Психологический эксперимент как метод исследования. формирующий(обучающий) и констатирующий эксперимент. особености патопсихологического эксперимента.
Рубинштейн формулирует основные принципы построения экспериментальных методик для изучения психики детей с отклонениями в развитии:
1.Принципы моделирования психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование – это вычисление основных психических актов и действий человека и организации выполнения этих действий в непривычных, несколько искусственных условий. Количество и качество такого рода моделей многообразно: это процессы анализа, синтеза, установления связей между предметами, комбинирование, расчленение и так далее. Ребенку предлагают сделать какую-либо работу, ряд практических заданий или действий в уме, и тщательно регистрируют, каким способом он действовал. Если он ошибался, выясняется, чем вызваны и какого типа эти ошибки.
2.Направленость на качественный анализ психической деятельности.С этой точки зрения существенно не то решена или нет предложенная задача или каков процент выполненных и невыполненных заданий лишь в редких случаях ограничивается время выполнения, а при оценки результатов главным являются качественные показатели – о способе выполнения заданий о типе и характере ошибок, об отношении ребенка к своим ошибкам и критическим замечаниям экспериментатора. Количественные показатели, скорость, объем выполненной работы, количество ошибок и так далее. Имеют подчиненное, второстепенное значение и полезны лишь в том случае, если известно, как ребенок относился к работе, был ли заинтересован в успехе, понял ли инструкцию т так далее.
3.Требование точной и объективной регистрации фактов. При всех вариациях и видоизменениях конкретной методики недопустимо сводить эксперименты свободной беседе или ограничиваться субъективной интерпретацией его данных. Эксперименты с детьми с отклонениями в развитии, не могут быть такими же точными и безупречными как при исследовании здоровых детей. Например: умственно отсталые дети не только нарушают порядок работы, предусмотренный инструкцией, но иногда действуют не в рамках ситуации – играют, с пособиями прячут, их в карманы выполняют, действия в противоположные тех которые их просят выполнить. Но это не следует рассматривать как срыв эксперимента, это очень ценный и важный материал запротоколирован!
Психологический эксперимент неизбежно происходит в равных или несколько искусственных условиях. Равенство условий вовсе не тождественно стандартизации исследования. Во время выполнения заданий испытуемому можно и нужно оказывать помощь, как он принимает ее и каких достижений при этом может добиться – один из наиболее показателей.
Формы помощи: 1) простое переспрашивание, просьба повторить то или иное слово, привлечение внимание испытуемого к сказанному или сделанному;
2) одобрение и стимуляция дальнейших действий, «хорошо», «дальше»
3) вопросы о том, почему испытуемый сделал то или иное действие, помощь в уточнении собственных мыслей;
4) наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора;
5) подсказка совет действовать тем или иным способом;
6) демонстрация действия и просьба самостоятельно его повторить;
7) пошаговое обучение выполнения задания.
Оказание помощи имеет общие правила:
1). Сначала следует проверить, не окажутся ли достаточными более легкие виды помощи и лишь затем прибегнуть к демонстрации и обучению;
2). Экспериментатор не должен быть многословным или вообще чрезмерно активным; его вмешательство в работу испытуемого должно быть обдуманным, скупым, редким;
3). Каждый акт вмешательства, то есть помощи, должен быть внесен в протокол так же как ответные действия и высказывания испытуемого.
Особенностью эксперимента в отличие от других методов является возможность поведения его процедуры и внесение в нее новых переменных с целью более четкого выделения исследоваемого качества.
Цель эксперимента: выявления зависимости между различными переменными. При этом:
1) Зависимая переменная - это то, что изучается и изменяется;
2) Независимая переменная – действие психолога;
3) Контролируемые переменные – те, что нельзя устранить, поэтому их действии
учитываются в интерпретации, а сам эксперимент проводится неоднократно.
По результату выделяют 2 вида эксперимента:
1) Констатирующий –устанавливает наличие и характеристики того или иного свойства качества психики, поведения на данном этапе.
2) Формирующий – позволяет изучить эти качества и свойства в динамике их становления, для этого в обычную повседневную деятельность вводятся элементы способствующие согласно гипотезе и преобразованию данных процессов затем делаются последовательные констатирующие срезы в этой же группе, что и позволяет выявить путь от Х к У.
Анализ экспериментальных данных по С.Я. Рубинштейну.
