Педагогический эксперимент, констатирующий урок

Знакомство обучающихся в 6 классе с живописью в жанре «пейзаж» расширяет кругозор обучающихся, развивает их эстетические чувства, положительно влияет на их поведение, поэтому очень важно знакомить их с различными жанрами изобразительного искусства, благодаря современным мультимедийным технологиям демонстрировать показ художественных произведений. Благодаря своей наглядности и красочности они доступны и понятны ученикам, особенно подросткового и старшего возраста.

В нашей работе мы рассмотрим 1-ый этап педагогического эксперимента – констатирующий. В нашем исследовании по формированию основ колорита изображения пейзажа у обучающихся в 6 классе мы будем опираться на комплексную программу «Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов» академика РАО Б.М. Неменского [15,c.74]. В IV четверти ученики 6 класса знакомятся с жанром «пейзаж». Объектом изображения может быть дикая или преображенная человеком природа. Учащиеся знакомятся с разновидностями пейзажа, с понятием колорит, с законами композиции, с этапами выполнения пейзажа, при показе произведений художников реалистического современного пейзажа говорят о красоте и многообразии русской природы, о чувствах и состоянии переданных художниками в своих работах.

Цель нашего констатирующего урока:определить показатели умений выбора колорита в изображении пейзажа и выявить уровень сформированности основ колорита изображения пейзажа у учащихся. В качестве показателей уровня основ в выборе колорита изображения пейзажа были выбраны:

- Колорит-состояние;

- Композиционные решения;

- Воздушная перспектива;

- Уровень развития воображения.

Первый этап педагогического эксперимента - констатирующий эксперимент проходил при следующих условиях, а именно два шестых класса, учащиеся которых имеют примерно одинаковые способности.

Цель констатирующего эксперимента:выявить у учащихся уровень сформированности основ колорита изображения средствами пейзажа.

Тема урока: «Жанр-пейзаж».

Цель: Расширить знания учащихся о пейзаже.

Задачи:

Образовательная:

- Закрепить умение отличать пейзаж от картин другого жанра. Овладеть осознанным выбором цветового решения «пейзажа».

Развивающая:

- Развивать мышление, воображение, эстетический вкус.

Воспитательная:

- Воспитывать любовь к природе родного края, восхищение ее неповторимой красотой.

Оборудование урока:

Альбом, гуашь, кисти, баночка с водой, палитра, тряпочка.

Зрительный ряд:Различные примеры пейзажей (городской, сельский, ландшафтный, марина, индустриальный, свойства цвета) Рис.1 - 7

Ход урока:

1.Приветствие. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь

2.Рефлексия. Проверка знаний учащихся. Беседа.

Учитель: Ребята, вы уже встречались с жанром пейзажа во 2 классе. Скажите, что же такое пейзаж?

Ученики: Пейзаж - это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта.

Учитель: Молодцы, правильно! В каких видах искусства можно встретить пейзажи?

Ученики: Живопись, графика, гобелен, батик.

3.Новый материал.

Учитель: Ребята, посмотрите на доску! Чем отличаются пейзажи представленные на ней? Какое время года изобразил художник?

Ученики: На первой картине изображено море летом, на второй город осенью, затем поля зимой, деревенские домики весной.

Учитель: Верно! Сейчас мы с вами выяснили, что пейзажи различаются по тому, что на них изображено, т.е. пейзажи делится на следующие виды:

1.Городской

2.Сельский

3.Ландшафтный

4. Индустриальный

5. Морской

Жанр пейзажа выражает не только бесконечное многообразие и красоту природы, но и передает настроение. Как художник может передать свое настроение красками?

Ученики: Пасмурный - серый, дождливый день-это грусть; солнечный – яркий цветной, ясный день- это радость и т.д.

4.Практическая часть.

Учитель: Ребята, сегодня у вас такое задание - нарисовать пейзаж так, как вы его видите, так как считаете нужным.

Ученики приступают к работе.

5.Подведение итогов.

