится сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференциация звуков осуществляется в той же последовательности, что и работа по уточнению слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основная цель этого этапа - различение звуков, поэтому речевой материал должен включать слова со смешиваемыми звуками.
В качестве примера предлагается последовательность логопедической работы по дифференциации звуков С и Ш.