Важно суметь ограничить проявление патологии психической деятельности от особенностей психики, связанных с индивидуальными свойствами ребенка, или от неправильного отношения к исследованию. Больше всего следует остерегаться произвольных малообоснованных толкований. Поэтому, делая в заключении какой-либо вывод, нужно обязательно записывать факты (слова или действия ребенка), из которых этот вывод следует. Поэтому также проверить этот вывод с помощью других методик при повторном исследовании. Единичные неповторяющиеся экспериментальные факты очень редко имеет существенное значение.
На основании анализа экспериментальных данных составляется заключение относительно адекватности либо неадекватности эмоционально личностного отношения ребенка к факту проверки его умственной работоспособности и описание главных его затруднений при выполнении заданий, которые могут быть связаны: 1)С ослаблением внимания, рассеянностью, забывчивостью, сочетающимися с достаточной сообразительностью;
2)С неумением обобщать, улавливать существенный, скрытый смысл и строить логичные умозаключения;
3)С неумением выражать мысль и вообще работать со словесно оформленным материалом;
4)С поражением или недоразвитием отдельных анализаторов.
Предметом патопсихологического эксперимента является личность большого человека. Эксперимент обязательно должен актуализировать личностное отношение испытуемого. Психическое и психопатологическое явление может быть понято только на основе учета отношения человека к работе и самому себе, его мотивов и целей, требований к себе и к результату работы и так далее. Внешние условия не определяют непосредственно поведение и поступки человека, они преломляются через «внутренние условия» Его суждения или действия не являются непосредственной реакцией на внешние раздражители, а опосредуются установками, мотивами, потребностями. Эти установки складываются прижизненно но, сформировавшись, они сами определяют действия и поступки человека, больного и здорового.
Особенности патопсихологического эксперимента:
1. Его строение должно представить возможность обнаружить структуру не только измененных, но и оставшихся сохранными форм психической деятельности;
2. Всегда должно учитываться своеобразное отношение испытуемого к опыту, зависящее от его болезненного состояния. Наличие возбуждения или заторможенности заставляет иначе строить эксперимент, иногда менять его на ходу;
3. Необходимо многообразие применяемых методик. Это требование обусловлено рядом важных факторов. Во-первых, распад или недоразвитие психики неоднородны: практически не бывает так, чтобы у одного больного нарушались процессы анализа и синтеза, а у другого страдала исключительно целенаправленность; Во-вторых, очень часто изменение инструкции, какой-нибудь нюанс меняет характер данных. Например. Если в опыте на запоминание и воспроизведение слов экспериментатор подчеркивает значимость своей оценки, то результаты будут более показательны для оценки отношения испытуемого к работе, чем для оценки запоминания;
4. Необходимость возможность неоднократного повторения эксперимента. Нарушение психической деятельности часто бывает нестойким. При улучшении состояния больного некоторые особенности его мыслительной деятельности исчезают, другие остаются. Характер обнаруживаемых нарушений может меняться в зависимости от особенностей самого экспериментального приема, поэтому только сопоставление результатов различных вариантов какого-нибудь метода, при этом многократно применяемого, дает право судить о характере, качестве, динамике нарушения психики больного.
При исследовании интеллектуальной деятельности у лиц с нарушенной патологией психики методами измерения функций не могут быть учтены их особенной умственной деятельности, ни качественная сторона нарушения, ни возможности компенсации. Такие методы выявляют только конечные результаты работы, а сам ее процесс, отношение испытуемого к заданию, мотивы, побудившие его избрать тот или иной способ действия, личностные установки – это все многообразие качественных особенностей деятельности – не могут быть обнаружены.
Психические процессы являются не врожденными способностями, а прижизненно формирующимися видами деятельности, следовательно, психологический эксперимент должен обеспечить возможность исследовать психические нарушения как нарушения деятельности. Он должен быть направлен на качественный анализ различных форм распада или недоразвития психики, то есть на раскрытие механизмов нарушенной деятельности и возможностей ее восстановления. При нарушениях познавательных процессов эксперимент должен показать, как распадаются те или иные мыслительные операции, как видоизменяется процесс приобретения новых связей, а также отразить сохранность или нарушение динамики направленности психических процессов.
25
Тесты: характеристики, варианты. Условие и опыт использования тестов в диагностике
Отклоняющего развития.