Выставка лучших работ.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис. 1. Щедрин С.Ф. Набережная Санта Лючия в Неаполе. 1820-е г.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис.2.Поленов В.Д. Деревня Тургенево.1885 г.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис. 3. Шишкин И.И. Лесная поляна.1897 г.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис .4. Пименов Ю.И. Район завтрашнего дня. 1957 г.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис.5. Айвазовский И.К. Солнечный день. 1884 г.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис.6. Н. П. Лой «Море Лаптевых» картон, масло 1965 г.

По результатам анализа работ школьников можно выявить уровень сформированности основ колорита изображения пейзажа изображения пейзажа. Можно оценить работы учащихся по трём уровням (см. Таблицу 4).

Таблица 4

Критерии оценки знаний учащихся

Критерии Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
1. Колорит-состояние - Неправильно выбран локальный цвет пейзажной композиции   - Не соблюдается общая гамма - Отсутствует тональный разбор -Правильно выбран локальный цвет пейзажной композиции - Не всегда соблюдает общую гамму - Присутствуют ошибки в тональном разборе -Правильно выбран локальный цвет пейзажной композиции - Соблюдение общей гаммы - Тональный разбор  
2.Композиционное решение.     - Изображение не соответствует формату листа   -Центр композиции не выявлен   - Отсутствие равновесия   - Отсутствие цельности композиции   -Не все предметы соответствуют формату листа   -Выявление центра композиции   - Понимает, что такое равновесие, но не может использовать   - Понимает, что такое цельность, но не использует - Изображение соответствует формату листа   -Выделение центра композиции   - Равновесие в композиции   - Цельность композиции  
3. Воздушная перспектива - Отсутствие линии горизонта - Отсутствует линейная и воздушная перспектива - Знает, что такое линия горизонта -Знает, что такое линейная и воздушная перспектива   - Присутствует линия горизонта -присутствует линейная и воздушная перспектива
4. Уровень развития воображения Репродуктивен Делает попытки продуцировать новую идею Создает новый образ

Анализ рисунков учащихся обоих классов показал: уровень формирования основ колорита изображения пейзажа – примерно одинаковый; в обоих классах есть работы, выполненные на высоком художественном уровне и работы с большими недостатками. Наиболее типичные недостатки: не выразительная композиция листа; неинтересный замысел художественного образа пейзажа.

Отмечена также низкая культура некоторых работ в исполнительском плане (небрежность, грязь). Результаты констатирующего урока представлены в таблице 5.

Таблица 5

Результаты констатирующего эксперимента

  Класс Число Учащихся (чел.) Уровень сформированности основ колорита изображения средствами пейзажа
высокий средний низкий
  экспериментальный  
16% 56% 28%
  контрольный  
20% 48% 32%

Таким образом, данные, приведённые в таблице 5, показывают, что: уровень сформированности основ изображения пейзажа был примерно одинаковый, процент детей с показателями низкого и среднего уровня развития творческих способностей – велик. Многие дети столкнулись с затруднениями в изображении перспективного пространства, композиционных решений и передачи формы предметов, часть детей не справились с передачей состояния пейзажа.

Анализ констатирующего эксперимента позволили нам разработать следующие элементы дидактического материала: зрительный ряд, отражающий особенности пейзажей; дидактический ряд, показывающий этапы технологии; иллюстрации, репродукции; таблицы о композиции, таблицы по цветоведению, презентации, авторские конспекты уроков.

Особенности предлагаемой нами методики по обучению школьников основам колорита изображения пейзажа: мотивирующая беседа о красоте природы, о чувствах испытываемых художником, обсуждение и планирование предстоящей работы.

Форма практической деятельности – творческая самостоятельная работа, подведение итогов – выставка работ и их коллективная оценка учащимися всего класса.

Обучение и изучение свойств цвета, композиционных принципов построения предлагается вести при помощи наглядных и динамических пособий.

