Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)

Данная работа проводится в случае замен или искаже­ний звуков школьниками с дизорфографией в устной речи. Логопедическая работа осуществляется в следующих направ­лениях: развитие сенсорно-перцептивного уровня восприя­тия речи, уточнение слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации. Особое значение при­дается дифференциации фонетически близких звуков: звон­ких и глухих (свистящих, шипящих, смычных), аффрикатов и звуков, входящих в их состав, свистящих и шипящих, твер­дых и мягких звуков. Определена следующая последователь­ность дифференциации звуков: [с] - [ц], [с] - [з], [т] - [щ], [ч] - [ш]. In] - [б], [т] - [д], [ш] - 1ж]. [с] - [ш], [с] - [ж]. Работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа.

Первый этап - уточнение произносительного и слухового образа каждого звука; уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетичес­кие ощущения; выделение звука на фоне слогов, слов.

Второй этап — сопоставление конкретных звуков в произ­носительном и слуховом плане. 168

Развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи способствует уточнению слуховых образов звуков, слогов, слов, является необходимой предпосылкой достижения более высо­кого уровня восприятия (фонематического анализа и синтеза).

Развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем (звонких и глухих, твердых и мягких, гласных и соглас­ных) в устных и письменных заданиях осуществляется по тра­диционной методике.

2.2. Логопедическая работа над ударением

Коррекционная работа по развитию умения определять и выделять ударные звуки является важной предпосылкой усвое­ния орфограмм морфологического и фонематического принци­пов написания, а также одним из условий перехода к последую­щим этапам логопедического воздействия при устранении дизорфографии. Направления работы над ударением у школьни­ков с дизорфографией разработаны с учетом наших исследований, современных представлений о фонетической природе ударения и его восприятия в словах и предложениях, о его подвижности в разных грамматических формах (шесть — шестью). Успешность работы над ударением определяет дальнейшее усвоение слов-омог­рафов (парить — парить), различение грамматических форм для реализации правила правописания безударных гласных, одного и того же слова (норы — норы), создает предпосылки для развития просодической стороны речи учеников с данной патологией. Кор­рекционная работа осуществляется по следующим этапам:

Первый этап - развитие языковых средств, обеспечиваю­щих определение и выделение ударения (силы, интенсивности артикуляции, долготы произношения отдельных звуков в ряду из двух-пяти звуков) с опорой на различные анализаторы (слу­ховой, зрительный, речедвигательный, тактильно-вибрацион­ные ощущения).

Второй этап — развитие умения находить ударные и безу­дарные гласные в слогах.

Третий этап — развитие умения находить ударные и безу­дарные гласные в словах.

за — зы — зо за — зы — зо за — зы — зо

гу — го — гы гу — го — гы гу — гб — гы

Процедура и инструкция — те же.

В. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударени­ем (с разными гласными и фонетигест далекими согласными): ча — ву — но ча — ву — но ча — ву — но

пы — шо — хо пы — шо — хо пы — шо — хо

Процедура и инструкция — те же.

Г. Повторение рядов из трех слогов с меняющимся ударени­ем с разными гласными и фонетигески близкими согласными): со — ца — ту со — ца — ту со — ца — ту

та — чи — шо та — чй — шо та — чи — шо

Процедура и инструкция — те же.

2.1.3. Развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем)

Данная работа проводится в случае замен или искаже­ний звуков школьниками с дизорфографией в устной речи. Логопедическая работа осуществляется в следующих направ­лениях: развитие сенсорно-перцептивного уровня восприя­тия речи, уточнение слуховой дифференциации, закрепление произносительной дифференциации. Особое значение при­дается дифференциации фонетически близких звуков: звон­ких и глухих (свистящих, шипящих, смычных), аффрикатов и звуков, входящих в их состав, свистящих и шипящих, твер­дых и мягких звуков. Определена следующая последователь­ность дифференциации звуков: [с] - [ц], [с] - [з], [т] - [щ], [ч] - [ш]. In] - [б], [т] - 1д], [ш] - [ж], [с] - [ш]. 1с] - [ж]. Работа по дифференциации конкретных пар смешиваемых звуков включает два этапа.

Первый этап - уточнение произносительного и слухового образа каждого звука; уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетичес­кие ощущения; выделение звука на фоне слогов, слов.

Второй этап — сопоставление конкретных звуков в произ­носительном и слуховом плане. 168

Развитие сенсорно-перцептивного уровня восприятия речи способствует уточнению слуховых образов звуков, слогов, слов, является необходимой предпосылкой достижения более высо­кого уровня восприятия (фонематического анализа и синтеза).

Развитие фонематического восприятия, дифференциации фонем (звонких и глухих, твердых и мягких, гласных и соглас­ных) в устных и письменных заданиях осуществляется по тра­диционной методике.

2.2. Логопедическая работа над ударением

Коррекционная работа по развитию умения определять и выделять ударные звуки является важной предпосылкой усвое­ния орфограмм морфологического и фонематического принци­пов написания, а также одним из условий перехода к последую­щим этапам логопедического воздействия при устранении дизорфографии. Направления работы над ударением у школьни­ков с дизорфографией разработаны с учетом наших исследований, современных представлений о фонетической природе ударения и его восприятия в словах и предложениях, о его подвижности в разных грамматических формах (шесть — шестью). Успешность работы над ударением определяет дальнейшее усвоение слов-омог­рафов (парить — парить), различение грамматических форм для реализации правила правописания безударных гласных, одного и того же слова (норы — норы), создает предпосылки для развития просодической стороны речи учеников с данной патологией. Кор­рекционная работа осуществляется по следующим этапам:

Первый этап — развитие языковых средств, обеспечиваю­щих определение и выделение ударения (силы, интенсивности артикуляции, долготы произношения отдельных звуков в ряду из двух-пяти звуков) с опорой на различные анализаторы (слу­ховой, зрительный, речедвигательный, тактильно-вибрацион­ные ощущения).

Второй этап — развитие умения находить ударные и безу­дарные гласные в слогах.

Третий этап — развитие умения находить ударные и безу­дарные гласные в словах.

Предлагаются следующие упражнения.

A. Нахождение ударных и безударных гласных в слогах (при их повторении). Учащемуся предлагается прослушать слоговой ряд из двух, а затем из трех слогов (па — бо, са — сы, ку — гы, аф — ка — ру, па — лб — вы, но — ши — че), повторить и на­звать в нем ударный гласный.

Б. Нахождение ударных и безударных гласных в слогах (без их повторения). Ученику предлагается найти и назвать ударный гласный в произнесенных логопедом слогах (да — ро, ша — жй, мй — ка — ну — сы, про — дй — на, орф — кры — та).

B. Определение ударного слога в словах. Ученику предлага­ется внимательно прослушать слова (буквы, коврик, Белоснеж­ка), повторить неударные слоги скандировано, а ударные — нараспев, плавно,

Г. Выделение ударного слога в письменных упражнениях. Ло­гопед диктует слова (мошка, погулять, двери, угольки, Чебу­рашка). Школьнику предлагается «зашифровать» слова: неудар­ный слог обозначить маленьким крестиком, ударный — большим (например: мошка — Хх).

Наши рекомендации