Компьютерные тесты позволяют получать и обрабатывать помимо основных данных дополнительную информацию об испытуемом: время, затраченное на задание, количество отказов от решения, обращение за помощью. Эта информация используется для углубленного психологического анализа результатов тестирования. Достоинством компьютерных тестовых программ:
1) работа с большими базами данных, компьютер методичнее и последовательнее ищет данные в большой базе данных, чем психолог;
2) экономия времени психолога;
3) возможность введения других уместных переменных, например, демографических данных выборки;
4) более точное варьирование условий предъявления задачи испытуемого с тем, чтобы оценить выполнение ее различных составляющих;
5) возможность в регистрации и оценки параметров реакции, например, распределение ответов во времени;
6) возможность интеграции данных из многих источников, включающих все виды имеющих тестов, истории болезни, данные о поведении.
Психологический тест –это система специальных заданий для объективного и стандартизированного измерения образцов (проб) поведения, свидетельствующих об определенных качествах или свойствах отдельного индивида. Норма – это обычный или средний уровень выполнения. Количество правильных ответов, число ошибок, время, необходимое для выполнения тестовых заданий, другие измерительные показатели соответствуют первичным оценкам, или «сырым балом». Но первичная оценка ни о чем не говорит до тех пор, пока не получит выражение в единицах подходящих интерпретационных данных. В процессе стандартизации теста его проводят на большой репрезентативной выборке лиц определенного типа, для работы с которыми он предназначен – выборке стандартизации, служащий для установления норм. Такие нормы показывают не только средний уровень выполнения теста, но и относительную частоту отклонений от него в обе стороны, что позволяет количественно оценивать величину превышения или отставания от среднего и характеризовать положение испытуемого относительно выборки стандартизации.
Стандартизированные – это тесты прошедшие процедуру стандартизации, которая включает в себя проверку на вапидность, надежность, в соответствии тестовым нормам (репрезентативность), адаптацию к реальным социокультурным условиями.
Стандартизация- единообразие процедуры и оценка выполнения теста. Если мы хотим, чтобы показатели, полученные разными людьми, были одинаковыми для всех. Для этого создатель теста дает подробные указания по его проведению относительно, Используемого стимульного материала; временных ограничений; устных инструкций испытуемого; пробных образцов заданий; допустимых ответов на вопросы обследуемого и др.
Надежность теста - точность измерения, изучаемого явления и устойчивость результатов к действию посторонних факторов. Надежность тестов можно проверять с помощью:
1) сравнение результатов теста, получаемых при его проведении на одних и тех же людях в
различные моменты времени;
2) использование разных наборов заданий;
3) смены лиц, проводящих тест или оценивающих его выполнение;
4) варьирование любых других основных условий тестирование.
В сведениях о тестах указывается, как правило, тип надежности и способы ее определения, а также величина и характер выборки, на которой проверялась надежность. Это дает возможность пользователям предсказывать, будет ли тест столь надежен для той группы, в которой они собираются его применить, или же следует ожидать снижение (повышение) его фактической надежности.
Валидность теста определяется ответом на вопрос: действительно ли тест измеряет то, для измерения чего предназначен и в какой степени? Валидность предусматривает проверку того, насколько хорошо тест выполняет свою функцию. Критериями валидности являются:
1). Поведенческие показатели – реакции, действия, поступки испытуемого в различных ситуациях жизни;
2). Достижения испытуемого в соответствующих измеряемым характеристикам видах деятельности;
3). Данные о различных контрольных проб и заданий;
4). Данные, получаемые от других методик, Валидность или же связь, с которых с проверяемой методикой считается твердо установленной. Валидность тестов, имеющих широкое применение устанавливается только в ходе накопления данных из множества различных исследований: Валидность показывает нам не только степень соответствия теста своему назначению, фактически она указывает. Что измеряется тем или иным тестам.
Самое общее деление тестов-стандартизированые и проектированные . Стандартизированные тесты подразделяются на тесты-опросники и тесты-задания. Проектированные тесты основаны на прямой а не косвенной оценки тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа, того как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределенные картинки, бесформенные пятна и др., например, тест Роршаха, большинство созданных и применяемых практических психодиагностических методик представляют так называемые бланковые методики – такие, в которых испытуемому предлагают серию суждений или вопросов, на которые он должен дать устный или письменный ответ. Второе место по частоте встречаемости занимают опросные методики, в процессе применения которых исследователь задает испытуемому устные вопросы, отмечает и обрабатывает ответы. Третье место по частоте использования занимают рисуночные психодиагностические методики. В них для изучения психологии и поведение испытуемых используют созданные ими рисунки, которые могут иметь заданный тематически, так и спонтанный характер. Особое место среди психодиагностических методик занимают проективные, которые в свою очередь, могут быть бланковыми, опросными и рисуночными.