Наглядные пособия – это наиболее доступный способ объяснения целей и задач любого изобразительного задания. Они имеют в обучении научно-познавательную и обучающую функцию.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис. 7. Цветовой круг.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис.8. Основные и составные цвета.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис.9. Свойства цвета. Рис.10. Хроматические цвета.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис.11. Ахроматические цвета.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис.12. Н.П.Лой «Край земли» холст/масло 2001 г.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис.13. Н.П.Лой «Бабье лето» холст/ масло 1992 г.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru

Рис.14. Б.Н. Молчанов «Рассвет» х/м 1982 г.

Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru Педагогический эксперимент, констатирующий урок - student2.ru Рис.15. М.С.Турдагин «Лето», акв,б.; «Стоянка на реке Пайтурме» акв,б, 1996г.,

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над темой «Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе» мы проанализировали учебные задачи уроков изобразительного искусства в направлении обучения и специфику формирования колорита изображения на уроках рисования, на тему «пейзаж». Также нами были комплексно исследованы методики преподавания теоретических основ формирования колорита на уроках тематического рисования и предложены варианты проведения уроков в данном разделе изобразительного искусства в 6 классе.

Изучена психолого-педагогическая литература, выявлены традиционные подходы и методики развития воздушной и линейной перспектив пейзажной композиции. Проанализировав программы Б.М. Неменского, Т.Я. Шпикаловой, и В.С. Кузина, мы можем сделать вывод: что во всех программах присутствуют уроки посвященные пейзажу, но программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов» отличается прежде всего, тем, что в ней присутствует наибольшее количество уроков посвященных теоретическим основам колорита изображения средствами пейзажа, изучению воздушной и линейной перспектив пейзажной композиции, на основе этой программы был проведён педагогический эксперимент, констатирующий урок.

По окончанию нашей методической работы мы пришли к следующим выводам:

- Уроки-беседы, направленные на формирование теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа, должны проводиться в тесной связи с практическими занятиями. Эта связь способствует успешному решению методики учебно-воспитательных задач, поставленных перед каждым классом;

- Связь между беседами об искусстве и уроками рисования, на темы передачи колорита изображения средствами пейзажа осуществляется по-разному. Так, знания, полученные учеником в процессе практических занятий по изобразительному искусству, находят свое дальнейшее развитие и закрепление при анализе произведений художников. Вместе с тем следует отметить, что сведения, которые ученики получают во время бесед на тему композиции рисунков, они в будущем используют, когда рисуют с натуры, по темам в пейзажных композициях;

- В ходе написания нашей курсовой работы мы пришли к выводу, что проанализировать формирование теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа помогают целевые наблюдения природы, рассматривания репродукций с картин художников-пейзажистов;

- В методике преподавания теоретических основ колорита изображения средствами пейзажа на уроках рисования следует обращать внимание на составление колористической гаммы, передающей состояние времени в пейзаже, симметричное и асимметричное расположение объектов на рисунке, корректируя в ходе урока ошибки школьников. Проанализировав рисунки школьников 6 классов, мы пришли к выводу, что в основном они заключаются в том, что дети избегают заграждений одних предметов другими. При этом им следует показывать, что данное явление имеет место в реальной жизни. Поэтому и на рисунке не стоит избегать моментов, когда один объект закрывает часть другого. Другой распространенной ошибкой является выполнение пейзажных композиций без учета воздушной перспективы, пространственных изменений предметов, то есть предметы кажутся плоскими и не имеют объема.

Все вышесказанное надо учитывать в ходе самого процесса обучения теоретическим основам колорита изображения средствами пейзажа на уроках и уделять данным моментам больше внимания, ведь ошибки легче предупредить, нежели потом исправлять.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрямова О.С., Словарь-справочник учителя изобразительного искусства. - Пенза 2005. – 70 с.

2. Беда Г.В. Живопись: учебник для вузов. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

3. Белый А. Формы искусства/Символизм как миропонимание. - М.,1994.-528с.

4. Бесчастнов Н.П. Живопись. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2010. - 367 с.

5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2002.- 528 с.

