I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

Доклад

«Программа учебной дисциплины «Русский язык» в школе V вида, раздел «Произношение»

Студентка

Е.Д. Васильева

Москва, 2016

Программа учебной дисциплины «Русский язык» в школе V вида, раздел «Произношение»

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету произношение для 1-го класса разработана на основе:

1) Федерального Государственного стандарта второго поколения,

2) примерной программы начального общего образования, подготовленной в рамках проекта “Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения”, реализуемого Российской академией образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию,

3) программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Настоящая программа составлена на 112 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год и является программой начального уровня обучения.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

  • развитие артикуляционной моторики обучающихся;
  • формирование у детей навыка правильного речевого дыхания;
  • автоматизацию навыка правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях и текстах;
  • формирование умения различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки;
  • формирование умения составлять схемы звукового состава слов;
  • развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова;
  • уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся с учётом требований программы по развитию речи;
  • закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций; дифференциация предлогов, выражающих пространственные отношения; образование видо-временных форм глаголов, притяжательных имён прилагательных и имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Решаемые задачи позволяют достичь цель курса — воспитание у младших школьников четкой, внятной, выразительной речи.

В связи с тем, что работа по произношению направлена на воспитание у младших школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия, программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:

I. Формирование навыков произношения звуков.

II. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.

III. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.

Работа по данным направлениям на уроках произношения осуществляется параллельно.

Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.

С целью предупреждения специфических ошибок в письме обучающихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] - [ш], [п] - [б], [ч] - [ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков.

Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определённой последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.

В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.

Также внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок).

Содержание курса

I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.

1.1. Развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование умений и навыков, необходимых для правильного произношения и коррекции звуков.

1.2. Правильное произношение и различение следующих звуков:

  • гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э];
  • твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х];
  • дифференциация звуков [к] - [х];
  • мягких согласных в сочетании с гласными [и], [е];
  • дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях пы-пи (пыль – пили);
  • правильное произношение и различение звуков [с], [с'],[б], [б'], [д], [д'], [з], [з'], [г], [г'], [л], [л'], [ж], [р], [р'];
  • дифференциация звуков [с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л], звонких и глухих согласных;
  • правильное произношение звука [j] в начале слова, перед гласной после разделительных ь и ъ (яма, поет, льют, подъезд);
  • дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать);
  • звук [ц];
  • дифференциация звуков [ц] - [т'], [ц] - [с], [ц] – [с'];
  • звук [ч];
  • дифференциация звуков [ч] - [т'], [ч] - [с'], [ч] - [ц];
  • звук [щ];
  • дифференциация звуков [щ] - [с'],[ш] - [ч], [щ] - [ш].

1.3. Развитие внимания, памяти, умение запомнить 3-4 инструкции и выполнить действия в заданной последовательности. Умение повторить слоговой ряд в заданной последовательности, состоящий из двух-трёх сочетаний (па-по, ка-ха-ка, ус-ас-ос, спа-ста-ска и т.д.), умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава (мука, кот, вата, липа, лента, лимон, малина), заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок.

Наши рекомендации