Следующая группа методик – объективно-манипуляционные. В них решаемые испытуемыми задачи предлагают им в форме реальных предметов, с которыми предстоит нечто сделать: собрать из заданных материалов, изготовить, разобрать и так далее.
Универсальные это комплексные личностные многофакторные методики, например, личностный опросник Кеттела.
При использовании стандартизированного метода необходимо выполнение ряда жестких требований, без чего невозможно достоверная оценка измеряемых показателей:
1) инструкция по применению конкретной стандартизированной методики не может быть
изменена даже частично;
2) порядок и способ предъявления стимульного материала (заданий) должен точно
соответствовать разработанному авторскому варианту;
3) недопустимы какие-либо пояснения, подсказки, использование наводящих вопросов;
4) нельзя оказывать помощь, если она не предусмотрена процедурой, критиковать или
усиленно хвалить ребенка.
Применение психодиагностического метода в работе с аномальными лицами имеет свои проблемы. Прежде всего, существуют лишь небольшое количество тестов, разработанных для популяции аномальных, таким образом, возникает необходимость их адаптировать, например, для использования тестов в работе со слепыми их необходимо переписать шрифтом Брайля. Но скорость его чтения примерно в три раза ниже, чем чтение обычным способом, значит, возникает необходимость увеличить время на обработку теста. В то же время индивидуальные различия в скорости чтения шрифта Брайля значительно больше, чем в скорости обычного чтения, значит, разные слепые окажутся в различном – выгодном или невыгодном – положении. Во-вторых, тесты, разработаны специально для аномальных, можно стандартизировать лишь с большим трудом. Причинами этого является относительно небольшое количество некоторых групп аномальных детей, а так же то, что такие группы, с точки зрения степени проявления дефекта, этиологии и возраста возникновения у их представителей, очень неоднородны. Пожар предлагает соблюдать ряд условий использования тестов при изучении аномальных детей:
1). Предварительно должен познакомиться с основными характеристиками данного вида аномалии, с возможностями и ограничениями, вытекающими из данного эффекта. И в первую очередь – с особенностями коммуникации аномальных детей и подростков с данным дефектом;
2). При применении тестов, сконструированных для нормальной популяции и на ней же стандартизированных, сравнение результатов аномальных детей с нормами, разработанными для нормальных нужно осуществлять с большой осторожностью;
3). Адаптации тестов, разработанных для нормальной популяции, требует большого опыта – внесение поправок, увеличение времени на решение отдельных задач должны основываться на массивной анпобации методики в соответствующих условиях, то есть на конкретной группе аномалии;
4). Тестирование аномальных детей и подростков принципиально следует проводить только индивидуально, причем исключительное внимание необходимо уделять пробным заданиям, чтобы полностью убедиться, что инструкции поняты правильно;
5). При тестировании аномальных, в особенности умственно отсталых, необходимо обеспечить соответствующую мотивацию, поскольку слабые низкие результаты часто бывают вызваны отсутствием интереса или низкой мотивацией – незаинтересованностью ребенка в выполнении задания;
6). Валидными необходимо считать высокие результаты, в то время как к низким следует относится более скептически – они могут быть вызваны трудностями выполнения задания, обусловленными дефектом, недостаточным пониманием задания, слабой мотивацией испытуемого;
7). Психодиагностическое тестирование следует использовать как вспомогательный метод, всегда лишь дополняющий другие методы, - длительное наблюдение, беседу, эксперимент.
В современной практике обследования детей широкое распространение получил тест Векслера по определению коэффициента интеллектуального развития, адаптированный в нашей стране для детей от 5 до 16 лет Панасюк. Тест применяется для дифференцирования здоровых и умственно отсталых детей, для изучения детей с ЗМР, для анализа причин неуспеваемости. Он позволяет получить представление не только об общем уровне интеллекта, но и об особенностях его структуры, благодаря наличию вербальной и невербальной шкал. Кроме теста Векслера в дефектологической практике широко применяются для диагностики интеллекта тест «Прогрессивные матрицы Равенна», тест структуры интеллекта Амхауэра и другие.
26