6. Богемская К.Г. Пейзаж. Страницы истории. – М., 1992.. Второе издание, 2002, Москва, АСТ. – 173 с.

7. Волков Н.Н. Цвет в живописи. – М.: Искусство, 1985. – 480 с.

8. Выготский Л.С. Воображение и творчество: Психол. очерк. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 93с.

9. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: учебное пособие для студентов всех специальностей пед. вузов / под общ. ред. М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с. – (Образование XXI века).

10. Климов Е.А. Основы психологии: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити-дана, 2003. – 462 с.

11. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1977. – 208 с.

12. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. – 2004. – № 4. – С. 37–42.

13. Мальцева Л.В., Белая Т.В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству, 2015. – 159 с.

14. Милюков А.А. Организация натурных постановок на уроках изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 1978. – 112 с.

15. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд: программа для 1–9 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 138 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).

16. Педагогическая психология: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. Н.В. Клюевой. – М.: Изд-во Владос-Пресс, 2003. – 209 с.

17. Рапацевич Е.С. Педагогика: Большая современная энциклопедия. – Минск: Современное слово, 2005. – 720 с.

18. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для вузов. – М.: Агар, 2000. – 251 с.

19. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся 5–8 классов: в 4 ч. – Обнинск: ТИТУЛ, 1996.– Ч. 2. Основы живописи. – 80 с.

20. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Дону: Феникс, 2003. – 544 с.

21. Талызина Н.В. Педагогическая психология: учебник для студентов учебных заведений среднего профессионального образования. – 3-е изд., стереотипное. – М.: Akademia, 2003. – 287 с. – (Педагогическое образование).

22. Фридман Л.И. Психопедагогика общего образования: пособие для студентов и учителей. – М.: Институт практической психологии, 1997. – 288 с. – (Библиотека педагога-практика).

23. Цукерман Г.А. Что развивает и чего не развивает учебная деятельность школьника // Вопросы психологии. – 1998. – № 5. – С. 76–79.

24. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство: программа для 5–9 классов. – М.: Просвещение, 2009. – 72 с. – (Программы для общеобразовательных учреждений).

25. Якобсон П.М. Психология художественного творчества. – М.: Знание, 1970. – 48 с. – (Искусство).

Приложение 1

Таблица 1

Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой

Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

Автор программы Тема урока Задание Средства исполнения  
Б.М.Неменский Изображение пространства Беседа. Изображение рельс в перспективе. Линейная перспектива, линия горизонта, точка схода.
  Правила линейной и воздушной перспективы   Изображение уходящей вдаль аллеи Цельность, цветовая гамма, горизонт, колорит.
  Пейзаж – большой мир.   Организация изображаемого пространства Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки»   Перспективная выразительность, воздушная перспектива.
  Пейзаж – настроение.   Природа и художник. Создание пейзажа настроения; работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе   Колорит. Цвет.
  Городской пейзаж Создание пейзажа родного города, работа по представлению и памяти узнаваемых мест города. Воздушная и линейная перспектива. Колорит.

Таблица 2

Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой

В. С. Кузина «Изобразительное искусство» Основы обучения изобразительному искусству в школе

Автор программы Тема урока Задание Средства изображения
В.С.Кузин В осеннем лесу, парке Работа над композицией пейзажа по памяти.   Рисование дерева с натуры и по памяти Композиция. Передача состояния природы. Цвет. Колорит

Таблица 3

Теоретические основы формирования колорита изображения средствами пейзажа у обучающихся в 6 классе в соответствии с программой

Т. Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство: программа для 5–9 классов»

Автор программы Тема урока Задание Средства изображения
Т.Я. Шпикалова Красота осеннего пейзажа Создание осеннего пейзажа в технике монотипии   Композиция. Цвет. Колорит. Воздушная перспектива.
  Осенний пейзаж в нашем творчестве Рисование с натуры или по памяти, по наблюдению осеннего пейзажа   Композиция. Передача состояния природы. Колорит.Перспектива.

Наши рекомендации